Инвестиционная стратегия Дагестана: фактор нового инвестиционного цикла и прорыва

1

В последние месяцы федеральный центр уделяет особое внимание развитию экономики Дагестана. На этом фоне, а также с учетом усилий сенатора Совета Федерации РФ Сулеймана Керимова в формировании туристического международного центра в Дербенте и его многомиллиардных частных вложений в развитие республики, нельзя не отметить деловую активность действующего руководства субъекта.

Так, врио Главы Дагестана Сергей Меликов на встрече с Председателем Правительства России Михаилом Мишустиным анонсировал основные направления развития республики в проекте Стратегии социально-экономического развития субъекта на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Понимая важность указанного основополагающего документа по перспективам экономического развития Дагестана, хотелось бы отметить значимость и необходимость разработки и утверждения базовой Инвестиционной стратегии Дагестана. Она предопределит формирование программ социально-экономического развития и место республики в общероссийском разделении труда.

С учетом первоочередности и важности инвестиционного блока и отсутствия динамики развития, во внимание необходимо принимать рыночные условия сегодняшней хозяйственно-экономической жизни субъекта. В ней развитие национального потенциала всецело зависит от качества капитальных вложений, инвестиций в основные фонды (инфраструктуру), создающие «национальный капитал» Дагестана. Только это обеспечивает будущее развитие сопутствующих отраслей хозяйства республики и формирует доходную налоговую базу! Здесь важно иметь в виду, что региональная политика федерального центра предусматривает поощрение и проектное финансирование именно стратегических инфраструктурных проектов, создающих условия развития будущих периодов, например, соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Также она предполагает активность в части рыночных механизмов привлечения стратегических инвестиций с привлечением потенциала населения.

Прежде всего, формируя условия экономически эффективного механизма самоокупаемости субъекта*, способного создать самостоятельную привлекательную для рыночных инвесторов, базу для развития среднего и малого частного предпринимательства и инициатив. Иначе говоря, «мы стоим ровно столько – сколько нам могут дать», или программы комплексного развития не могут быть разработаны без квалифицированно рассчитанных проектов, решающих задачи развития будущих периодов. Это и есть инвестиционная стратегия – база и основа, обеспечивающие четкое понимание и расчет источников финансирования из рынка с участием и инициативами республиканских экономических ведомств.

Нельзя не принимать во внимание низкую эффективность предыдущего опыта государственного участия в инвестиционной деятельности в части проектного финансирования прежде всего из-за отсутствия условий для привлечения независимых (рыночных) инвестиционных институтов (прямых стратегических инвесторов) в инициируемые проекты. Основная причина кроется в низком инвестиционном рейтинге Дагестана, который воспринимается как зона высоких инвестиционных и предпринимательских рисков. При этом на протяжении всех периодов и этапов современной дагестанской истории наблюдается самый высокий среди всех субъектов РФ показатель уровня деловой активности населения. Значительные капитальные вложения населения и активное участие населения в основном капитале являются нераскрытым источником инвестиционных ресурсов для экономики республики.

Формируя основные направления Инвестиционной стратегии, прежде всего необходимо принимать во внимание глобальные изменения в международных производственных отношениях, в частности, смену изживших себя либеральных взглядов на консервативные формы государственного/народного капитализма. Объективные условия растущего влияния государства (республики) на развитие экономики субъекта приобретает отчетливые формы и направления действия, где Правительство в целях эффективного управления региональной экономикой должно формировать основные фонды в общем объеме ВРП не менее 30 процентов. В связи с этими процессами можно увидеть, что Правительство Республики Дагестан должно стать хозяйствующим субъектом, инициирующим привлечение коммерческих инвестиций в свои разработанные программы и проекты (в инфраструктуру и материальное производство, в реальный сектор экономики), создающие условия развития будущих периодов и отраслей.

При этом, ставя задачи привлечения инвестиций в рамках рыночных отношений, необходим поиск гармоничного соотношения государства и рынка. В то же время стоит иметь в виду следующее. Действующие международные принципы привлечения финансово-инвестиционных ресурсов в региональные программы и проекты, как и в любом финансовом институте, будь то кредит или инвестиционные вложения, опираются на оценку ликвидности финансового и материального потенциала республики. Данный потенциал может быть консолидирован в единый имущественный комплекс и оформлен в качестве активов управления. Как правило, это инфраструктурные объекты и системы, генерирующие денежные потоки и высокодоходные предприятия/объединения, имеющие республиканскую ведомственную подчиненность. Иными слова, надо оценить, сколько стоит имущественно-хозяйственный потенциал республики и секьюритизировать (выпуск и реализация ценных бумаг, обеспеченных какими-либо активами) его в соответствии с международной практикой инвестиционной деятельности.

Поэтому, на наш взгляд, необходимо активизировать работу по следующим направлениям:

  1. Поэтапный вывод РД на уровень привлекательного субъекта для международных стратегических инвесторов. Определение бюджета маркетинговых служб (интернет-сервисы, масс-медиа, профильные международные форумы и конференции, специальные международные рейтинговые службы и т д.) и системная работа – при координации Агентства по предпринимательству и инвестициям. Весь комплекс работ по освещению инвестиционной привлекательности должен быть направлен на пропаганду открытости и безопасности вложений инвесторов.
  2. Консолидация республиканских активов – проведение работ по оценке инвестиционного потенциала субъекта и полноценная ревизия принятых и действующих в республике программ (оценка формирования бюджета, систематизация наиболее значимых продуктивных активов (независимо от форм собственности) и структурирование в Корпорацию Развития.
  3. Инициировать подготовку 2-3 стратегических инфраструктурных программ-проектов, содержащих перспективы развития будущих периодов (Самурский энергетический кластер, инженерно-техническая инфраструктура развития прибрежного туризма, развитие транспортно-логистических услуг и др.).
  4. Определить и выстроить отношения с потенциальными (международного уровня) финансово-инвестиционными и оценочными институтами по взаимодействию их с правительственными структурами в реализации выбранных инвестиционных проектов (ВЭБ, ВТБ-Капитал, Евразийский Банк Развития, Прайс ВотерХаус, Исламский банк развития и тд);
  5. Приступить к регистрации закрытого проспекта эмиссии от лица Корпорации развития в ЦБ РФ в качестве формы рыночного «народного капитализма», также соответствующего условиям Исламского банкинга, для широкого привлечения населения в Акционерный капитал, как нераскрытый источник инвестиционных ресурсов для экономики республики. Здесь надо обязательно отметить, что наиболее эффективным показателем развития любого инвестиционного проекта (компании) и привлекательности для инвесторов является вывод акций и выход компании на открытые рынки (биржевые, фондовые и инвестиционные площадки) через сложные и достаточно дорогостоящие процедуры регистрации открытого акционерного капитала. Далее выход на открытое привлечение финансирования, к примеру, открытые IPO, ПИФы и ЗПИФы, облигационные займы и др., на опубликованные (прикрепленные к выпускаемым акциям) высокодоходные проекты-программы, разработанные в рамках утверждаемой стратегии.

В качестве основной методики эффективного и результативного способа решения задач поэтапного вывода Республики Дагестан на привлекательный уровень инвестразвития с участием государственных форм финансирования применяется метод программно-целевого бизнес-планирования/управления по отдельным, выбранным в качестве Инвестиционной стратегии, экономическим блокам, отраслям и направлениям. Еще один важный элемент вывода проекта с точки зрения привлекательности для стратегических инвесторов и других форм широкого привлечения инвестиционных ресурсов можно объяснить следующим образом: чем больше инвестпартнеров разделяют риски своих вложений, тем выше степень реализации проекта. Отсюда создание местного/территориального (рыночного) финансово-инвестиционного института (инвесткомпании или инвестфонда с участием государства) становится еще одним способом вывода проектов на ликвидность. Иначе говоря, проектное финансирование (Корпорация развития или Фонд) – 20-30%, плюс технический соинвестор – 20%, и в этом случае привлечение стратегического инвестора, дело техники.

Поэтому метод реализации проектов в упрощенной форме должен носить следующую последовательность:

– отбор и структурирование проектов;

– проведение квалифицированной предпроектной подготовки с привлечением международных финансовых и оценочных институтов ВЭБ, ВТБ, Прайс ВотерХаус, Исламский банк развития и др.

– рассмотрение и утверждение программ на Инвестиционном Совете;

– проектное финансирование с участием Корпорации развития;

– Привлечение стратегического инвестора, а также форм IPO (первичного размещения акций) и средств населения.

В заключении хотелось бы отметить, что привлекательным проект для инвестирования становится тогда, когда он качественно проработан, прошел финансовую и инженерную экспертизу крупных профессиональных игроков, а также имеет подтвержденное проектное финансирование. При этом вывод Корпорации развития в статус открывающего IPO на биржевых площадках решает весь комплекс вопросов с обеспечением финансирования! Иными словами, для профессиональных и непрофессиональных инвесторов купля-продажа акций на открытых биржевых и инвестиционных площадках является защищенным способом вложения средств и инвестирования с понятными доходами и прозрачной структурой. А для инициатора выпуска акций (акционерные общества) – привлечением финансовых ресурсов для реализации проектов с четкими обязательствами обеспечения доходности.

Более подробная Концепция Инвестиционной стратегии Дагестана представлена мной группе по разработке Стратегии-2030 и используется при формировании ее инвестиционно-финансовой модели.

 

Ахмед Кахриманов, руководитель российского института инвестиционного развития «Инвестиционное бюро» – специально для РИА «Дербент»

 

 

* Самоокупаемость регионов — в данном случае это отношение количества собранных на территории региона налогов к величине потраченных «государственных» денег. Потраченные на территории региона деньги —это величина расходной части бюджета региона, сумма взята из отчета казначейства РФ за 2010 год по каждому из регионов. Собранные на территории региона налоги —это налоги, уплаченные в федеральный центр, плюс величина «налоговых и других доходов» региона.



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Артур Хан:

    Надо начинать с финансирования быстро окупаемых проектов с развитием частно-государственных проектов и за счёт окупаемости и быстрого оборота наращивать оборотный капитал, чтобы периодически наращивать оборотные средства и эффективно использовать в раширении-открытии новых проектов.