Хизри Абакаров: 100 дней испытания Дербентом
0100 дней прошло со дня вступления в должность главы городского округа «город Дербент» Хизри Абакарова. Срок не большой, но обязывающий к подведению первых итогов работы. О том, какими были эти 100 дней, мы попросили рассказать самого Хизри Магомедовича.
– Хизри Магомедович, с чего Вы начали?
– Второстепенных вопросов в городском хозяйстве не бывает – они все важные и первоочередные. Город не может жить без общественного транспорта, без школ, без уборки улиц. При этом, безусловно, надо уметь выделять приоритеты и концентрировать на них усилия, чтобы достигнуть видимых изменений.
Начали мы, как и любое дело, с мониторинга. Мы пригласили экспертов по всем основным направлениям, которые провели тщательные исследования, каждая группа – по своему профилю. Большая нагрузка выпала на финансовый блок, потому что мы были очень ограничены в сроках – нужно было готовить бюджет на следующий год.
Это было нелегкое время. Мне пришлось быстро вникнуть в проблемы города. В каких-то вопросах у меня уже есть ясность, в других разбираемся. Мы постарались не делать кардинальных изменений в составе администрации, дали новые установки, и многие успешно работают по ним. Главные критерии в работе для меня – профессионализм, честность и желание учиться. Этого я ожидаю и от моей команды.
– Если говорить о том, что на слуху, то Ваши поездки в школы и детские сады Дербента наделали много шума не только в городе, но и, наверное, в стране. Каковы результаты? Что запомнилось больше всего?
–Мы начали с образовательных учреждений, потому что большая часть городского бюджета уходит на систему образования. В детских садах и школах обнаружилось много проблем, начиная с поставки питания и заканчивая бесконечными поборами. Первый этап, который заключался в выявлении и отстранении от своих должностей недобросовестных сотрудников школ и детских садов, мы уже прошли. В итоге сменили 49% директоров школ и 35% заведующих детскими садами.
Следующий шаг – аттестация всех педагогов и воспитателей. Для этого мы пригласим независимую группу, которая проведет эту работу во всех образовательных учреждениях. Те, кто не пройдет аттестацию, будут освобождены от своих должностей. На их места будут приниматься люди из кадрового резерва, которые в свою очередь также должны успешно пройти аттестацию. Когда работники сферы образования подтвердят свою квалификацию, мы планируем повысить им заработную плату.
Если говорить о том, что запомнилось больше всего, то это вся система, которая формировалась тут годами. Складывается ощущение, что у некоторых людей в Дербенте деформировались понятия «хорошо» и «плохо», «порядочно» и «непорядочно». Не буду подробно все описывать, все это и так на слуху. Скажу только одно: детей обдирать нельзя. Это не по-человечески, не по-мусульмански.
В ужасном состоянии находятся поликлиники и больница города. Много жалоб поступало на медицинский персонал, на отсутствие нормальных условий для лечения и лекарственных препаратов. Сейчас в Дербентской центральной городской больнице новый главный врач. Он старается развивать систему здравоохранения города. Несмотря на то что учреждения здравоохранения находятся в ведении Министерства здравоохранения Дагестана, мы заинтересованы в том, чтобы наши горожане получали качественную медицинскую помощь в хороших условиях. Сейчас мы привлекаем инвесторов для строительства большого детского центра, медицинскую помощь в котором будут получать по ОМС. С помощью частного инвестора мы планируем закупить дополнительно до 10 машин скорой помощи.
– Если говорить о других проблемах города, то что Вы для себя выделили как первое, за что надо браться?
– Это системы ливневой и фекальной канализаций. Через неделю после моего назначения в городе пошел дождь, и Дербент, особенно низменные его районы, погрузились в грязные стоки. На улице 345 Дагестанской стрелковой дивизии целый двор превратился в озеро, людям, чтобы выйти из подъездов многоэтажек, приходилось надевать резиновые сапоги либо идти босиком. Детей и стариков переносили на спине. Подобная ситуация, когда целые улицы превращались в реки, наблюдалась и на других улицах – Красная Заря, Кобякова, Нанейшвили, Махачкалинская, Дрожжина. Ливневая канализация совершенно не справлялась. При изучении этого вопроса выяснилось, что трубы для ливнёвки прокладывались как попало, никто не смотрел на перепады в диаметрах труб, не прочищал коммуникации, и целые районы подключили фекальную канализацию к ливневой. Естественно, вся эта хрупкая система не выдерживала нагрузки даже в виде слабого дождя. Все нечистоты оказывались наверху. Намеренно не хочу углубляться в вопрос, почему так происходило, сейчас у меня задача сделать так, чтобы ситуация не повторялась.
Мы столкнулись с серьезными проблемами, связанными с работой предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Дело в том, что организации, обеспечивающие водоснабжение в Дербенте, искусственно доведены до банкротства. Я сейчас говорю, прежде всего, о «Водоканалхозе», находящемся в кризисном состоянии. Если еще недавно долг предприятия перед кредиторами не превышал десяти миллионов рублей, то сейчас он составляет около 200 миллионов. При этом многие работники, обслуживающие систему водоснабжения, не получали заработную плату почти 8 месяцев.
Еще имеется информация о том, что до сегодняшнего дня, незаконно, без каких-либо квитанций, новые абоненты подключались к системе водоснабжения, оплачивая за это бывшим руководителям водопроводно-канализационного хозяйства 40 тысяч рублей (физические лица) и 600 тысяч рублей (организации). Расчетно-кассовый центр Дербентского водоканала вообще базируется в Каспийске. Это нонсенс. Мы создали МУП «ЕРКЦ» г. Дербента, где теперь будет собираться абонентская плата. Все платежи будут автоматизированными, чистыми и прозрачными, и можно будет пользоваться безналичным расчетом.
Уже подписано постановление, согласно которому относящееся к централизованной системе водоснабжения и водоотведения г. Дербента имущество МУП «ВКХ» изымается и передается в ведение вновь созданного МУП «Дербент 2.0». МУП «Дербент 2.0» мы определяем гарантирующей организацией для осуществления холодного водоснабжения и водоотведения на территории города.
Отмечу, что будет делаться все необходимое, чтобы вода в дома жителей Дербента поступала чистая, надлежащего качества. Все асбестоцементные трубы, которые представляют угрозу для здоровья людей, будут заменены на экологически безопасные и качественные.
Что касается очистных сооружений, то их проект создавался в 1998 году и был рассчитан на переработку 25 000 кубических метров сточных вод в сутки. На протяжении многих лет власти города пытались получить деньги из федерального и республиканского бюджетов на строительство очистных сооружений в северной части города. Сегодня эти объемы уже не соответствуют реальным потребностям города, то есть даже в случае финансирования строительства очистных деньги будут попросту выброшены на ветер. Проблем города это не решит. Фактически городу нужны 2 очистных сооружения в северной и в южной частях города на 60 000 кубометров в сутки каждое. Сейчас же в южной части города, которая развивается наиболее интенсивно, даже не предусмотрена возможность строительства очистных.
Данный вопрос наша команда активно прорабатывает.
Вообще, вся система водоснабжения и водоотведения в Дербенте нуждается в кардинальных преобразованиях. Я долго думал, как изменить ситуацию, сложившуюся в этой сфере, и пригласил представителей Санкт-Петербургской компании «Ленгиппроинжпроект». Они провели анализ и вскоре начнут готовить предложения по водоснабжению и водоотведению города. Мы определим места расположения накопителей для воды, источники водоснабжения, маршруты прокладки магистральных труб. В результате этой работы вода в город будет подаваться круглосуточно и станет дешевле для потребителей, а вредные для здоровья человека трубы, как я уже говорил, мы заменим на более качественные.
Большая проблема для нас сейчас – проектирование, на это уходит много времени и денег. На протяжении последних двух месяцев мы приглашали разные компании для разработки проекта реконструкции городских сетей, некоторые из них выставили счета, превышающие 2 млн. долларов. Мы собрали большой объем материала, оцифровали все существующие инженерные сети, сделали топосъемку – все это очень поможет в дальнейшей работе.
Мы создали 5 групп и запустили обследование в ручном режиме по городу за 750тыс. руб. (это не бюджетные деньги). При этом выяснили, что ряд компаний уже готовили подобные проекты ранее. У нас сложился круг проектных организаций, которые участвовали в проектировании и готовы приступить к корректировке своих проектов, исходя из нашего техзадания. Это значит, мы уже можем приступить к работе.
Крепость и магалы – это наиболее интересные места для туристов, и именно с древних районов Дербента мы планируем начать реконструкцию всех инженерных сетей, благоустройство улиц.
– Важной частью развития города является общественный транспорт. Какая работа проводится в целях улучшения качества пассажирских перевозок?
– Пассажирские перевозки являются объектом нашего пристального внимания. Очень много жалоб поступает от горожан по поводу того, что водители «маршруток» заканчивают свой рабочий день рано: уже после семи вечера в дальние районы города маршрутные такси не ходят. Также жители Дербента писали мне о том, что салоны в «маршрутках» грязные, а сидения ободраны.
Для решения этих проблем мы планируем закупить дополнительно микроавтобусы; пригласить компанию, которая с учетом мнений горожан определит маршрут движения транспорта, частоту выездов и время работы маршрутных такси. Для детей проезд станет бесплатным. Данная компания начнет работу уже в середине февраля-начале марта.
– Еще одна проблема, которая остро стоит перед городскими службами, – бродячие животные. Как изменилась эта ситуация за прошедшие несколько месяцев?
– Мы серьезно взялись за проблему бродячих животных в городе. Уже заключен контракт с организацией, которая с января начала заниматься отловом и стерилизацией бродячих собак и кошек.Крупный рогатый скот, который свободно гуляет по улицам, решено отвозить в специальные загоны. Коров будут чипировать и возвращать хозяевам, а в случае, если животные опять окажутся на улицах города, их владельцы будут оштрафованы. Хочу сказать, что такие прецеденты уже имеются.
В этом направлении предстоит проделать еще много работы, и она будет активно продолжаться.
– Проблема с мусором всегда была актуальной для Дербента. Какие шаги сделаны для ее решения?
– С проблемой уборки и вывоза мусора мы тоже постепенно разобрались. Когда я только вступил в должность мэра, в городе работала одна организация по уборке мусора – региональный оператор ООО «Экологи-Ка». Их работа меня не до конца устраивала, поэтому было решено создать еще одну организацию, которая будет заниматься уборкой и вывозом мусора. На данный момент в городе работают две мусоросборочные компании – «Экологи-Ка» и «Горсервис». Думаю, что все могут заметить, что на улицах города стало намного чище.
– Какие ключевые направления для работы администрации Вы еще выделите?
– Ремонт дорог. Если в 2016-2017 годах было отремонтировано 18 % дорожного покрытия, то в этом году никак нельзя сделать меньше. Отмечу, что у нас остались долги прошлых лет, которые в этом году мы обязаны закрыть, потому что они сегодня не позволяют нам развиваться. Я имею в виду улицы Махачкалинская, Дрожжина, 345 Дагестанской стрелковой дивизии. Ссылаться на объективные причины бессмысленно, мы просто обязаны довести в этом году дело до конца.
Одна из больших проблем в городе, с которой мы столкнулись и пока не знаем до конца, как решить ее, – хаотичная бесконтрольная застройка. В Дербенте никто не соблюдает архитектурный баланс, застройка все прошлые годы шла как попало, и никто не обращал на это внимание. В городе очень много незаконно построенных объектов, у кого-то даже есть «зеленки» на постройки, которые возведены с нарушением градостроительных норм. Это недопустимая ситуация. Мы, конечно, не будем лишать людей имущества и сносить то, что уже отстроено, но те объекты, которые мешают проезду пожарных машин и карет скорой помощи, придется убрать. И, естественно, самовольного строительства в городе больше не будет.
Еще одна проблема, которая сразу бросается в глаза всем, кто приезжает в город, – это беспорядочная организация уличной торговли. Товары продают на тротуарах, возле проезжей части, загромождая проход, не соблюдаются никакие санитарно-эпидемиологические правила и нормы. С хаотичной торговлей, которая создает угрозу здоровью населения, пожарной и дорожной безопасности, мы намерены активно бороться после того, как наведем порядок на рынках города и создадим альтернативные условия для торговцев.
Важное направление нашей работы – благоустройство микрорайонов «Аэропорт» и «Аваин». В этих микрорайонах сами жители создали инициативные группы, которые вплотную работают с сотрудниками администрации. Они переживают за свои микрорайоны, участвуют в разработке планов благоустройства, предлагают свои идеи. Мы разделили город на несколько районов, и такие инициативные группы должны быть созданы в каждом из них.
Мы также прорабатываем вопрос снижения уровня загрузки на дорогах вместе с работниками ГАИ и Агентства стратегического развития «Центр».
У нас есть еще много нерешенных вопросов, в том числе и по использованию земельных участков города. Для развития Дербента нам необходима свободная территория, но ее нет. Несколько лет назад площадь города составляла 7,98 га, а на сегодняшний день – 3, 480 га. Каким-то образом эти земли отошли в пользование Дербентского района. К тому же развитие территории города ограничено горами и морем. Мы пытаемся установить реальные границы города и вернуть земельные участки, которые принадлежат Дербенту.
Хочу сказать, что сейчас специалисты Агентства стратегического развития «Центр» из Москвы уже разрабатывают мастер-план развития Дербента, который определит основные векторы развития города на следующие 8 лет.
У Дербента огромный потенциал для развития туризма, экономики – горы, море, великолепные исторические объекты, которыми не каждый город может похвастать. При этом сейчас даже самим горожанам тут живется не совсем легко, а какой турист захочет приехать в город, где вода идет по часам и нет очистных сооружений?
– Хизри Магомедович, давайте обобщим нашу беседу – Вы проработали на посту руководителя администрации города определенное время. Можно сказать, что Вы буквально вгрызаетесь в проблемы. А Вы не пожалели, что взяли на себя такую ответственность?
– Нет, не пожалел. Дербент – прекрасный город с замечательными жителями. Для меня моя работа – это вызов: смогу или не смогу? Уверен, все получится. Ни для кого не секрет, что навести порядок здесь меня попросил мой близкий друг Сулейман Керимов, нас очень поддерживает руководство Дагестана – Владимир Абдуалиевич Васильев, Артем Алексеевич Здунов. У нас всех одна общая цель — развитие, движение вперед.
Для меня очень важно, чтобы жители Дербента встали рядом со мной, поддерживали меня, подсказывали, помогали. Мы все должны быть ответственными за город — и власть, и бизнес, и горожане. Моя основная цель – сделать Дербент уютным, чистым и благоустроенным, чтобы у жителей города были комфортные условия для проживания, а у туристов – для отдыха. Увидите, через несколько лет в городе будут хорошие дороги, уютные дворы, чистые подъезды и зеленые улицы!
http://www.derbent.ru/press-tsentr/novosti/1078611/
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях: