Неэкономно, не конкурентно, подозрительно и конфликтно. Почему Дагестан лидирует в антирейтинге госзакупок?

1

Наименьшая эффективность госзакупок, как и в 2016 году, зафиксирована в регионах СКФО. Такой вывод следует из совместного исследования Аналитического центра при Правительстве РФ и компании «Закупки 360», которая занимается мониторингом в сфере госзакупок. Исследуемый период – первое полугодие 2017 года.

РИА «Дербент» попыталось проанализировать работу, в которой представлены общий рейтинг эффективности госзакупок и пять подрейтингов – по показателям конкурентности, экономности, эффективности планирования, конфликтности и подозрительности госзакупок.

Критерий конкурентности

Показатель конкурентности демонстрирует усилия регионов по созданию условий для конкурентной борьбы, предполагающей наиболее эффективное расходование бюджетных средств. Этот критерий является наиболее важным при расчете общей оценки эффективности региона в сфере закупок. В этом подрейтинге за год Дагестан поднялся на один пункт и занимает 67 место.

Критерий экономности

Критерий экономности демонстрирует, на сколько процентов заказчикам удалось снизить цены по сравнению с начальными показателями. Дагестан в этом подрейтинге сохранил прошлогоднюю 84 позицию.

Эффективность планирования

Расчет данного показателя основывается на объеме закупок, заключенных в конце года, количестве изменений в планах закупок заказчиками региона в течение отчетного периода, а также числе контрактов, заключенных с падением в 25% и более от начальной максимальной цены контракта. За год Дагестану удалось сделать значительный скачок и с 36 места переместиться на 4 место.

Критерий конфликтности

Конфликтность закупок отражает количество выявленных процедурных нарушений в регионе. Дагестан в третий год подряд является лидером этого антирейтинга. В публикации отмечается, что наибольшее число закупок, по которым поданные в ФАС России жалобы были признаны обоснованными и частично обоснованными, в первом полугодии 2017 г. зафиксировано в Республике Дагестан (1,64% от всех закупок, в т. ч. отмененных), Республике Ингушетия (1,11%) и Москве (1,04%).

Подозрительность закупок

Для определения этого критерия используются стоимость одного дня заключенного контракта в регионе (стоимость контракта в расчете на один день его исполнения) и доля контрактов, заключенных с участниками, предложившими неминимальную или максимальную цену в зависимости от способа размещения заказа). За год Дагестан потерял 16 позиций и расположился на 76 месте данного подрейтинга.

Существование проблемы в сфере госзакупок в Дагестане РИА «Дербент» подтвердил экономист Халил Халилов, отметив, что из года в год Дагестан занимает место на дне подобных рейтингов.

По его словам, ситуация характеризуется очень низкой конкурентностью закупок, очень низкой экономностью (максимум до 5% снижение начальной цены, тогда как в Москве и других регионах падение составляет не менее 15-20%).

По мнению собеседника агентства, это связано с тем, что дорожное строительство, здравоохранение, транспортная, строительная, образовательная сферы и другие секторы держатся монопольно. «Возьмем для примера также ситуацию в области производства лекарственных средств, куда мало кто приближается. Остальные участники рынка не понимают, почему практически всю эту сферу занимает один игрок».

Халилов связывает большие надежды с недавно подписанными президентом РФ Владимир Путиным изменениями в Закон о контрактной системе и Закон о закупках. Первый пакет поправок предполагает отказ от бумажной формы проведения закупок и перевод всех открытых закупочных процедур в электронную форму. Второй пакет правок – устанавливает закрытый перечень способов закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и полный их перевод в электронную форму.

«Электронный аукцион дает возможность непрозрачного, но конкурентного, участия на торгах на электронных площадках и позволяет провести объективное состязание между участниками торгов. Я помню, что даже Народное Собрание многие свои процедуры проводило посредством запроса котировок и др. показателей, и все это делалось в конвертах. При этом происходило много «интересного». Было жутко не по себе от того, что главный законодательный, представительный орган республики, который должен демонстрировать пример открытых, конкурентных закупок, проводил множество мелких манипуляций, допуская к торгам заранее заготовленных участников, интересы которых закладывались на этапе подготовки к тендерам», – рассказал экономист.

Шамиль Сагидов, председатель комитета по госзакупкам РД

По словам Халилова, значительное число закупок готовится заранее с каким-то определенным участником. Он отметил, что борьбой с подобными нарушениями в 2017 году активно занималась Антимонопольная служба, отменившая контракты на серьезные суммы. В качестве примера он напомнил ситуацию с индустриальным парком «Аврора»: проводимые торги были признаны недействительными после жалоб других участников тендеров.

Экономист отметил сильное давление административного ресурса при проведении тендеров. «Обиженные» участники торгов, по его словам, зачастую предпочитают замалчивать проблему, что только усугубляет ситуацию.

В заключение Халил Халилов отметил, что, несмотря на принимаемые государством усилия, случаи нарушения закона о госзакупках и контрактной системе не прекращаются.

 

Омар Гаджиев



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. не гаджи:

    кто  этот экономист-халил халилов-народ не знает. его мнение народу по одному месту

     но народ точно знает.что за двадцать мл. два садика можно строить на пятдесять  дите

    знает об этом и глава города. прокурор знает.  проверяющему  бог дал…знать