«Матласу» не повезло с опекунами? Кураторы «Эльбруса», «Ведучи» и «Архыза» успешно завершают свои проекты


В рамках масштабного проекта «Курорты Северного Кавказа» (КСК) специалисты корпорации представили в Министерстве по делам Кавказа концепцию работы единого туроператора курортов СКФО.

«Сотрудники АО «КСК» представили первому заместителю министра РФ по делам Северного Кавказа Одесу Байсултанову доработанную концепцию создания единого туроператора всесезонных курортов «Архыз», «Эльбрус» и «Ведучи» с привлечением ресурсов АО «КСК», резидентов особых экономических зон туристско-рекреационного типа, профильных региональных ведомств и других поставщиков туристических услуг», — говорится в официальном сообщении.

В нем отмечается, что тема создания единого центра предоставления услуг, создания единых туристических маршрутов для курортов в составе Северо-Кавказского туристического кластера «стоит давно и остро».

Провал на уровне идеи

В июне 2010 года правительство РФ заявило о планах в ближайшие 10 лет построить на Северном Кавказе пять горнолыжных курортов международного уровня. В кластер были включены пять курортов: Архыз, Лагонаки, Эльбрус, Мамисон и Матлас. В декабре 2010 года на свет появилось ОАО «Курорты Северного Кавказа», 98 процентов акций компании получило государство. Главой акционерного общества с уставным капиталом 15,2 млрд рублей назначили дагестанского бизнесмена Ахмеда Билалова, двоюродного брата Зиявудина Магомедова.

Однако в 2014 году российское правительство решило отложить реализацию проекта строительства курорта «Матлас» на территории Хунзахского района Дагестана, идейным вдохновителем которого был Ахмед Билалов.

Первоначально в проект «Матлас» планировалось вложить более 1,5 млрд рублей. Проектом предусматривалось строительство круглогодичного туристического комплекса с лыжной трассой протяженностью около 3 км, отелями разных категорий, организацией горного, велосипедного, конного и пешего туризма, развитием экстремальных видов спорта.

Решение о приостановке крупномасштабного проекта было мотивировано тем, что только на возведение дорожной инфраструктуры понадобится свыше 20 млрд рублей. Сам проект изначально экспертное сообщество считало неплатежеспособным. На то указывали две причины, первое — нет снега, а второе — склоны, не подходящие для горнолыжных спусков.

«Матлас» — перезагрузка

В тот же год свое намерение построить курорт «Матлас» выразила группа «Сумма» Зиявудина Магомедова. На участке в 200 га планируется построить гостиничный комплекс на 16 тыс. кв. м, рассчитанный на 60 номеров, а также семь отдельно стоящих вил общей площадью около 2 тыс. кв. м., – заявил Магомедов при закладке камня в августе 2014 года. Бизнесмен планировал завершить строительство комплекса в 2017 году, а вложенные средства надеялся окупить в течение 10 лет.

На сегодняшний день в СКФО в рамках проекта КСК уже функционируют два курорта – «Архыз» в Карачаево-Черкесии, «Эльбрус-Безенги» в Кабардино-Балкарии. Ожидается, что «Ведучи» в Чечне примет первых туристов в начале 2018 года. Напомним, что после пересмотра финансовой политики корпорация КСК сократила количество туркурортов до двух («Архыз» и «Эльбрус»). Но руководству Чечни удалось включить проект «Ведучи», который изначально в него не входил.

Вина за «Матлас» лежит на ОАО «КСК»

В беседе с РИА «Дербент» экономист Халил Халилов заявил, что на сегодняшний день актуальность развития курорта «Матлас» нисколько не уменьшилась.

«За прошедшие годы, с тех пор как о курорте заговорили, построена широкая асфальтированная дорога, ведущая к курорту из Махачкалы, в прилегающих ккурорту территориях проведены небольшие благоустроительные работы. Но, как известно, по программе развития курортов Северного Кавказа «Матлас» значился, потом исчез совсем, такая же участь постигла и курортный кластер КМВ», — рассказал эксперт.

По его словам, интерес бизнеса к развитию «Матлас» остаётся высоким на фоне все возрастающего российского горного туризма в Сочи, Архызе и Эльбрусе.

«Инвесторы понимают, что возвратность средств, вложенных в этот бизнес, будет обеспечено. Но такие проекты имеют срок окупаемости 10 и более лет, кроме того требуют значительных затрат в инфраструктурные объекты вокруг курортных комплексов. Без участия государства в строительстве этой инфраструктуры, прибыльность инвестиций остаётся туманной. И поэтому никто не рискует вложить средства в «Матлас». А ОАО «Курорты Северного Кавказа» в ближайшие пять лет вряд ли найдут средства на это из бюджетных или внебюджетных источников», — заявил Халилов.

На фоне такой нулевой деятельности КСК в Дагестане, в соседней Чечне государство вкладывает огромные средства в развитие курорта «Ведучи», отметил собеседник.

«Недавно первый замминистра Северного Кавказа Одес Бейсултанов с делегацией из этой республики ездили во Францию для проведения переговоров и изучения опыта горнолыжного туризма. Итогом этой поездки явилось создание совместного с французами предприятия в Чечне по производству канатных дорог и прочего оборудования для зимнего отдыха.

Для выхода из такого «вакуума» в развитии туризма, сложившегося вокруг «Матлас» по вине ОАО «КСК» было бы целесообразным вывод этой инвестиционной площадки из реестра этой корпорации, принятие решений внутри республики о государственно-частном партнёрстве в целях запуска строительства и развития горного туризма в

Дагестане. Чем раньше это случится — тем быстрее республика догонит вырвавшиеся вперёд другие регионы СКФО в процессе развития туризма», — считает Халил Халилов.

Кроме того, Халилов заявил, что в реализацию проекта государственных денег вложено не было.

«Средства на строительство дорог в Хунзахский район и до Матласа были выделены из республиканского бюджета по программе строительства и расширения дорог до каждого райцентра», — резюмировал экономист.

Кризис – точка невозврата

О причинах, по которым при реализации проекта КСК приоритет был отдан горнолыжным курортам «Архыз», «Эльбрус» и «Ведучи», — рассказал в беседе с РИА «Дербент» экономист Махач Омаров.

«Во-первых, это ухудшение экономической ситуации в стране, она была немного другой на момент прогнозирования и планирования этой программы. Второе – из этих 7-8 проектов КСК вместе с Минкавказа выбирали самые инфраструктурно подготовленные объекты.

Если сравнивать «Ведучи» и осетинский «Мамисон», то строительство подвижного моста в Осетии стоило гораздо больше, нежели строительство дороги к «Ведучи». Поэтому здесь исходили из экономической целесообразности. Немаловажным фактором также являлась подготовленность инвестора. Поэтому выбрали эти три площадки, так как входная пороговая цена была сама низкая», — заявил Омаров.

Махач Омаров

По его словам, за последний год-полтора в рамках реализации проекта «Матлас» проведены инфраструктурные работы.«Матлас отличался от других проектов отсутствием инфраструктуры на месте. Все эти проекты предполагают, что инфраструктурные расходы берут на себя регионы.

А о финансовом положении Дагестана мы с вами хорошо знаем, нет смысла об этом говорить. Но, не смотря на это, республика сделала все, что в ее силах для этого проекта. Вопрос с дорогой решен, земельные вопросы тоже улажены», — заметил собеседник.

«Матлас» — промежуточный

Махач Омаров отметил, что КСК разбили развитие этих баз на две очереди. По его сведениям, Матлас не будет дожидаться второй очереди в 2020 году.

«Первый этап реализации проекта – эти три базы «Архыз», «Эльбрус» и «Ведучи».

Второй этап объектов по постановлению правительства должны развиваться по 2020 года. «Матлас», скорее всего, будет вынесен в промежуточный этап, не будет дожидаться 2020 года, потому что инфраструктурные, земельные и другие вопросы уже сняты, и его реализация начнется раньше.

 «Матлас» актуален, он не снят с повестки, все эти ключевые проекты на Кавказе регулируют постановление правительства страны, много структур задействовано, по этой причине механизм немного замедлен и затянут. Добавлю, что там нет каких-то проблем с решительностью инвестора вкладываться», — рассказал бизнесмен.

На его взгляд, сейчас все усилия Минкавказа и КСК направлены на завершения «Ведучи», «Архыза» и «Эльбруса», а 2018-2019 году начнутся более активные действия по «Матласу».

Курорт «Архыз»

«Я уверен, что братья Магомедовы проявляют интерес к «Матласу». Они родом из Хунзахского района, это их имиджевый проект, поэтому они напрямую в этом заинтересованы. Я думаю, это будет какой-то знаковый символ для региона, когда они его достроят. Такой проект, который будет в дальнейшем ассоциироваться с Дагестаном», — резюмировал беседу с РИА «Дербент» Махач Омаров.

Сабир Мамедов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Метки: » » » » » » » » » » » » » »


Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Отправляя комментарий, я принимаю Пользовательское соглашение