Многоликих культур богатство

0

Многоликих культур богатство. Дербент оказался на перекрестке цивилизаций, а горожане у истоков новой идентичности. Изначальная задача федеральной программы Дербент-2000 – не только демонстрация всеми миру того, что в России есть город, о котором писали Геродот и Страбон.

Комплексная подготовка к юбилею города включает в себя систему мер по социально- экономическому оздоровлению города, созданию там точек экономического роста. Оздоровившись экономически, город должен выйти из паутины коррупционных схем, которую плели на протяжении почти 20 лет местные криминальные князьки, сгруппировавшиеся вокруг предприятий алкогольной промышленности.

Обнажение корней

Идея комплексного выздоровления города с помощью юбилея принадлежит нынешним властям Дербента. «Главный кавказский форпост России, связывающий ее историю с историей античности – город не только прошлого, но и будущего, – сказал Яралиев в недавнем интервью РИА «Дербент». – А будущее всегда только за развитием и совершенствованием».

Начнем издалека. Примерно в 734 году н.э. асхабы (последователи) пророка Мухаммеда строят в центре крепости Нарын-Кала мечеть, ныне известную как Джума-мечеть Дербента. Это самая древняя мечеть в России, бывшая на протяжении столетий крупнейшим зданием средневекового Дербента. Мечеть в Нарын-Кала входит в первую пятерку наиболее ранних по времени строительства мечетей мира. Уже одно лишь это обстоятельство могло бы стать поводом говорить о Дербенте, как городе, оставившем очень значительный след в истории, но, как мы уже могли убедиться, оно лишь одно из многих. По предположению историков, Джума-мечеть вовсе не возводилась «с нуля», а создавалась путем реконструкции более раннего христианского храма.

Еще одна церковь, существовавшая когда-то на территории цитадели Нарын-Кала, долгое время описывалась в путеводителях как вырубленный в скале каменный резервуар для хранения воды. Истина, как это часто случается в столь древних городах, выяснилась в ходе археологических раскопок. По материалам, собранным и проанализированным российских археологом Александром Кудрявцевым, свою позднейшую сугубо утилитарную функцию это глубоко вросшее в многометровый культурный слой сооружение получило уже через многие столетия после того, как было построено. Каменный резервуар для воды на самом деле оказался крестово-купольным храмом, построенном, как пока осторожно говорят ученые, не позднее V века.

Вполне вероятно, что уже через несколько лет дербентский храм – самый древняя церковь в России – станет таким же местом массового паломничества всероссийского масштаба, точно таким же, как основанные столетиями позже старейшие монастыри Русской Православной церкви. Находка Александра Кудрявцева, разведанная ученым еще в 1976- 77 годах, потом заброшенная в годы ельцинского лихолетья и встретившая руки археолога только в 2013 году, – сердце русского, православного мира.

Дербент христианский

К большому сожалению, православные СМИ России только недавно стали открывать для аудитории такой важный период мировой культуры как кавказское христианство. Ведь древний Дербент – это важная часть истории распространения по миру Благой Вести. Начнем с того, что именно отсюда впервые стали разноситься по Кавказу, Средней Азии и Ближнему Востоку известия о жизни и проповеди Иисуса Назареянина. Как говорят сейчас, главным источником информации о Спасителе была община дербентских евреев, которая чутко следила за всем, что происходит на их исторической родине, в Палестине. В первом веке после Рождества Христова в Дербент из Иерусалима прибыл епископ Елисей – ученик Варфоломея, апостола из 70- ти. Как гласят источники, в Дербенте у Елисея появились последователи, христианская община проводила молитвенные собрания. Елисей, как и многие другие апостолы, закончил жизнь мучеником, его обезображенный труп был выброшен в яму с отходами. Место смерти Елисея, долину Зергун, ряд исследователей относят к Самурской долине, а некоторые историки конкретизируют более детально – окрестности нынешнего лезгинского села Каракюре, в Докузпаринском районе Дагестана. Есть мнение, что где-то в долине Зергун была и церковь, где собирались ученики епископа Елисея. Пока это только версия. Если она получит подтверждение по результатам уже ведущихся новых научных исследований, это будет означать настоящую историческую сенсацию.

В конце IV века крестившийся в Армении царь Кавказской Албании Урнайр сделал христианство государственной религией. Это произошло уже после аналогичного шага, совершенного в Римской Империи Константином Великим, но задолго за шесть столетий до князя Владимира, в эпоху, когда древние германские племена еще не имели собственной государственности и были сплошь языческими. Правивший еще через столетие царь Вачаган Благочестивый прославился как строитель огромного числа церквей и монастырей. По словам одного из современных ему историков, общее число возведенных за 23 года царствования этого монарха храмовых сооружений и комплексов было сопоставимо с количеством дней в году. До 552 года Дербент был резиденцией католикоса Кавказской Албании – первого христианского патриарха, имевшего престол на территории современной России.

Самая древняя в России часовня, названная в честь святого мученика Григориса, внука святителя Григория Просветителя, находится в селе Нюгди, всего лишь в 35 км от Дербента.Григорис, живший в IV веке, распространял христианство в Кавказской Албании и нынешней Грузии, и погиб от рук язычников неподалеку от Дербента. Останки Григориса обнаружил в 486 году царь Албании Вачаган Благочестивый. По преданию в конце V появилась и часовня возле села Нюгди – место паломничеств последователей Армянской Апостольской церкви.

Стратегическая взаимосвязь

Археолог Александр Кудрявцев говорит, в настоящее время возглавляемая им археологическая экспедиция ведет активный поиск неоспоримых подтверждений уже давно выдвинутой гипотезы о том, что первым регионом на территории современной Российской Федерации, где началось строительство христианских храмов, был именно южный Дагестан. По утверждению ученого, вполне вероятно, что уже тогда, в первом столетии, был построен и сохранившийся крестово-купольный храм в центре исторического ядра Дербента.

«Исходя из наших сугубо академических расчетов, можно сказать, что по возрасту эта церковь древнее наиболее ранних из христианских храмов Крыма»., – сказал Кудрявцев информагентству «Дербент». Археолог говорит, что расчеты требуют дальнейших доказательств, но вероятность того, что они в итоге будут найдены, очень высока.

Продолжение раскопок и юбилейный Дербент – взаимосвязанные явления. Если бы в свое время Александр Кудрявцев не отстоял версию, что найденный им в крепости объект не цистерна, вырубленная в скале, а развалины древнего храма, юбилей лишился бы своей историко-культурной оси. А если бы Имам Яралиев не отстоял на самом высшем уровне идею о торжествах в честь юбилея Дербента, в Нарын- Кала не возобновились бы раскопки самого древнего храма на территории России.

Николай Лукьянов



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *