Игра на интерес: в Дагестане можно создать ОЭЗ «Дербент» с охватом всего Юждага

2

Правительство утвердило перечень регионов страны, на территории которых разрешено создание особых экономических зон. В него снова включены Дагестан и Чечня. На территории последней будет создана ОЭЗ «Грозный» промышленно-производственного типа, соответствующее постановление подписал премьер РФ Дмитрий Медведев.

По словам Главы ЧР Рамзана Кадырова, под ОЭЗ будет выделено «256 га земли промышленного назначения, на которой до войны были заводы нефтехимии». Объем инвестиций до 2028 может составить 14,2 млрд рублей.

О перспективах создания ОЭЗ на территории Дагестана и проблематике данного вопроса РИА «Дербент» побеседовало с исполнительным директором ДРОО «Союз предпринимателей Дагестана», экономистом Фадиком Мугуловым.

– Фадик Курбанович, следует ли ожидать по Дагестану решений, аналогичных тем, что приняты в отношении ОЭЗ «Грозный», учитывая, что кабмин сохранил прописку республики в перечне регионов, на территории которых разрешено создание ОЭЗ? Или Чечня пользуется индивидуальными привилегиями?

– В соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в РФ реализуется масштабный проект, направленный на развитие регионов с привлечением прямых российских и иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики, импортозамещающие производства, судостроение и туризм. С принятием этого закона существование аналогичных образований, созданных до дня его вступления в силу, прекратилось, кроме ОЭЗ в Калининградской области и ОЭЗ в Магаданской области.

Отечественные особые экономические зоны (ОЭЗ) являются современными аналогами широко используемых по всему миру свободных экономических зон (СЭЗ): относительно обособленные части территории страны, на которых устанавливается особый правовой режим для бизнеса, включающий налоговые, таможенные, административные и гражданско-правовые льготы и гарантии.

Кроме того, на этих территориях помимо льгот и привилегий, инвесторы получают еще и доступ к готовой развитой инфраструктуре, а также близость к необходимым ресурсам и ключевым транспортным артериям. В совокупности приведенные факторы способствуют снижению издержек производителей (до 30%), повышению конкурентоспособности товаров и услуг, росту продаж и увеличению доли на рынке.

В настоящее время на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные (создаются на срок 20 лет);

2) технико-внедренческие (создаются на срок 20 лет);

3) туристско-рекреационные (создаются на срок 20 лет);

4) портовые (создаются на срок 49 лет).

Согласно информации с официального сайта ОАО «Особые  экономические зоны» – управляющей компании, на настоящий момент в РФ действуют 24 ОЭЗ (считая Калининградскую и Магаданскую области), в том числе промышленно-производственные – 10, технико-внедренческие – 6, туристско-рекреационные – 5, портовые – 1.

Определенное время назад ОЭЗ на территории РФ было немногим менее 40 ОЭЗ и многие из них были закрыты по причине невыполнения условий, на которых они создавались.

Промышленно-производственная зона в Грозном, таким образом, стала двадцать пятой по счету ОЭЗ страны.

Управляющей компанией в ней определено ОАО “Чеченнефтпхимпром”, 100% акций которого указом Президента РФ (Указ опубликован) в 2018 г были переданы из федеральной собственности в республиканскую собственность.  При этом Чеченская Республика подписала соглашения с четырьмя потенциальными резидентами, которые готовы вложить в зону более 6 млрд рублей с созданием 650 рабочих мест. Под ОЭЗ отводятся 256 га земли промышленного назначения, на которой до войны были заводы нефтехимии. Как известно, регион, до войны был крупным центром нефтяной промышленности. В республике добывали и перерабатывали (в том числе и поставляемую со стороны) нефть – по некоторым данным до 10 млн тонн в год. В Грозном работали три нефте- и один газоперерабатывающий заводы, имелось несколько нефтяных НИИ и специализированных вузов. Нынешние масштабы проекта ОЭЗ у соседей, конечно, очень скромные и выполнить их не составит труда. Однако, думаю, это только начало, учитывая энергичность, пробивную мощь и целеустремленность главы ЧР Рамзана Кадырова: по мере накопления соответствующего опыта в Чечне могут открыться и другие ОЭЗ.

Премьер РФ Дмитрий Медведев и глава ЧР Рамзан Кадыров. Фото: ria.ru

Что касается создания ОЭЗ в Республике Дагестан, то – лишь бы было желание и стремление к этому у заинтересованных сторон. Стоит напомнить, что постановлением  Правительства РФ в 2010 году в составе ОЭЗ Северо-Кавказского туристско-рекреационного кластера первоначально было предусмотрено создание туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории Хунзахского района Республики Дагестан (небезызвестный проект «Матлас»). В последующем постановлением федерального же правительства в эту зону включили также земельные участки, расположенные на территориях Дербентского, Карабудахкентского, Каякентского и Магарамкентского районов республики. Однако, инициаторы и лоббисты этого проекта так и не довели его до конца (по известным причинам): не сформирован пул потенциальных инвесторов и не заключено соответствующее соглашение инвесторов, муниципальных и региональных властей с Правительством РФ. А бюрократия, в свою очередь, не стала обременять себя лишними заботами, спустила проект на тормозах и он завис. Тем не менее, проект туристско-рекреационной ОЭЗ в республике до сих пор официально не закрыт и все еще числится в федеральных списках.

 Как мы знаем, в Дагестане в настоящий момент нет ОЭЗ. Обсуждается ли данный вопрос? Какие территории потенциально могут стать базой для ОЭЗ?

– Насколько в курсе, на уровне властей организация особой экономической зоны (или ряда таких зон) в республике пока официально не рассматриваются. В то же время, в экспертном сообществе эти вопросы обсуждаются. Планы создания туристско-рекреационной особой экономической зоны, о которой упоминалось выше, можно реанимировать с изменением подходов к нему:

во-первых, учитывая объективные обстоятельства, когда регион остро нуждается в инвестициях и улучшении инвестиционного климата;

во-вторых, исходя из высокой договороспособности на федеральном уровне главы республики Владимира Васильева.

Тут подход должен быть таким, что надо использовать любые возможности в рамках действующего законодательства для активизации инвестиционной деятельности в республике, в том числе с получением налоговых и других преференций для участников проекта. У нас можно создавать ОЭЗ практически всех типов с локализацией на юге, в серединной части или на севере республики.  Не думаю, что для властей Дагестана и предпринимателей были бы проблемой 20-25 млрд рублей инвестиций за 5 лет (до 2025 года) в целях создания 3-4 ОЭЗ. Однако, для начала надо создать хотя бы одну такую зону и набраться определенного опыта, в том числе командной работы.

Например, в настоящее время реально сложились условия формирования в Юждаге туристско-рекреационной ОЭЗ на базе города Дербент с включением в него Дербентского, Магарамкентского, Сулейман-Стальского, Докузпаринского и Ахтынского районов, а также, возможно, и других районов. Причем, туда можно включать как территории с традиционными видами туризма и рекреации, так и бальнеологические источники и производство минеральных вод в Сулейман-Стальском и Ахтынском районах (действующее законодательство разрешает быть резидентами этой зоны и производителям минеральной воды), Самурский национальный парк, альпинистские маршруты на Ярудаг и т.д.

Основная проблема будет заключаться в формировании грамотной команды и к этому надо было приступить еще вчера, поскольку в регионе давно уже назрела необходимость в современной инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса, которую можно создать, в том числе с привлечением федеральных инвестиций. Конечно, дирижер и концертмейстер тут – это региональные власти, от воли и желания которых зависит очень и очень многое.

– Как вы оцениваете реализацию проектов ТОСЭР “Каспийск” и “Дагестанские Огни”? Соответствует ли реальная картина многочисленным заявлениям властей?

– Тут большая проблема в наличии адекватной периодической информации по ТОСЭР (кратко – ТОР), удобной для анализа ситуации в динамике: такой мониторинг не проводится не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях, в том числе статистическими органами. Судя по тем данным, которые мне доступны и удалось получить также в процессе общения с работниками профильных министерств и ведомств республики, формирование этих территорий продвигается пока неплохо.

Как известно, при создании ТОР «Каспийск» в 2017 году исходными минимальными параметрами проекта были создание к 2025 году более 3 тысяч новых постоянных рабочих мест, привлечение инвестиции в объёме более 17 млрд рублей,  а также требования диверсификации производства и повышения инвестиционной привлекательности территории города. В настоящее время там уже зарегистрировались 6 резидентов, а на рассмотрении еще несколько претендентов. В эту зону пошли уже и относительно серьезные инвестиции (более 2 млрд рублей): в 2020 запланировано начать производство продукции по двум проектам – производство стекловолокна и изделий из них («Каспийский завод стекловолокна») и производство и переработке полиэтилена (ООО «Дагполимер»). Стоит отметить также еще одно значимое событие для этого ТОРа – это прирост его площади на 11,17 га за счет части незадействованной территории АО «Завод Дагдизель», которой собираются присвоить статус индустриального парка.

ТОСЭР «Дагестанские Огни» было образовано в октябре 2018 г на территории более 130 га, с определением 19 видов экономической деятельности, по которым можно вести предпринимательскую деятельность и получать соответствующие льготы. Формирование его также идет в основном успешно: сообщается о привлечении 5 резидентов.

Глава Минэкономразвития РД Гаджи Султанов в городе Дагестанские Огни. Фото: ТОСЭР Дагестана

– В чем, на Ваш взгляд, кроются проблемы развития дагестанских территорий, и какими должны быть пути выхода из них?

– Об основных проблемах создания ОЭЗ я выше уже говорил. Проблем же у ТОРов в Каспийске и ДагОгнях тоже хватает и прежде всего они связаны  пока с недостаточным опытом их создания (в стране всего 5 лет, а в республике и того меньше – 2 года): идет поиск и выработка оптимальных механизмов их создания и управления.

Если обобщить информацию, то среди сложностей и проблем развития особых территорий можно отметить:

– отсутствие соответствующей концепции и неопределенность стратегической цели их создания и развития в стране и регионе;

– неопределенность в финансировании создания и совершенствования инфраструктуры зоны, а также сопутствующие финансовые трудности, которые сказываются на качестве построенных инфраструктурных объектов и своевременности введения их в эксплуатацию;

– проблемы взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти;

– слабое продвижение специальных территорий перед потенциальными инвесторами, что негативно сказывается на динамике привлечения серьезных перспективных резидентов, в том числе из-за пределов республики;

– уровень взаимодействия с привлеченными резидентами и отраслевая представленность резидентов;

– деятельности Наблюдательного совета и недостаточное научно-экспертное сопровождение проектов.

Многие из этих проблем вполне типичны и требуют принятия мер на общегосударственном и региональном уровнях, что позволит повысить эффективность использования анализируемого инструмента регионального развития. В связи с этим необходимость их решения можно рассматривать и в качестве и универсальных рекомендаций, наряду с развитием государственно-частного партнёрства, перераспределением полномочий по управлению зонами в пользу регионов и муниципалитетов, конкретизация статуса прилегающих территорий.

 

Фото в лиде: коллаж РИА “Дербент”



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Мигель55:

    Найти инвесторов – это половина делов, хотя и тут тоже будут бооооольшие проблемы . Кто же захочет рисковать и вкладывать деньги в регионы, полные террористов и бандитов? Главное , кто работать то будет в этих ОЭЗ? Почти все "золотые мозги" и "золотые руки" Вы сами изгнали ранее из своего "оазиса веры". Единственно, чего в избытке, так это туповатой бородатой пехоты, орущей на каждом углу о преимуществах своих средневековых обычаев и незыблемости веры. Ну и плюс море кичливости и заносчивости. Вы найдите сейчас местных инженеров-производственников или мастеров ( но не специалистов по "гоп-стопу" или "аллахакбару", тут у Вас этого "добра" в избытке) . Может снова рабов будете похищать со всей страны ,как для кирпичных подпольных заводов? И не надо визжать  про "не раскачивайте лодку" или "русские фашисты стравливают народы". Пора понять, что если Вы хотите развиваться, а не деградировать до уровня агрессивных бабуинов, то нужно уметь общаться и договариваться. Ну и предварительно понести наказание, за совершённые Вами многочисленные преступления. Посмотрите, что будет с бывшей украиной и как будут наказаны местные фашисты.

    • черновик:

      дагестанцы, уважаемый мигел, своим братьям  бабуинам из африки всегда готовы помочь. например, копать колодцы.