Древнейшие загадки Дербента раскроют новейшими методами – Заур Кахриманов

3

В феврале этого года РИА «Дербент» опубликовало новость о том, что крестово-купольный храм Дербента впервые в России начали исследовать мюонно-радиографическим методом*. Большая заслуга в этом принадлежит Агентству по охране культурного наследия РД. Недавно стало известно и о печальном происшествии: древнейшая в Дагестане и России Джума-мечеть VIII века была самовольно перестроена. Руководитель Агентства по охране культурного наследия РД Заур Кахриманов во второй части интервью, данному РИА «Дербент» (см. первую часть), ответил на вопросы, касающиеся судьбы архитектурных памятников Дербента и облика древнего города.

 

– Заур Нариманович, как получилось, что такой высокотехнологичный способ изучения сложных археологических объектов, как мюонно-радиографический метод, впервые в нашей стране начали использовать именно в Дагестане? 

– Это даже можно назвать экспериментальным способом исследования, так как, действительно, в России до сих пор не изучали историко-культурные объекты данным способом. Это было инициативой Физического института им. П.Н. Лебедева РАН, который обратил внимание на расположенный в цитадели «Нарын-Кала» уникальный памятник. Некоторые исследователи называют его крестово-купольным христианским храмом. По сути, загадки Дербента будем исследовать новейшими инструментами и методами. Наши сотрудники оказали содействие в этом вопросе. К этому исследованию подключился и ДНЦ РАН во главе с заведующим отделом Института истории, археологии и этнографии Муртузали Гаджиевым. Данное исследование позволит выяснить много новых подробностей о самом объекте, а также апробировать пионерский метод исследования и применять его на других историко-культурных памятниках. Тем не менее, даже в этом вопросе мы почему-то встретили сопротивление, как ни странно, оно исходило от руководства самого Дербентского музея-заповедника.

Модельное представление мюонной радиографии массивного объекта. Источник: Физический институт имени П. Н. Лебедева РАН

– Для Дагестана и России город Дербент особенный. Имеются ли какие-то конкретные планы по Дербенту у вашего Агентства?

– Постановление Правительства Республики Дагестан от 27.05.2016 г. № 148, утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента. Однако сведения, содержащиеся в постановлении, не были внесены в единый реестр недвижимости. В связи с чем, мы планируем в первом квартале эту работу завершить. Результатом выполнения данной работы будет ограничение возможности массовой застройки древнего города и создания необходимых условий для сохранения памятников. Совсем недавно был подписан госконтракт Минкультуры РФ с Межрегиональным центром независимой историко-культурной экспертизы. Центр при нашей поддержке начал разработку плана управления объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в Дербенте. Принятие такого плана позволит существенно расширить возможности развития объекта, который в реестре ЮНЕСКО (состоит из Цитадели, Старого города и крепостных сооружений Дербента – РИА «Дербент»), в частности, сделать более эффективными меры по защите и охране данного памятника.

– Имеется много вопросов по памятникам, входящим в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и теряющим свой исторический облик. На днях была обнаружена вандальная надстройка к Джума-мечети VII века, крепостные стены также сильно застроены, правда это произошло раньше. Вот как быть с этой проблемой?

– Увы, руководство Дербентского музея-заповедника, в ведении которого находятся памятники архитектуры древнего города, не отреагировало на самовольную переделку Джума-мечети. Но музей-заповедник не входит в сферу компетенции Дагнаследия, он подчиняется своему учредителю – Минкультуры РД.

К сожалению, наши полномочия здесь ограничены еще и потому, что эти памятники представляют собой часть объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО и находятся под прямым подчинением Минкультуры РФ согласно распоряжению председателя правительства РФ Дмитрия Медведева.

В настоящее время Минкультуры РФ непосредственно исполняет полномочия по контролю и надзору за обеспечением сохранности объекта Всемирного наследия, расположенных в Дербенте. Соответствующую работу осуществляет Управление Минкультуры РФ по Южному и Северо-Кавказскому округам. У нас налажены контакты с ними, мы тесно взаимодействуем.

Более того, могу сказать, что ожидается приезд комиссии данного подразделения Минкультуры РФ, которая будет принимать соответствующие меры после ознакомления с ситуацией и проверки имеющихся нарушений.

– Что вы можете сказать о ситуации вокруг парка им. Низами: есть планы возвести азербайджанский театр? Ранее там был введен запрет на строительство спортивного комплекса, так как на этой территории располагаются древние могильники X-XV вв.

– Прежде чем начать строительные работы, согласно законодательству, необходимо провести археологические изыскания территории. То есть должны быть привлечены археологи, имеющие открытый лист на проведение археологических работ, которые дадут соответствующее заключение.

Агентство не располагает информацией о каких-либо планах по застройке парка, к нам не поступали документы строительства. В Агентство обращалась администрация города Дербента с проектом восстановления парка, который нами был согласован.

– Возвращаясь к Дербентским стенам и Нарын-Кале. Многие эксперты, не говоря о простых людях, считают, что реставрация была варварской. Как Вы можете прокомментировать результаты реставрационных работ?

– Реставрация стен и крепости была завершена еще до создания Агентства. В тот период уполномоченным органом являлось  Минкультуры РД. Выскажу свое личное мнение, мне не нравится то, как была проведена реставрация. Можно было сделать гораздо лучше, имеется соответствующий опыт в этой сфере. Правда, отдельные ученые говорят, что такой способ реставрации допустим, если он сохраняет уцелевшие части культурного объекта от дальнейшего разрушения.

– А что  вы можете сказать насчет строительства «Башни семи легенд»?

– По требованию прокуратуры Дагестана  работы по строительству  «Башни легенд» были временно приостановлены. Сейчас у застройщика имеются все необходимые разрешения, были проведены необходимые археологические изыскания, проведена историко-культурная экспертиза. Сам объект оказался вне пределов охранной зоны Дербентской крепости. Возможно, план развития Цитадели, Старого города и крепостных сооружений Дербента позволит определиться с судьбой этого объекта.

– Имеется информация, что администрация Дербента допустила нарушения при передаче участка территории физлицу, вопреки требованиям Земельного кодекса, согласно которым МО могло передать объект только общественной организации. 

– Я не готов ответить на этот вопрос, так как он лежит вне моей компетенции и касается юридических моментов, не связанных с работой Агентства.

Могу сказать, что данный объект не обладает статусом историко-культурного объекта. Насколько я понимаю, это частный объект. Если там будет располагаться музейный комплекс, то этот вопрос следует адресовать Минкультуры РД, которое отвечает за музейную деятельность.

Беседовал Амиль Саркаров

 

*Метод мюонной радиографии – по определению Физического института П.Н. Лебедева РАН, – это метод зондирования материалов, который заключается в регистрации процесса рассеивания или поглощения пучка мюонов (заряженные элементарные частицы) при прохождении через вещество изучаемого объекта.

При прохождении сквозь вещество эти заряженные частицы претерпевают многократное кулоновское рассеяние на ядрах атомов вещества исследуемого объекта, что приводит к изменению направления их движения. Анализ углового распределения мюонов после прохождения через какой-либо объект позволяет сделать заключение о составе вещества этого объекта, а также о наличии неоднородностей в его толще.

Метод позволяет изучать внутреннюю структуру объекта, не подвергая его разрушению.

 



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Алишер:

    Дербент- город исторический. Панорамный вид города с любой точки должен создавать именно такое впечатление у смотрящего. Никому нельзя позволять его портить, а тем более гадить всякими частно-гостиничными башнями в общественных местах, удовлетворяющие амбиции тупых, бездушных госчиновников. Эта башня как бельмо на глазу у крепости, отвлекает внимание от истории. Приговор специалистов и горожан этой башне очевиден

  2. хапуга тлярата гебгуда:

    объект сносит а природе вернут первозданный вид за счет виновников такого вакханалия.  как это так с города смотриш крепость нарынкала и рядом большой фалос. портит внешний облик крепости, кто это допустил того под суд

    • давайте жить дружно:

      Ты совершенно прав, хапуга тлярата гебгуда. Надо сносить все незаконные постройки. Например, рестораны "теремок",  "нарын кала" в парке Кирова прямо над древней стеной  и прочие вандалские стройки или вандалом разрешенные