Дербент: Мастер-план год спустя

2

Прошел почти год после завершения международного конкурса по разработке концепции мастер-плана города Дербент. О том, как он реализуется и что происходит в городе в настоящее время РИА «Дербент» рассказал руководитель управления архитектуры и градостроительства Дербента Иса Магомедов. Рассказ получился интересным, но длинным, поэтому его пришлось разбить на три части. Первая часть посвящена общим вопросам, планированию и преобразованиям в коммунальной сфере города.

Рядовому горожанину, не имеющему опыта в строительной сфере, сложно оценить масштабность происходящих в Дербенте преобразовательных процессов, так как он наблюдает за ними со стороны, проявляя, в первую очередь, интерес к тем из них, которые его непосредственно затрагивают, или же к важнейшим запланированным городским объектам – «якорным» проектам.

«Якорными» проектами для Дербента можно назвать возведение набережной со всеми объектами на ней и строительство канатной дороги. Их реализация рассчитана на несколько лет. Например, не видя строительства канатной дороги, обыватель может сделать поспешные выводы о том, что работы почти не ведутся.

Тем не менее, многие изменения он не может не видеть. Так, благоустройство улиц, парковых и прогулочных зон осуществляется значительно быстрее, и их преобразование сразу становится заметно. Такие проекты можно назвать «быстрыми победами».

Мастер-план нам служит концептуальной стратегией по разработке основных векторов развития, на которых нам нужно сосредоточиться и которые будут наиболее эффективными, в том числе с точки зрения вкладываемых средств. Всю работу в этом направлении мы осуществляем с консорциумом «Новая земля», выигравшим конкурс по разработке мастер-плана. Он стал партнером города в области территориального развития. Это уникальная практика, когда победитель конкурса ведет проект, реализует свою концепцию.

Важно отметить, что мастер-план дополнил республиканскую государственную программу комплексного территориального развития Дербента, в которой уже предусмотрены средства на реализацию тех или иных проектов в городе. Или, если сформулировать по-другому, механизм реализации мероприятий мастер-плана содержит в себе госпрограмму (более 50 позиций обеспечены финансированием и запланированы по годам). В госпрограмме кроме плана финансирования, распределенного по годам, содержатся индикаторы и показатели, по которым будет оцениваться проведенная работа.

Механизм реализации госпрограммы распределен по девяти направлениям, начиная от коммунального хозяйства и кончая культурой и проектированием. Каждую неделю ответственные за те или иные направления отчитываются перед главой города о проделанной работе. Ну, а следующий уровень – разработка проектно-сметной документации конкретных проектов и проведение строительно-монтажных работ.

На самом деле, наш мастер-план начал претворяться в жизнь еще до начала конкурса, потому что проблематика была сформулирована на подготовительном этапе. Было подготовлено аналитическое исследование, на основе которого и были разработаны конкурсные предложения для всех направлений развития Дербента. Именно тогда определились самые «болевые точки» древнего города, с которыми нам предстояло работать.

В настоящее время мы разрабатываем объемно-пространственный регламент, который определяет, как должны выглядеть улицы города, включая малые архитектурные формы, фонарное освещение, какие материалы должны использоваться при оформлении, он включает в себя ряд вопросов благоустройства и т.д. То есть он представляет собой важный механизм реализации мастер-плана. Благодаря этому, мы «отрегулируем» центральную часть города, его исторические кварталы.

Эта работа впервые проводится для Дербента. Кстати, такой комплекс требований был разработан для очень небольшого числа российских городов, так как является совсем новым явлением в градостроительстве и благоустройстве городской среды. С появлением объемно- пространственного регламента многое упростится и станет понятным. Мы сможем решить большое количество проблем, связанных, например, со входами в подвалы и лестницами, или же покончим с газовыми трубами, которые нельзя будет размещать на поверхности земли – только под землей.

Также мы приступили к проектам планировок территорий. Это следующий уровень реализации документов территориального планирования города. Также мы занимаемся корректировкой существующих документов. Это позволит содержание мастер-плана перенести в другие документы, отразив в них общую стратегию развития города.

Кроме того, мы совместно ведем работу по разработке дизайн-кода города, создаем отраслевые стратегии города. В частности в стратегии развития транспорта мы занимаемся оптимизацией работы общественного транспорта и в целом наладить правильную организацию транспорта на территории города.

Состояние коммуникаций – боль многих городов. Дербент также имеет огромные проблемы в этой сфере. Вообще, инфраструктура, к сожалению, не успевает за темпами развития самих городов. Замена коммуникаций является частью комплексного обновления городской среды. То есть нельзя просто поменять трубу, не занявшись реконструкцией улицы, на которой она расположена.

На проблеме водоснабжения следует остановиться отдельно, так как Дербент имеет серьезные потребности в воде, которые к тому же, по мере развития и роста города будут только возрастать. При объеме поставляемой и добываемой из подземных источников воды в 25-27 тыс. кубометров в сутки, город в настоящее время и в обозримой перспективе нуждается примерно в 60 тыс. кубометрах.

Имеется несколько вариантов решения проблемы. Один из них – прокладка еще одной линии водовода из источника Кайтагские ключи. Второй проект – водовод из создаваемого к югу от города водохранилища Шурдере, которое будет заполняться самурской водой. Однако вода из водохранилища нуждается в дополнительной очистке для того, чтобы соответствовать необходимым стандартам.

Ведется корректировка проектно-сметной документации очистных сооружений. Для северных очистных сооружений объем очищаемых стоков возрастет с 20 до 40 тыс. кубометров в сутки. Недавно городу был передан участок территории для создания южных очистных сооружений. Они будут располагаться у села Хазар. Его планируемая мощность составит 25 тыс. кубометров в сутки.

Городские канализационные сети мы будем разводить на север и юг. Все городские стоки будут проходить очистку на этих сооружениях. Это будет касаться всех городских объектов, в особенности находящихся в прибрежной зоне. Пока, к сожалению, сбросы в море продолжаются, но не в таких объемах, как ранее. Мы поэтапно подключаем все объекты к городской канализационной системе. И в самое ближайшее время мы полностью исключим попадание открытых промышленных и бытовых стоков море.

Вся вода после обработки будет направляться в море с помощью глубоководных выпусков. Все это должно заработать к концу 2023 года. Санитарно-эпидемиологическая ситуация после этого резко изменится: море очистится и уже не будет загрязняться, а пляжи в городской черте станут полностью безопасными.

 



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Ирина:

    Дербенд очень интересный и необычный город. Жили там этим летом 3 недели, воду приходилось покупать, санэпидем обстановка неудовлетворительная, в море вообще невозможно зайти, ужасная вонь, очень грязно.

  2. Аноним:

    Удачи вам .хотел бы говорит несколько слов о коровах. Эту систему нужно окультуривать для туристов возможно это тоже экзотика. А так за пределами в экологически приемлемых условиях необходимо создавать крупные фермы да и работа для горожн