Народный Штаб, армия, планирование и моделирование: битва с эпидемией в Дагестане вступила в активную фазу
1Оценку сложной эпидемиологической ситуации в Дагестане, прямой поддержке Москвы и операции по ликвидации эпидемии в республике, вступившей в активную фазу, действиям властей озвучил в интервью РИА «Дербент» координатор Народного Штаба (НШ) Дагестана Маир Пашаев, рассказавший также о проделываемой участниками НШ работе.
– В последние дни на страничке Народного Штаба в Facebook обсуждается подготовленный вами Сводный анализ – доклад о фактической ситуации с распространением коронавируса в Дагестане. На каких ключевых положениях основывается этот документ? Кому адресован?
– Доклад объемный, порядка 150 страниц, планируем направить нескольким адресатам в федеральном Центре. Прежде всего, фактура накоплена при подготовке предыдущих обращений НШ в адрес всех ключевых федеральных органов власти и к Главе Дагестана Владимиру Васильеву. Приведу цитату из обращения Штаба в первых числах мая в Минобороны: “В связи с критическим состоянием в Республике Дагестан, для исправления сложившейся катастрофической ситуации в кратчайшие сроки, считаем целесообразным обратиться к министру обороны РФ Сергею Шойгу. Просим задействовать в Дагестане все имеющиеся профилактические, противоэпидемиологические, лечебно-амбулаторные силы и средства Министерства обороны РФ, в особенности бригады санобработки, мобильные лаборатории тестирования и полевые госпитали с врачебным персоналом”.
Всего обращений, начиная со 2-3 мая, нами направлено 14. В большом количестве накопились ежедневные оперативные сводки внутри республики: хочу выразить благодарность всем структурам, кто был со Штабом на связи и по мере возможности оказывал содействие в решении проблем. Проделан огромный объем работы.
Во втором разделе сводный анализ эпидемситуации на территории республики, справки по очагам вспышек и циркуляры больниц. В третьем разделе копии публикаций на странице Штаба в Facebook: они содержательны, информативны, как ежедневные сводки по республике, мнение специалистов, участников группы, врачей, пациентов. Четвертый раздел сформирован из копий профильных публикаций в различных дагестанских СМИ за последние два месяца. Они достаточно информативны и демонстрируют эпидемситуацию Дагестана в динамике.
Народный Штаб получал с мест и анализировал широкий спектр информации. А дней десять назад эксперты разработали математическую модель распространения эпидемии коронавируса в Республике Дагестан. Два специалиста работали над проверочными и итоговыми результатами автономно. 17 и 19 мая получены два черновика результатов на разные даты, в разных срезах, на основании имеющихся входных проверочных данных. Сегодня получены результаты модели на основании систематизированных за эти дни уточненных входных данных, всего четыре выборки. То есть, в итоге модель показывает все возможные эпидемситуации Республики Дагестан: на текущий определенный период (месяц) и далее на прогнозные периоды.
В последнем разделе доклада планы выхода из эпидемситуации в Дагестане — сводный организационно-мобилизационный план правительства, срочный план на 10 июня и перспективный план на июнь-август. Была идея специального раздела по итогам работы Оперативного Штаба по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории Республики Дагестан. Но почему-то не опубликованы соответствующий указ о его создании, отчеты деятельности, решения.
– Какова же действительная картина эпидемии коронавируса в Дагестане и ее масштабы? Насколько они расходятся с официальной позицией властей?
– Используя накопленные материалы, было принято решение наладить работу в другой плоскости: провести полевые исследования, добывать своего рода разведданные, как официальные, так и опросные – врачей, специалистов, волонтеров Штаба. Что во многом удалось. В принципе, уже сегодня, картина эпидемии в какой-то степени понятна многим. Но в Штабе знали ее основные характеристики намного раньше, в начале мая. Характер эпидемии, очаги вспышек, масштаб трагедии, возможная прогрессия, прогноз на май. И нам удалось заложить в свои обращения в федеральный центр максимальный объем объективных и достоверных данных и проблем из разных сфер, касающихся эпидемии.
Не просто обосновать тяжесть ситуации, как например, в других обращениях, многочисленных публикациях, видеосюжетах. Перед Штабом были поставлены задачи выработки стратегии и системных решений. Важно было изначально максимально сконцентрироваться на решающих направлениях —это было однозначное мнение всех координаторов Штаба. И мы достойно выполнили задачи. Уже в начале мая все члены Штаба понимали — без подключения федерального центра к ликвидации эпидемии и масштабной помощи произойдет катастрофа. Поэтому, били в одну точку, как могли.
Расхождения официальной статистики с реальной жизнью в Дагестане присутствовали всегда. Дали они о себе знать и сегодня. К сожалению, ценой жизни тысячи дагестанцев. От имени Народного Штаба приношу соболезнования семьям и родственникам всех погибших. Насколько наше видение расходится с официальной, уже озвученной позицией власти, я не берусь судить. На это нет времени. Но все провалы, по скрытию информации, отсутствию тестирования, недостоверной статистике, неправильно оформленным регламентам коронавирусных работ, неподготовленности медучреждений, недостаточной обеспеченности средствами защиты и медикаментами, по нарушениям норм безопасности медперсонала, повышению цен на лекарства, Штабом зафиксированы в обращениях.
Публиковать Сводный анализ, тем более итоговые результаты математической модели или передавать их третьим лицам Штаб не планирует — мы не можем знать, кто и с какой целью воспользуется результатами. Считаем правильным направить Сводный анализ с результатами модели в федеральные органы власти, которые принимают решения по преодолению эпидемии в Дагестане, мобилизуют силы и средства.
Итоговые результаты математической модели эпидемситуации в Республике Дагестан представлены в виде таблиц, демонстрирующих:
- динамику заболевания населения Махачкалы коронавирусом и пневмонией с 09.05.2020 по 10.06.2020;
- динамику заболевания населения по городам РД (без Махачкалы) коронавирусом и пневмонией с 09.05.2020 по 10.06.2020;
- динамику заболевания населения по сельским поселениям РД коронавирусом и пневмонией с 09.05.2020 по 20.06.2020;
- динамику заболевания населения РД коронавирусом и пневмонией с 09.05.2020 по 10.06.2020.
В таблицах представлена информация о численности населения без иммунитета на дату расчета, число инфицированных и вылечившихся людей, остаток инфицированных, число больных средней тяжести и тяжелых, число тяжелых, а также количество умерших.
Результаты расчетов достаточно адекватно описывают процессы, которые связаны с заболеванием населения коронавирусом и пневмонией по городам и сельским населенным пунктам Республики Дагестан. Эта информация может послужить в качестве основания для прогнозирования как общей численности заболевших в тот или иной период, так и количества больных с течением болезни в форме средней тяжести и тяжелых больных в пиковые периоды заболевания. Наличие таких данных позволяет планировать в настоящее время ряд параметров системы здравоохранения республики в целом и локализацию его отдельных составляющих по территории, в том числе: больничные стационары и поликлиники, скорую помощь, коечный фонд, медицинский персонал, оборудование, медикаменты и др.
На основе входных данных на 23 мая результаты математической модели эпидемситуации в Республике Дагестан показывают следующее. Эпидемситуация в республике средней тяжести, если судить по регионам мира, и тяжелая, если сравнивать с общей ситуацией по стране: 4-5% – достаточно серьезный ежедневный прирост заболевших. Согласно наиболее вероятным модельным расчетам можно утверждать, что пиковые значения инфицирования и болезни по городу Махачкале уже пройдены 19-20 мая, по остальным городам они ожидаются 25-26 мая, а по сельской местности 19-21 июня. Некоторый спад в Махачкале подтверждается и косвенными данными (обследования КТ, вызовы скорой помощи, наличие мест в стационарах и др.)
Стоит уточнить: эти расклады верны с погрешностью в 3-5 дней – периода запаздывания и уточнения информации. Празднование Ураза Байрам не может не сказаться на ситуации, что найдет свое отражение в корректировке показателей на горизонте 05-10 июня. Учитывая зафиксированный Оперштабом РФ уровень смертности в Дагестане 1,76% для больных коронавирусной инфекцией (в два раза выше показателя Санкт-Петербурга, в полтора раза – Москвы), число погибших в республике от коронавируса и вирусной пневмонии больше официально озвученных 700. Математическая модель и показала большее количество. Но вбрасываемую часто информацию, якобы погибли несколько тысяч дагестанцев, модель не подтверждает.
– Штаб наверняка общается с медиками и пациентам. Что удалось узнать от непосредственных участников борьбы с COVID-19?
– Мнение врачей важно при оценке ситуации. Штаб с первого дня был с ними в контакте. Проблем по общению с пациентами, как вы понимаете, не было: они нам звонили сами. Непосредственные участники, врачи — люди максимально занятые и закрытые. Во избежание давления на них мы не готовы называть имена. Как и чиновников, которые нам помогали. Не будем называть и некоторых медработников, чиновников, которые всячески скрывали истинные масштабы эпидемии и допустили трагическое развитие событий. В будущем, надеюсь, оценка будет дана каждому.
Врачи — герои. Штаб с первых чисел мая вел Список памяти и публиковал. Но когда список за четыре дня удвоился и 6 мая достиг 25, решил передать людям с более стойкой нервной системой. Обновлять список ежедневно и работать было невозможно. В том списке, который ведет и обновляет Штаб, сегодня 47. Каждый четвертый погибший в стране врач.
– В чем, на Ваш взгляд, заключаются причины возникновения кризисной ситуации в регионе, и кто виноват?
– В своих многочисленных публикациях не раз пытался показать ошибочность взятой десятилетиями за основу модели развития Дагестана, по крайней мере, начиная с 2004 года. В прошлогоднем сентябрьском большом докладе в соавторстве с Фадиком Мугуловым «Стратегия опоздавших к развитию: от необходимости к свободе», вся суть надвигающейся на республику катастрофы, независимо от вируса. В феврале-марте текущего года в публикациях, открыто, я призывал дагестанские власти к мобилизации. Два месяца власти упустили.
Как правило, истинные цели того или иного поведения, скрыты. Мы видим верхушку айсберга, который на 9/10 под водой. Нырять в эти мутные воды еще раз и высматривать причины сегодня нет ни желания, ни времени. Оставлю политикам. Тем не менее, в ходе проведения видеоконференций члены Штаба обсуждают причины текущего политического, экономического, социального кризиса и все возможные в Дагестане ситуации.
– Застарелые системные проблемы Дагестана, безусловно, повлияли на худшее развитие событий. Но что же республиканское министерство здравоохранения? Региональный ФОМС? Имея огромные бюджеты, не справились?
– Бюджет министерства здравоохранения Республики Дагестан на 2020 год составляет 26,7 млрд рублей, бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан на 2020 году сформирован в объёме 34 млрд рублей. Только за последние три года совокупные расходы на здравоохранение Республики Дагестан составили около 150 млрд руб. Распоряжением Правительства РФ 4 апреля 2020 года Республике Дагестан выделено 400 млн руб., 17 апреля 2020 года выделены дополнительные средства для обеспечения оказания медицинской помощи больным коронавирусной инфекцией, а именно денежные средства в объёме 842,8 млн рублей, в мае – 760 млн руб. Дополнительное финансирование правительством Дагестана составило в апреле-мае около 3 млрд рублей и не прекращается. Как всем известно, более 1,5 млрд рублей выделил Сулейман Керимов. Внесли посильный вклад и другие меценаты, волонтеры, фонды. Штаб в начале мая озвучил стоимость преодоления эпидемии в Дагестане: необходимы 10 млрд рублей единовременно.
По различным оценкам, результатам нашего опроса по больницам, в апреле и первой половине мая 2020 года 50-80% потребности лечебных учреждений в медикаментах, средствах индивидуальной защиты были обеспечены за счет спонсорских средств меценатов и личных средств заболевших граждан! Практически у всех лечебных учреждений Республики Дагестан на 1 мая 2020 года были накоплены кредиторские задолженности в размере от 3 до 80 млн рублей и только теперь, по нашей просьбе, правительство республики обратило на это внимание. Общая сумма задолженности больниц, свыше 1 млрд руб. – каким образом, они могли быть готовы к эпидемии?
Выясняется, что полученные Дагестаном из федерального центра 842,8 млн рублей во второй половине апреля были распределены на 31 больницу. В то время как лечение коронавирусных больных осуществляли на начало мая 69 медучреждений. Из общей суммы 500 млн руб. достались трем крупным республиканским больницам. Остальные 342 млн получили 28 медучреждений. 38 медучреждений деньги не получили! Причем разброс по суммам среди 28 медучреждений (не считая три крупные) от 3 до 40 млн рублей.
Проблем по линии Минздрава Республики Дагестан множество. Выпало звено информационно-разъяснительной работы и профилактики на местах, на уровне главврачей больниц, поликлиник, участковых врачей. Низкий уровень амбулаторного лечения, нехватка участковых врачей, их низкая оснащенность транспортом, медтехникой, медикаментами не позволили оказать должную профилактическую и медицинскую помощь на дому. При норме 300 бригад скорой помощи, их 195, а фактически выходящих на линию и того меньше. Проблема низкого уровня технологического оснащения больниц, СИЗ, медикаментами, теперь общеизвестна.
Дополнительные финансовые решения в марте-апреле по подготовке больниц, если они и были, реализованы слабо. В Народный Штаб обратились врачи нескольких медучреждений по поводу задержки зарплаты за март-апрель, а позже и компенсационных выплат. До сих пор остаются проблемы с ФОМС. Отсутствие строгого режима в больницах, одна за другой становятся очагами вспышек. Мобилизационные планы медучреждений, они вообще есть? Я знаю, должны быть. В таком случае, почему в республиканских медучреждениях они не были реализованы в апреле? Вся халатность мирного времени в сфере здравоохранения сейчас утроилась и проявляется максимально. Начиная с задолженностей больниц, неподготовленности, заканчивая профанацией борьбы эпидемситуацией, скрытием информации по очагам вспышек на территории республики и сегодня.
– Несмотря на масштабную эпидемию, на ее фоне, в Дагестане развернулись настоящие политические баталии и борьба за должности. Причем, в битву вступились разные силы. Что могли бы сказать об их политических перспективах?
– В начале мая Народный Штаб вынужден был вмешаться в ход развернувшейся пиар-компании за должность министра здравоохранения республики. И нас в чем только не стали обвинять. Тогда удалось в корне пресечь пиар-компании главврачей. Жестко, может и грубо. Зато, эффективно. И каждый занимается своим делом, спасая жизни дагестанцев. Что может быть хуже пиара во время чумы? Должен предупредить, что фальстарты политиков сегодня ничем хорошим не закончатся.
Что касается оголтелой критики Васильева. Не просто критики, а борьбы за должности и очередные пиар-компании. Васильева надо было критиковать тогда, когда его критиковал я. В 2018, в 2019 годах. В настоящее время, учитывая критическую эпидемситуацию, Народный Штаб будет поддерживать усилия властей всех уровней, направленные на спасение жизней дагестанцев. По окончании эпидемии Народный Штаб опубликует отчет о проделанной работе. Быть может, назовем и число спасенных нами жизней. А это ни деньгами, ни должностями не измеряется.
– Расскажите о деятельности Народного Штаба, какие промежуточные итоги можно подвести? Как власти региона отреагировали на начало вашей работы?
– О реакции власти нам не известно, не до выяснений. Достаточно информации о деятельности Штаба с 1 мая на одноименной странице Facebook. Промежуточные итоги работы Штаба, в первую очередь, мобилизация дагестанской власти, ориентировочно в период 3 по 15 мая, на принятие более эффективных решений, увеличение финансирования противоэпидемиологических работ, проведение большой пресс-конференции руководства Дагестана и обнародование достоверных данных эпидемии, привлечение в республику федеральных сил и средств.
На сегодня большая часть предложений, требований Штаба исполнены или выполняются. Что касается требования Штаба ввести в Дагестане режим чрезвычайной ситуации: как видим, в нескольких городах и районах введен режим карантина, а на территории Дербентской центральной больницы и режим чрезвычайной ситуации. Введение в регион армии и МЧС разве не означает режим чрезвычайной ситуации?
Мы направили в правительство Дагестана ряд предложений, включая срочное обеспечение медучреждений средствами защиты, закрытие задолженностей больниц, ликвидацию долгов по заработной плате за март-апрель, по выплате компенсаций, создание ситуационного центра врачебной консультационной помощи. Первый в республике Сводный анализ потребностей в медоборудовании, средствах индивидуальной защиты, медикаментах был формирован Штабом 6 мая, опубликован на странице, направлен в правительство Дагестана, федеральный центр, фондам, меценатам. Первое в республике публичное требование разобраться с повышением цен на лекарства и услуги КТ, с приложением более чем развернутого пояснения нарушаемых собственниками аптек, КТ законодательных норм, содержится в обращении Штаба к Васильеву от 7 мая.
Все новые требования и предложения, в том числе поступившие от участников публичных обсуждений на странице Facebook, планируем сегодня обобщить в разделе планирования выхода из эпидемситуации Сводного анализа. Должен сказать, что это не вся работа Штаба. Поток лично моих контактов, поступающей информации, точных сведений, да и десятков криков о помощи, был огромным буквально с первых дней работы в Штабе. В таком режиме работали все члены Штаба.
– Штаб направил десятки обращений в различные федеральные органы власти, министерства. Какой отклик получили?
Все наши обращения продублированы через Государственную Думу РФ, находятся на строгом учете и контроле. Некоторые файлы размещены на нашей странице. Соответственно, решения по обращениям и ответы тоже на строгом контроле, они получены. Так как понимали необходимость срочных решений, старались заложить в обращения максимально возможный объем достоверной информации. Но были к нам и уточняющие звонки.
– Как Вы оцениваете поступившую помощь федерального центра? В какой мере она адекватна ситуации? Достаточно ли ее для преломления ситуации в республике?
– Республика Дагестан стала единственным российским регионом, эпидемическая ситуация в котором потребовала прямого вмешательства президента: 18 мая Владимир Путин провел совещание с руководством и представителями общественности республики, где было признано, что эпидемиологическая обстановка в регионе критическая и нужна помощь со стороны федерального центра.
Должен сказать, решением президента страны в Дагестан направлены достаточные силы и средства. По крайней мере, они продолжают выдвижение, начиная с 18 мая. Проблема в том, что время было упущено. Прежде всего, по вине нерасторопной республиканской власти: насколько сейчас федеральный центр в состоянии правильно оценить обстановку, масштаб эпидемии и точки эффективного приложения сил и средств, трудно оценить. Очень надеюсь, справятся. Преломление эпидемситуации — вопрос ближайших недель. Но шлейф эпидемии останется.
– Обстановка в Дагестане стала одной из главных тем пятничного совещания, проведенного Президентом. Как Вы оцениваете доклады министров, озвученные ими перед Путиным?
– Читал вчера отчет на сайте президента. Доклады министров и специалистов подготовлены по широкому кругу вопросов. Но очевидно, что Путин требует более внимательного отношения к ситуации в Дагестане и держит ход реализации своих поручений под личным контролем. Что касается докладов ему, они касательно Дагестана могли быть лучше, в смысле спектра озвучиваемых проблем и предлагаемых решений.
Такое ощущение, что их недостаточно проработали или недоговаривают. Для спасения жизней людей необходимы, прежде всего, в кратчайшие сроки, мобильные быстровозводимые госпитали, врачи и медикаменты. Мощности, возможности морского порта никак не использованы: почему бы не развернуть плавучие госпитали? А вместо многочисленных строек построить один крупный современный региональный Центр медицины катастроф.
По оценке Штаба, сегодня дополнительная потребность Дагестана в медперсонале, включая вспомогательные службы, около 1000 сотрудников. Только для увеличения количества бригад скорой помощи со 195 до нормативных 300, дополнительно потребуются 300 сотрудников. С учетом нового строительства медучреждений – дополнительно 1000 сотрудников. Как минимум 500 из них, должны быть квалифицированные врачи. Необходимо срочно наладить амбулаторное лечение населения в многочисленных очагах вспышек. Иначе количество жертв может вырасти в разы.
Ни армия, МЧС, ни Минздрав Дагестана провести профилактические и лечебно-амбулаторные работы в таком большом объеме не в состоянии. Главы городов и районов напрямую ответственны за все, что происходит на их территории. И от их профессиональных действий сегодня зависят жизни людей. На сегодня вспышки эпидемии в городах Дагестана и половине сельских районов. В таких муниципалитетах как минимум с начала мая должны были быть реализованы мобилизационные планы. Остальные сельские районы в начале вспышки и необходимо отследить ее динамику в каждом муниципалитете.
– Что можно сказать о мерах по поддержке населения и бизнеса, утвержденных Президентом и правительством? Как на общероссийском фоне выглядит Дагестан? Способна действующая команда справиться с кризисом?
Дагестан выглядит достаточно плохо. Одной из задач Народного Штаба согласно плану работы (опубликован на странице) является содействие в посткризисном восстановлении экономики Дагестана. Надеюсь, что принятые пакеты мер поддержки не окончательные. А работа над выработкой плана восстановления экономики Дагестана предстоит серьезная. Ни действующая команда, ни новые люди, которые мечтают занять должности, не в состоянии с чем-то справиться в принципе без поддержки дагестанского народа, общества, широкого круга специалистов, экспертов, общественников.
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:
Действительно это необявленная война и бороться с ней нужно в семи доступными и недоступными методами. Одни оказывают финансовые поддержки другие воруют пока идут поступления всевозможные фонды и прикрываясь эпидемией. участие армии в гуманной акции возможно станет определяющим.думаю многим не понятны позиция руководства относительно скопившейся орды на границе с Баку. Почему молчат ОШ. Да посадите в поезд до Йаламы оставьте им поезд с составом. Это же господа из ОШ диверсия