Кто прав: Абдулатипов или Чебатарёв с Васильевым?

2

Как будто специально к сроку оглашения Послания Главы РД Народному собранию РД, назначенному на 20 марта, когда от Владимира Васильева общественность должна услышать ответы на вопросы концептуального характера о развитии Дагестана, минувшая неделя ознаменовалась противоположными оценками социально-экономической ситуации и способов развития экономики Дагестана от экс-главы республики Рамазана Абдулатипова (сейчас – постоянный представитель Российской Федерации при Организации Исламского сотрудничества) с одной стороны, и Министра России по делам Северного Кавказа Сергея Чеботарёва и главы республики Владимира Васильева – с другой. Сравнение их высказываний напоминает не только об отношении к жизни пессимистов и оптимистов, но и о политической борьбе за авторитет и влияние.

Проблема системности

Оценки чиновников вызывают повышенный интерес и потому, что после Отчёта о деятельности Правительства РД в 2018 году (с которым выступил 28 февраля 2019 года Председатель Правительства РД Артём Здунов) и который отличался перечислением большого числа проведённых мероприятий и достижений, вызвал критические отклики, в том числе и на РИА “Дербент”. Кроме того, некоторые эксперты, в частности, экс-начальник Контрольно-финансового управления Президента РД Абдулхабир Акилов, на радиоканале “Эхо Москвы. Махачкала” покритиковал за отсутствие программных показателей, по которым путём сравнения можно было бы судить об эффективности работы чиновников.

Старший научный сотрудник института рынка РАН Михаил Чернышов на том же СМИ сообщил, что ранее планировалось включение в Отчёт информации о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Дагестана на период до 2025 года, которая до сих пор остается действующим документом, утверждённым законом РД в 2011 году. Ранее об отсутствии четко заявленных программных целей говорил с разных трибун и профессор-экономист Сергей Дохолян.

Так или иначе вопросы экспертов были о системном подходе в социально-экономической политике в противовес акценту на конкретных задачах по отдельным выпячиваемым направлениям, как например, сбор налогов, и ручном управлении на республиканском и муниципальном уровнях.

Оценки ситуации

12 марта РИА Рейтинг – рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», опубликовало “Рейтинг регионов по зарплатам в сфере образования – 2019”, основанный на данных Росстата за 11 месяцев 2018 года. По его итогам Дагестан со своими преимущественно низкими зарплатами занял 81-е место среди 85 субъектов РФ.

Но рассылка материалов рейтинга была произведена 11 марта и, соответственно, многие опубликовали информацию в тот же день. Комментариев от экспертов и чиновников было немного и тем удивительнее, что он оперативно прозвучал от Рамазана Абдулатипова, который, по идее, должен был находиться в столице Саудовской Аравии г. Джидда и заниматься подготовкой анонсированного визита Президента России в ближневосточные страны и расширением сотрудничества с ОИС.

По его мнению, которое он огласил через ИА НСН, причина низких зарплат в Дагестане следующая: «Когда в 2000-м году к власти пришел Владимир Путин, зарплата учителей составляла менее 5 тысяч рублей. За эти годы зарплата существенно повысилась. Но, учитывая современные запросы людей, прожить на такие деньги невозможно. Надо принимать меры по эффективному развитию экономики. Откуда взять зарплату, если экономика слабая и неэффективная?» Журналист агенства НСН интерпретировал риторический вопрос Абдулатипова как выражение его удивления, но российская общественность должна удивляться тому, что этот политик ранее многократно заверял всех, что при его правлении удалось добиться коренного улучшения ситуации в республике.

В противовес, 15 марта на совещании по вопросам социально-экономического развития региона Министр России по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарёв похвалил предприятия «Агромир» и «Матис», которые он посетил в ходе рабочего визита в Дагестан, а затем объявил, что отмечаются «позитивные изменения по ряду направлений» и сообщил о росте объёмов производства в промышленности и сельском хозяйстве, а также рост инвестиций в основной капитал.

В свою очередь, Глава Дагестана Владимир Васильев заявил: «В целом социально-экономическая ситуация в республике характеризуется положительно, темпы роста есть». И в подтверждение привёл ряд цифр.

Таким образом, мнения чиновников противоположны друг другу, хотя истина, по многим признакам, лежит ближе к середине.

Пути развития

Рамазан Абдулатипов в интервью ИА НСН напомнил, что Дагестан в числе других северокавказских республик по уровню бюджетной обеспеченности последние 20 лет занимает места в конце списка. Однако, по его мнению, в России как в федеративном государстве должны быть единые стандарты социальных услуг, в том числе по уровню зарплат врачей и учителей.

Агентство цитирует экс-главу Дагестана: «Но как эти стандарты исполнять, если в Дагестане получают зарплату в 50 раз меньше, чем в Москве. А потом удивляются, что все едут в столицу. Республике при этом не выделяются субсидии, чтобы выровнять ситуацию. И попытка моей команды перейти на саморазвитие Дагестана не стала успешной. Или мы обеспечиваем федеральные стандарты, а том числе по части зарплат, или мы устанавливаем конкретные показатели эффективности деятельности регионов».

О разнице в 50 раз он, конечно, загнул, тогда как, по сути дела, Абдулатипов предложил в качестве основного варианта выхода из ситуации простое увеличение субсидий республике на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета. Но это потребует больших средств, будет способствовать сохранению иждивенческих настроений и доказательств того, что увеличение зарплат приведёт к росту спроса и налоговой базы экономики, а не только автоматического роста сборов НДФЛ.

Абдулатипов предложил также второй вариант, мол “мы устанавливаем конкретные показатели эффективности деятельности регионов”. Видимо речь идёт о целевых показателях развития экономики, которые, однако, тоже подразумевают финансирование региона из федерального бюджета по линии государственных и федеральных целевых программ.

То есть в обоих случаях надежда у Абдулатипова лишь на деньги из федерального центра власти, а не наведение порядка и привлечение инвестиций, например.

Несколько по-другому видят возможности развития Чеботарёв и Васильев. Так, федеральный министр на упомянутом совещании указал: «Уровень безработицы, доходы населения – это главный вызов, который нам нужно преодолевать. Ну а решение имеющихся проблем – в развитии экономики, привлечении инвестиций и в комплексной поддержке всех тех, кто готов работать и давать результат, содействовать тому, чтобы поднималась экономика».

Вместе с тем Глава Минкавказа России отметил важность реализации национальных проектов в соответствии с майским (2018 года) Указом Президента РФ. Сергей Чеботарёв подчеркнул: «Нам принципиально важно, чтобы потребности Северного Кавказа в достижении социально-экономических показателей были максимально учтены по всем федеральным проектам. С начала года началась активная фаза реализации нацпроектов. И здесь необходимо качественно подготовить всю необходимую документацию и соблюсти сроки реализации мероприятий региональных проектов в соответствии с заключенными соглашениями. В случае возникновения проблем Минкавказ России готов подключиться».

Владимир Васильев в тон этому сообщил, что в соответствии с Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» разработаны региональные составляющие национальных программ. Так, в 2019 году объем федеральной помощи на реализацию этих проектов составит около 14 млрд рублей.

Глава РД сообщил также, что в 2018 году Дагестан принимал участие в реализации 25 государственных программ РФ с общим объемом финансирования мероприятий из федерального и республиканского бюджетов в сумме 39,4 млрд рублей (в том числе 27,1 млрд рублей – средства федерального бюджета).  «Нам оказывают существенную поддержку из федерального бюджета. Огромное спасибо Президенту РФ, который очень внимательно, чутко, с любовью относится к Дагестану», – отметил Васильев.

То есть, в отличие от Абдулатипова, отмечены повышенные масштабы помощи федерального центра республике и необходимость максимального привлечения инвестиций не только из федерального бюджета, но и из внебюджетных источников, включая частные. И это более ответственный и профессиональный подход. Хотя доля истины в словах экс-главы республики тоже есть.

Политические подтексты

В политическом контексте Рамазан Абдулатипов в очередной раз обвинил федеральное руководство в неправильной региональной политике, сняв с себя всякую ответственность за усиление негативных явлений в Дагестане. Но сейчас он это сделал уже после получения заветного поста постпреда РФ в ОИС, который обеспечил ему высокий чиновный статус и дипломатическую неприкосновенность от правоохранительных органов.

Возникает вопрос – зачем и почему экс-глава республики так рискует, весьма критически оценивая деятельность ближайшего окружения Президента России Владимира Путина? Ведь на должностях исполнительной ветви власти чиновник ограничен в публичных выступлениях пределами своих полномочий! У Абдулатипова пределы – это отношения России со странами ОИС.

Непохоже на то, что он напрочь “сжигает мосты” и “идёт ва-банк” ради освобождения своего брата от уголовных обвинений следствия. Скорее расчёт, по-прежнему, на высокое покровительство кого-то из высокопоставленных чиновников в Москве и удавшиеся ранее попытки, по сути, шантажа федерального руководства.

Удивительным в этом контексте выглядит публикация, правда, в изложении, интервью Абдулатипова ИА НСН в правительственной газете “Дагестанская правда”.  В ней, хотя и добавлено критическое замечание (“Что он лично сделал, чтобы «выровнять ситуацию», политик не уточнил. Напомним, Рамазан Абдулатипов «рулил» Дагестаном с 8 сентября 2013 по 3 октября 2017 года”), тем не менее, передана негативная оценка ситуации в экономике республики и упрёк в адрес федеральных властей без комментариев.

В оценках же Чеботарёва и Васильева проявляется присущее чиновникам желание выглядеть хорошо как перед начальством, так и общественностью, что обуславливает их преимущественно позитивные оценки деятельности как вышестоящих, так и нижестоящих властей. Вместе с тем, помимо проблем безработицы и низкого уровня доходов населения, как сообщила пресс-служба министра, глава Минкавказа РФ обратил внимание на снижение в Дагестане по итогам 2018 года на 13,5% темпов строительства, денежных доходов населения на 5% и увеличение уровня безработицы до 12,7%. Это мягкая форма критики коллег, которую в свой адрес не любит глава РД.

Рейтинги и Послание

В последние дни в федеральных и республиканских СМИ прошло несколько сообщений с негативным подтекстом, которые требуют реагирования, вероятно, в Послании. Так, 17 марта обнародованы результаты рейтинга субъектов страны по реализации в 2018 году приоритетного федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», составленного Минстроем России. Дагестан попал в группу аутсайдеров, заняв 31-е место среди 35 регионов. Это порождает вопрос о качестве управления и кадровой политике.

Дагестан по рейтингу инвестиционного климата в 2018 году, который составлен агентством RAEX (РАЭКС-Аналитика), оказался на 83 месте среди 85 регионов, попав в группу “низкий потенциал — экстремальный риск”. Возникает необходимость ответить на вопросы о том, почему после рапортов о победе над террористами в республике, остаётся экстремальный инвестиционный риск. А также о причинах низкого инвестиционного потенциала в оценках экспертов в отличие от оптимистических заявлений дагестанских чиновников и некоторых политиков.

В рейтинге регионов по качеству жизни – 2018, составленного правительственным РИА Рейтинг на основании данных Росстата, Минздрава, Минфина, Центробанка РФ и других открытых источников по 70 показателям о доходах населения, занятости населения и рынке труда, жилищных условиях граждан, безопасности проживания, демографической ситуации, здоровье населения и уровне образования, об экологических и климатических условиях, обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, уровне экономического развития, уровне развития малого бизнеса, освоенности территории и развитии транспортной инфраструктуры, Дагестан оказался на 69 месте среди 85 регионов. По сравнению с итогами 2017 года республика поднялась с 73 места, однако не совсем последние места в этих рейтингах связаны скорее с относительно хорошими демографическими показателями, в которых решающее влияние имеет приверженность дагестанцев к здоровому образу жизни, а не успехи в здравоохранении.

Поэтому стоит проанализировать причины отставания по некоторым показателям, которые обусловлены не только с недостаточным финансированием, но и с коррупцией, не оптимальной структурой учреждений, организаций и предприятий, другими факторами. Так,18 марта, председатель правительства Дагестана Артем Здунов на совещании по созданию рабочих мест в республике, акцент сделал на государственных программах, в рамках которых должны появиться вакансии, но не вспомнил о перспективах, связанных с улучшением условий для ведения частного бизнеса, которые могут обеспечить значительное увеличение занятости.

Кроме того и итого

Владимир Васильев до сих пор не высказался по теме эффективности политической системы власти, выстроенной Рамазаном Абдулатиповым. Среди них вопросы о всенародных выборах глав республики и муниципалитетов, а также возвращении выборов депутатов по одномандатным округам, о структуре органов судебной и исполнительной власти, о роли партий и НКО, о реальной, а не показной кадровой политике, о деятельности членов Совета Федерации и депутатов Госдумы ФС РФ и о выстраивании взаимоотношений с соседними регионами. Актуальны проблемы федеральной миграционной и национальной политики, а также другие темы.

Такое выделение акцентов в выступлениях чиновников и результатах исследований, отражаемых в рейтингах, может помочь желающим лучше понять содержание ожидаемого Послания Главы РД Народному собранию РД.

Эдуард Уразаев

 



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Омар.:

    Абдул-Латипову, разве не стыдно  с такой фамильёй появляться  в арабском мире. Так как его фамилье звучит однозначно. и откровенно позорно!

  2. ХАДЖИ-МУРАТ:

    Сегодня Абдулатипову надо говорить о проблемах по сотрудничеству с исламским миром. Об учителях пусть говорят  васильев. Здунов и Ума Авадзиевна.