Для сохранения родных языков республика должна функционировать по своему прямому назначению
1Самосожжение известного ученого, философа и общественного деятеля Альберта Разина осталось практически незамеченным широкой российской общественностью, и даже её демократической, либеральной частью, которая, казалось бы, должна была бить в набат по этому поводу. Трагедия произошла в Удмуртии в знак протеста против ущемления родного языка.
Это событие по вполне понятным причинам вызвала огромный резонанс в республиках, входящих в состав РФ, и инициировала бурную дискуссию. Это не является неожиданным. Проблемы, связанные с сохранением родных языков и культурной идентичности, остро стоят перед всеми народами, проживающими в России. Они ещё больше обострились после принятия год назад Государственной Думой новой редакции федерального «Закона об образовании», в результате которого обучение родным языкам стало фактически необязательным.
Разумеется, произошедшее в Удмуртии не осталось без внимания и у нас в Кабардино-Балкарий и широко обсуждается в самых различных кругах.
В этом контексте я хотел бы еще раз поговорить о проблемах обучения родным языкам и роли органов власти республики в решении этой проблемы.
Для начала я хочу напомнить, почему наша республика называется Кабардино-Балкарией, а не как-нибудь по-другому. Она так называется именно потому, что является формой самоопределения кабардинского и балкарского народов, и это государственное образование призвано решать вопросы, связанные с сохранением и развитием языка и культуры этих народов и защитой их национальных интересов. Сразу хочу оговориться, что субъектами самоопределения должны быть все жители республики, к какой бы национальности они не принадлежали. Это значит, что у всех должны быть абсолютно равные политические, гражданские и иные права, гарантированные Конституциями РФ и КБР. Одним из главнейших направлений деятельности государственного образования Кабардино-Балкария должно быть решение тех задач, о которых я говорил выше. Если республика отказывается от этих функций, то она не нужна, её попросту нужно ликвидировать.
Теперь давайте посмотрим, как органы власти Кабардино-Балкарии пытаются на деле решать вопросы, связанные с сохранением культурной идентичности кабардинского и балкарского народов.
Поправки, которые были приняты к федеральному Закону об образовании, грубо противоречат Российской Конституции и Конституциям республик, входящих в состав РФ, известным решениям Конституционного и Верховного судов. Согласно Конституциям РФ и КБР кабардинский и балкарский языки являются на территории республики государственными и, разумеется, обучение родным языкам должно быть обязательным. Обо всем этом нами было сказано и написано очень много, поэтому я не буду сейчас подробно повторять все эти аргументы.
Давайте посмотрим, как повело себя политическое руководство КБР после принятия этих скандальных поправок к Закону об образовании. Казалось бы, оно должно было выступить жестко и принципиально, и указать федеральному центру на недопустимость принятия подобного закона, противоречащего конституционным нормам как фактора, ущемляющего права кабардинцев и балкарцев на сохранение и развитие их языка и культуры. Но на самом деле никаких значимых принципиальных оценок, заявлений, комментариев со стороны властных структур КБР не последовало. Более того, представители КБР в Государственной Думе единодушно поддержали принятие этого закона.
С каждым годом в республике сужается сфера применения родных языков, катастрофически падают тиражи книг, журналов, выпускаемых на родных языках. С прошлого года единственные еженедельные газеты на кабардинском и балкарском языках выходят только три раза в неделю. За последние десять лет ровно на половину сократилось время, выделяемое на обучение родным языкам в школах. Закрылось обучение на родных языках в начальных классах. Ровно в пять раз сократилось число абитуриентов, принимаемых в КБГУ на отделения по подготовке преподавателей кабардинского и балкарского языков. В педагогическом колледже закрыто отделение, готовившее преподавателей родных языков. Все эти процессы происходят с молчаливого согласия или по инициативе республиканских органов власти.
После внесения в Государственную Думу поправок в Закон об образовании в республике возникло широкое общественное движение против их принятия, куда вошли известные и уважаемые люди, представители творческой и научной интеллигенции. Они неоднократно обращались в местные и федеральные органы власти с требованием не принимать этот закон. Но их голос никто не услышал. Более того, республиканские власти демонстративно отказались от диалога с ними.
Группа представителей ряда общественных объединений, куда вхожу и я, уже более трех месяцев пытается встретиться с министром образования Ауесом Кумыковым для обсуждения ситуации, которая складывается в школах республики после принятия новой редакции Закона об образовании. Такие встречи и консультации нужны для проверки периодически поступающей к нам информации о давлении, оказываемом на некоторых учеников и родителей с тем, чтобы они в качестве родного выбрали русский язык.
Организовать подобную встречу вызвался вице-премьер правительства, курирующий вопросы образования, Грант Мовсисян. Нам неоднократно объявляли, что такая встреча непременно состоится и даже несколько раз обозначалось время встречи. Но теперь нам дали понять, что подобная встреча не состоится ни при каких условиях.
С предложением обсудить весь комплекс проблем, связанных обучением родным языкам и ситуации в гимназии №14 г. Нальчика, мы обращались и к врио Главы КБР Казбеку Кокову, но уже прошло более двух месяцев, но никакого ответа мы не получили. А руководитель администрации Главы республики Мухамед Кодзоков, с кем мы до недавнего времени обсуждали эти проблемы, отказывается от дальнейших контактов с нами.
По поводу гимназии №14, как нам представляется, нужно сказать отдельно потому, что складывающаяся в этом заведении, мягко говоря, неблагоприятная ситуация в отношении родных языков ярко демонстрирует состояние всей системы образования в КБР.
В мае прошлого года к нам обратилась преподаватель кабардинского языка гимназии №14 Марьям Багова, которая в своем заявлении указывала о проведении в гимназии незаконного опроса, в результате которого 215 учеников отказались от обучения родным языкам, уничтожении книг и учебников из школьной библиотеки на кабардинском и балкарском языках, незаконном сокращении преподавателей родных языков, ликвидации кафедры кабардинского языка и т.д.
Вскоре после этого обращения под давлением директора гимназии Риммы Жамборовой, Марьям Багова вынуждена была уволиться. А между тем она является одним из лучших преподавателей кабардинского языка в КБР, почетный работник образования РФ, лауреат многочисленных конкурсов, в том числе, победитель конкурса «Лучшие учителя России», занимается исследовательской работой в области фольклористики, издает книги по этим вопросам.
Все факты, изложенные в обращении Баговой, нашли подтверждение в ходе судебного разбирательства о защите чести и деловой репутации, инспирированного против меня и Баговой директором гимназии №14 Риммой Жамборовой. Несмотря на вопиющие нарушения ею трудового законодательства, и на то, что она не аттестована, имеет множество различных взысканий, она продолжает работать.
Изложенные нами факты позволяют констатировать, что государственное образование Кабардино-Балкария и её политическое руководство фактически не выполняют свои прямые конституционные обязанности по сохранению языка и культуры кабардинцев и балкарцев. И у нас нет реальных рычагов для влияния на сложившийся порядок вещей.
Здесь мы сталкиваемся с самой важной и ключевой проблемой – проблемой контроля и участия жителей республики в формировании органов власти. На поверку оказывается, что мы по попросту никакого отношения не имеем к этим процессам. Так, как фактически мы все давно не являемся источником власти. Нас лишили конституционного права избирать и быть избранными.
Как раз сейчас мы имеем возможность наблюдать, как на самом деле идет формирование органов власти. Только что прошли выборы по партийными спискам в республиканский парламент, который должен 3 октября избрать Главу республики. Нам официально объявили, что явка на прошедших выборах составила 67 %, и партия Единая Россия получила 65 % голосов. Ни один здравомыслящий человек в это не поверит. А фактическая явка по оценкам многочисленных общественных активистов и профессиональных экспертов могла составить не более 7%, максимум 10 %.
Таким образом, не может быть и речи о реальной легитимности органов исполнительной власти, которые собирается формировать вновь избранный парламент КБР.
Из всего сказаного можно сделать следующие выводы. Для решения всего комплекса проблем, связанных с сохранением родных языков, государственное образование Кабардино-Балкария должно начать функционировать по своему прямому предназначению. Для этого нужно сформировать ответственные, легитимные органы власти и институты контроля их деятельности со стороны общества.
Для реализации этих задач мы должны создать широкое общественное движение с участием представителей всех национальностей, проживающих на территорий КБР, для борьбы за свои конституционные, гражданские и политические права.
Валерий Хатажуков,
председатель Кабардино-Балкарского регионального правозащитного центра
Источник: сайт Общественной организации “Кабардино-Балкарский региональный правозащитный центр”
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:
А Дагестан спит. Руководству этот вопрос до лампочки, Хизри Исаевич ждет присвоения Почетного Председателя. Остается только Министерство Образования. Какова его позиция?