Град без головы – Махачкала ожидаемо оказалась худшей в России

3

Махачкала заняла последнее 92 место в рейтинге эффективности управления в городских округах РФ, составленный Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК).

Столица Дагестана, как отмечают составители рейтинга, опустилась на две позиции по сравнению с предыдущим рейтингом. Падение связано с коррупционным скандалом, в который оказался вовлечен, по-видимому, Абусупьян Гасанов.

В пресс-релизе АПЭК поясняется, что в рейтинге оценивается актуальная общественно-политическая и социально-экономическая ситуация в городских округах, прямо или косвенно связанная с деятельностью органов городской власти. Таким образом, рейтинг делится на два блока – политико-управленческий и социально-экономический. Каждый из них делится на несколько направлений и так же оценивается отдельно. Итоговый (интегральный) рейтинг представляет собой обобщение рейтингов по политико-управленческому и социально-экономическому блокам (среднее арифметическое двух соответствующих показателей).

Общее число экспертов превысило 150 человек.

Махачкала показала наихудший результат в социально-экономическом блоке – 92 место, при этом в политико-управленческом блоке городзанял 87 место.

Из кавказских городов отметим в первую очередь Грозный, занявший 7 место. Чеченская столица опустилась на 2 пункта в сравнении с предыдущим рейтингом. Кроме того, Владикавказ находится на 23 месте (падение на 5 пунктов), Майкоп – 27 место (рост на 6 пунктов), Магас – 57 место (падение на 2 пункта), Черкесск – 61 место (падение на 4 пункта), Нальчик – 65 место (падение на 7 пунктов), Назрань – 73 место (падение на 9 пунктов).

Махачкала потихонечку разваливается

В беседе с РИА «Дербент» председатель Кавказского политико-экономического клуба «Развитие регионов: Стратегия-2050», д.э.н., профессор Сергей Дохолян назвал результат Махачкалы естественным и ожидаемым.

«Любой город должен иметь управление. Вы видите, что у нас проблема с мэрами тянется, начиная со времен Саида Джапаровича. У нас постоянно идут врио, и даже Муса Мусаев, который был официальным мэром, пробыл на этой должности недолго.

Когда идет такая чехарда с мэрами, естественно возникает вопрос управляемости. К примеру, новый мэр не успел месяц проработать, а уже объявили, что будет другой мэр. В этих условиях идут только текущие процессы, самое необходимое по городскому хозяйству. Стратегически город не развивается, не принимаются и не выполняются необходимые кардинальные, капитальные решения.

В условиях, когда у руководителя нет убежденности и уверенности в том, что он будет управлять этим городом, он выполняет функции именно временно исполняющего, т.е. на время ничего не испортить.

Но городское хозяйство, особенно такое как город Махачкала – это большое, сложное, проблемное хозяйство, которое требует каждодневного внимания и принятия серьезных, долгосрочных решений.

Поэтому без хорошего руководителя, а, по сути, вообще без руководителя, потихонечку начинает разваливаться. Так произошло с Махачкалой, которая не имеет твердой управляющей руки и, естественно, начинаются сбои в городском хозяйстве», – сказал собеседник агентства.

В беседе с РИА «Дербент» член Общественного совета при Минэкономразвития РД, экономист Халил Халилов также отметил большое число проблемных направлений развития дагестанской столицы.

«Наиболее проблемные вопросы города – это градостроительство, архитектура, энергетика, туристско-рекреационной вектор, ЖКХ, парки, улицы, пробки, пресловутый махачкалинский мусор. Серьезно никто этими проблемами не занимался», – сказал эксперт.

Говоря о переменах, произошедших в Махачкале за время правления Владимира Васильева, Сергей Дохолян отметил, что «какие-то процессы, конечно, идут и не могут не идти, поскольку огромные деньги все равно тратятся в городском хозяйстве».

При этом, по словам эксперта, следует исходить из двух позиций – того, что сделано и того, что можно или нужно сделать. «Если говорить с позиций того, что что-то сделано, то да, что-то сделано, где-то подремонтировали дороги, где-то вкрутили дополнительные лампочки. Но, если исходить из позиции того, что должны сделать, мы видим очень много проблем. В первую очередь, это ЖКХ, городское освещение, дороги, в последние дни снова появились огромные ямы мусора (проблема мусора уже много лет совершенно не решается). Все это вместе говорит о том, что нет управляющего воздействия в городе», – заявил эксперт.

В свою очередь Халил Халилов отметил, что «конечно, изменения есть, но какие… К сожалению, при Васильеве Владимире Абдуалиевиче сменился третий мэр».

Комментируя перспективы Салмана Дадаева на посту мэра Махачкалы, Сергей Дохолян выразил мнение, что оценивать любого руководителя следует с позиций личных качеств, опыта и предоставляемых ему ресурсов, полномочий и возможностей.

«Опыт у Салмана Дадаева не очень большой, он не руководил крупным городом, лишь небольшим районом российской столицы. Но, правда, он работал в Москве, где эти вопросы достаточно хорошо отработаны, он знает как правильно организовать процесс управления городским хозяйством.

С другой стороны, насколько ему дадут возможности заниматься Махачкалой, учитывая то, что здесь очень много разновекторных интересов различных групп, в том числе и наших элит. Второй вопрос – насколько его будут финансово поддерживать. Мы знаем, что бюджета Махачкалы недостаточно для того, чтобы он мог решать не только стратегические задачи, но даже текущие. Тем более, что за время правления Рамазана Абдулатипова бюджет города несколько раз подрезали. А город практически – «миллионник».

Если ему создадут хорошие условия, дадут финансовые и организационные возможности, дальше все будет зависеть от него и от того, какую команду он сформирует. Есть предпосылки к тому, чтобы он стал хорошим управляющим городом Махачкала», – заключил Сергей Дохолян.

Халил Халилов напомнил, что согласно Конституции население должно само избрать мэра, что неправомочно для главы региона. «Может ли назначение Салмана Дадаева изменить ситуацию к лучшему? Не уверен! Человеку, не проживающему в нашем регионе и не знающему все проблемы изнутри, сложно будет мобильно включиться в работу. А есть ли у нас на это время? Для меня очень важно, чтобы у власти был достойный патриот Дагестана, болеющий душой за свой народ. Только тогда можно изменить ситуацию в городе!», – подчеркнул собеседник агентства.

По мнению Халила Халилова, очень важно, чтобы жители столицы верили в мэра, «видели в нем честного, порядочного человека, а не вора и казнокрада…». В числе важных задач нового мэра Махачкалы Халилов назвал «проблемы образования, здравоохранения,а также безработицу и трудоустройство молодых людей, отход от клановых принципов трудоустройства и набора достойных, порядочных, честных, эффективных людей».

 

Руслан Махмудов



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. А З Р г Каспийска:

    Я считаю с которыми можно мер Махачкалы два расставить бывшей мер г Каспийска Омарова Джамалудин Омарова или бывшей мер Махачкалы Саида Амирова они преданы Дагестану ни куда не выехали а Управляли и работали в Дагестански  быть мером это не легко  

  2. Я:

    Лучше этот кишлаккала вообще ЛИШИТЬ статуса города

  3. Омар Хаям:

    В Дагестане достаточно порядочных,честных,грамотных,опытных не связанне с кланами,заинтересованные в процветании республики УПРАВЛЕНЦЫ.Одноко,новая власть ищет упраленцев в других планетах,сомнительных,скорее всего неподготовленных варягов,не знающие республику,многонациональный народ Дагестана,временщики.Политика подбра,расстановки и воспитании кадров-большая наука и с нее надо начать работу,уважаемые засланцы новой власти.