Дорога, вода и немаленькие победы Васильева

3

Шесть лет назад, 23 октября 2012 года в Магарамкентском районе Дагестана состоялось торжественное открытие первого пускового комплекса автомобильной дороги республиканского значения Ново-Гапцах – Ново-Филя – Капир-Казмаляр – Тагиркент-Казмаляр – Ялама. В мероприятии принял участие руководитель ГКУ «Дагавтодор» (в тот период) Муртузали Муртузалиев, который обрадовал местное население, сообщив, что «в ближайшее время мы планируем закончить недостроенные участки дороги, общая протяженность которых составляет 19 км». А запланировано было это завершить в 2015 году со строительством подъезда к приграничной станции Самур. На эту цель в бюджете были предусмотрены все необходимые финансовые средства.

Как и обещали дорожники, после небольшого перерыва капитальный ремонт автотрассы возобновился. Однако вместо ожидаемого продолжения укладки асфальтобетонного покрытия очередного участка от Ново-Филя – Капир-Казмаляр и далее в сторону таможенного пункта пропуска «Ялама», дорожники взялись за строительство последнего, завершающего объекта по проекту – моста через реку Самур к железнодорожной станции. 6 августа 2013 года в торжественной обстановке заложили первый кубометр бетона в опору моста.

Круглые сутки к строящемуся мосту вереницей потянулись большегрузные автомобили со стройматериалами, тяжелые бетоновозы, поднимая густые облака пыли: видимость на дороге – нулевая. Люди не могут открывать окна, чтобы подышать чистым воздухом. Жители сел посылают проклятия – известно, в чей адрес. Наконец, строительство моста завершили за два месяца. Все информационное пространство республики, Интернет заполнили победными реляциями: рекордный срок в России, новые технологии, эксперимент удался, победа, победа и т.д. Но состояние основной дороги ухудшилось еще больше.

Практически эта дорога имеет федеральное, стратегическое значение. Она выходит на границу с Азербайджаном. Движение – интенсивное, особенно – летом: более 1000 автомобилей в сутки. Проезжает военный автотранспорт и тяжелые грузовики (в регионе четыре погранзаставы). Летом отдыхать на море приезжает много гостей из Москвы, Петербурга, со всех концов нашей Родины, из всех городов и районов Дагестана, туристы из-за рубежа.

У иностранцев, прибывающих из Азербайджана и через Азербайджан, первое впечатление о Российской Федерации складывается, увидев состояние этой «республиканской дороги». Много интересного они вскоре могут забыть, но наш «автобан» запомнят надолго.

Приехавшие нынешним летом проведать родственников в Юждаг соотечественники из Германии сказали: «Это не дорога, послушайте, это – «танкодром». Как же вы ее терпите?»

По «танкодрому» мчатся джипы (не простых людей), поднимая густой туман пыли. Ходят пешеходы, зачастую получая травмы от камней, вылетающих из-под колес автомобилей. Днем и ночью в пыли утопают жилые дома, сады и огороды. После почти каждой поездки по этой дороге легковушки нуждаются в техобслуживании. Положительных эмоций эта картина не вызывает. У жителей пяти населенных пунктов Самурской зоны «эта дорога» стала притчей в языцех, главной темой разговоров, даже на похоронах. Люди то и дело грозятся «перекрытием федеральной трассы».

Тем временем, несмотря на постоянные жалобы местного населения, Дагавтодор, опять отодвинув на второй план основную часть дороги, начал реализацию нового проекта: строительство дороги Куллар – Яруквалар протяженностью 3,8 км сметной стоимостью 282 млн рублей. Начало строительства – 15 сентября 2015 года, сдача в эксплуатацию – сентябрь 2017 года. На конец 2018 года построена только часть этой дороги: 1,5 км и освоено более 118 млн рублей. Сообщается, что она полностью будет сдана в 2020 году. Это в лучшем случае! Ведь мы знаем, что наши чиновники свои обещания перед народом победно не выполняют.

Эксперимент с мостом действительно «удался». На его строительство, по различным данным, потратили 250-300 млн рублей. А Дагавтодор вечно жалуется на отсутствие финансов. В то же время из дорожного фонда за эти годы куда-то исчезают 18 млрд рублей. Бесследно. А люди как страдали до «эксперимента» с мостом, так и страдают поныне, ездя по разбитой автодороге республиканского значения.

Тут возникает резонные вопросы. Умно ли, правильно, социально и экономически обоснованно ли, в пользу ли местному населению и дорожному движению в Самурской зоне было, отложив важнейшую, основную часть дороги, спешно построить этот «рекордсмен-мост»,  являющийся частью ответвления, соединяющего село Самур с республиканской трассой? По мнению местного населения, острой необходимости в нем не было, никакого «значительного повышения социально-экономического развития приграничных районов республики, туристической базы, дорожной сети и логистики» не произошло.

Да, раньше, 30-40 лет назад из-за отсутствия добротного моста в период половодья возникали трудности, но их стали не замечать после прокладки двух труб большого диаметра, заменивших старый деревянный мост. «Легковушки» без проблем переправлялись через реку. Иными словами, только самурцы за 250-300 млн руб. получили 260 метров хорошей, но безрассудно дорогой дороги. Жители региона называют это унижением, насмешкой над ними.

Честно говоря, в затрагиваемой проблеме автодороги меня в не меньшей, а может, в большей степени тревожит другая ее сторона. В отличие, например, от т.н. «двуграждан», чье сердце вместе с семьей находится за кордоном, нас тревожит растущее недоверие к властям.

В завершении хотелось бы напомнить, что на Координационном совещании 5 декабря Глава республики Владимир Васильев сказал: «Цель у нас только одна – обеспечить людям достойную жизнь, которую они не видели годами». Он же заявил: «Конечно же, для начала нам нужны маленькие победы»…, «чтобы люди видели, куда идут средства и для чего всё это делается».

Безусловно, «маленькой», но по своей значимости довольно большой и быстрой победой было бы завершение реконструкции дороги. Эту победу каждый день видели, на себе ощущали бы десятки тысяч жителей региона, многочисленные гости из областей и краев огромной России и зарубежных стран. По крайней мере, дорогу за месяц-другой без особых затрат можно привести в пригодное для пользования состояние, отвечающее элементарным требованиям (режим скорости, условия безопасности и т.д.) к реконструируемым автотрассам.

Другой, не требующей никаких затрат, а по значению бесценной, победой был бы отказ от проекта водоснабжения Дербента из глубинных артезианских скважин в Самурском регионе. Эту идею в свое время советские специалисты «похоронили» окончательно как пагубную для единственного реликтового леса России, естественно, и местного населения. Интересно, что изменения в пенсионном законодательстве, повышение НДС, безработица, уменьшение реальных доходов и другие острые проблемы жители воспринимают терпеливо, с пониманием. А, вот, «танкодром» и строительство скандального водопровода они считают ущемлением их интересов и унижением достоинства. Значит, эти две проблемы стали острейшими общественными запросами.

Абдулафис Исмаилов, журналист



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Mag:

    не думаю, что изменения в пенсионном законодательстве, повышение НДС, безработица, уменьшение реальных доходов и другие острые проблемы жители воспринимают терпеливо, с пониманием. Я думаю, все ждут, когда начнется. вот тогда будет большая проблема для всех.
    «танкодром» и строительство скандального водопровода мы действительно считаем ущемлением наших прав и интересов, а также издевательством над человеком.

  2. Алишер:

    Зато начали строить аваро-кахетинскую "стратегическую" дорогу. Слава Тамаде!

  3. Амир:

    Летом, в часы пик, здесь проезжает более тысячи машин в час.