И писатели есть, и литература не исчезла

1

Очередным перлом разразился в «НВ» (№1 от 22 июля 2015) Гапиз Нурмагомедов, отличившийся ранее тем, что обвинил умершего более 20 лет назад Народного писателя Дагестана Ахмедхана Абу­Бакара в несовременности и отсутствии таланта.

Статья Нурмагомедова посвящена состоянию литературы в Дагестане. А размышления автора строятся на основе прочитанных им «произведений на русском языке, отдельных, выборочных». И как всегда, огульные утверждения, одним махом зачеркивающие всю дагестанскую литературу.

«Дагестан прозой никогда не славился». Просто назовем имена: Эффенди Капиев, Ахмедхан Абу­Бакар, Кияс Меджидов, Муса Магомедов, Вацлав Михальский, Анатолий Соловьев, Магомед­Расул. Я перечислил несколько из десятков маститых писателей, обогативших дагестанскую и российскую прозу.

Далее, Гапиз Нурмагомедов обвиняет писателей, пишущих на исторические темы, в не соблюдении принципа «историзма», а в применении «историцизма» – волевого нажима на историю. «Дагестанская литература на историческую тематику ограничивается лишь расхваливанием революции 1917 года».

По мнению автора статьи, в Дагестане нет ничего – не рассказано о коллективизации 30­х годов и репрессиях 1937 года, о нападении Германии на СССР 22 июня 1941 года и Великой Отечественной войне, об участии дагестанцев в событиях в Венгрии 1956 года и в Чехословакии 1968 года. Дагестанские писатели прозевали войну СССР в Афганистане, развал СССР, две чеченские войны, нападение на Дагестан в 1999 году.

Писатели не пишут повестей, романов и эпопей, их не интересуют проблемы дагестанской семьи переходного времени. Не интересует писателей и земля нашего родного края, которую вот­вот разрешат обращать в частную собственность.

Отметим, что в качестве положительных примеров Гапиз Нурмагомедов упоминает роман Мирзы Давыдова «Лицом к смерти» и сборник Курбана Омаханова «Разные судьбы».

Не считаю необходимым отвечать по пунктам на все упреки автора этой статьи. Отмечу лишь несколько моментов.

Первое: не пишут по заказу. Не получается хороший рассказ, повесть, роман. Эта литература другого плана – заказная. Как правило, заказные вещи получаются искусственными, ходульными, и не вызывают интереса у читателей.

Второе: реалии сегодня таковы, что писательским делом не заработаешь. Раньше гонорара за издание книги хватало минимум на год безбедной жизни. Тираж книг упал с сотен тысяч до сотен – на три порядка, и гонораров попросту не хватает на жизнь. А на написание крупной вещи нужно время, силы, нервы. Во время работы над книгой никто не будет кормить писателя и его семью. Это одна из причин, почему сегодня мало крупных произведений.

Тем не менее, не оскудела земля Дагестана талантами. Есть и прозаики, и поэты, и драматурги.

Саид Ниналалов , журналист



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Читатель:

    Пушкин писал в «Рославлеве»: «…мы и рады бы читать по-русски; но словесность наша, кажется, не старее Ломоносова и чрезвы­чайно еше ограничена». Гапиз Нурмагомедов, понятно, не Пушкин, но имеет право на собственное мнение. Другое дело, что дагестанский литературный процесс должен быть исследован с точки зрения  объективного отражения в нем живых картин, конкретных человеческих судеб и характеров той или иной исторической эпохи. А это работа литературоведов, а не журналистов, уважаемые авторы статей.