Чтоб вы жили в эпоху перемен: новая система власти в Дагестане

1

Фото: пресс-служба АГиП

Конец июля в жизни Республики Дагестан ознаменовался приездом заместителя главы Минэкономразвития России Михаила Бабича, который прибыл в регион с двухдневным визитом. По следам состоявшейся поездки федерального чиновника, сопровождавшейся обширной программой, корреспондент РИА «Дербент» провел беседу с руководителем проектно-ресурсного офиса развития территорий, членом Общественного совета при Минэкономразвития РД, экономистом Маиром Пашаевым, фрагмент которой мы предлагаем Вашему вниманию.

– Визит первого заместителя министра экономического развития РФ Михаила Бабича стал главным политическим событием в Дагестане за последние месяцы. Учитывая непростую ситуацию в Дагестане, на Ваш взгляд, каким Бабичу предстал Дагестан?

Несмотря на многочисленные проблемы, Дагестан регион уникальный, интересный и живой во всех отношениях, и не может не удивить гостей своим разнообразием, колоритом. В плане геостратегического, инфраструктурного, экономического потенциала или достигнутого уровня социально-экономического развития, тоже есть что показать. Так как визит готовился давно, у каждой стороны было время к нему подготовиться. Бабич продемонстрировал хорошее знание ситуации в республике.

Как видим, программа визита крайне насыщенная. В основном, это посещение особых территорий, крупных инфраструктурных объектов и наиболее удачных инвестиционных проектов последних лет. Проведены несколько совещаний, объявлено о создании ОЭЗ на территории 195 га промплощадки «Тюбе». Но, по заявлению самого Бабича, основные решения по Дагестану будут приняты позже, в Москве.

Ситуация в Дагестане непростая: уроки пандемии и текущего кризиса накладывают свой отпечаток. На повестке остаются проблемы снижения занятости, уровня доходов и регионального продукта. Причин снижения ВРП несколько:

а) снижение уровня доходов, соответственно, сжимается спрос;

б) низкий уровень загруженности производственных мощностей, в то же время, многие инвестиционные проекты годами не могут выйти на производственную стадию;

в) не растет уровень интенсификации, не повышаются параметры производительности труда и эффективности;

г) низкий уровень маркетинга и низкая конкурентоспособность производимой продукции тормозит продвижение на внешние рынки.

– Действительно, программа его двухдневного визита получилась достаточно насыщенной, при этом на каждом объекте им были даны заверения в поддержке федерального центра. Речь идет о морском порте, аэропорте, и развитии Каспийска, Дербента. Что из этого реально имеет потенциал и перспективу?

Геополитические интересы России в Прикаспийском регионе и на Ближнем Востоке, безусловно, особая роль Дагестана, создают новую диспозицию и сложную конфигурацию регионального развития. Модернизируются, усиливаются объекты двойного назначения, такие как аэропорт, морской порт, создается новая военно-морская база, сопутствующая ей социальная инфраструктура. Вместе с тем, состояние республиканской инфраструктуры, экономики существенно отстают от масштаба новых задач. Успешная мобилизация в принципе не может быть проведена при слабой экономике.

В связи с этим, в Дагестане продолжится модернизация инфраструктуры и экономики – потенциал роста более чем достаточный. Не без проблем, но восстанавливается оборонно-промышленный комплекс. Что касается перспектив Каспийска, Дербента: в будущем они станут довольно крупными городами с населением около 300 тысяч человек каждый. Но уже сегодня по ним должны измениться подходы в сферах пространственного планирования и градостроительства. Насколько успешно реализуется программа развития Дербента, будут ли построены аэропорт, морской порт – от этого зависит развитие всей южной территории республики.

Фото: пресс-служба АГиП

–  Бабич не новое лицо на Кавказе. Теперь ему поручено кураторство СКФО, в том числе реализации госпрограммы социально-экономического развития округа. Какую линию он будет проводить в регионе, какой стратегии придерживаться?

По характеру визита и заявлениям становится понятно, что Бабич действительно курирует выполнение особых поручений президента Путина, включая передислокацию базы Каспийской флотилии и размещение нескольких тысяч военнослужащих. Вкупе с другими задачами по линии минобороны, восстановлению оборонно-промышленного комплекса, развитию республиканской экономики и планируемым сенатором Сулейманом Керимовым инвестициям, по которым, скорее всего, достигнуты предварительные договоренности, Бабич фактически становится главным куратором Дагестана.

Бабич, однозначно, проявляет и жестко продавливает линию приоритета всего федерального над региональным. В то же время он выразил готовность продвигать интересы Дагестана на федеральном уровне. Это касается увеличения объемов оборонного заказа и дополнительного финансирования, а возможно, и особой федеральной программы по комплексному социально-экономическому развитию Дагестана. По сути, вырабатывается новая экономическая политика для Дагестана и на повестке задачи совершенно другого порядка. В связи с этим, необходимо вернуть республиканскому правительству конституционные полномочия: правительство должно стать самостоятельным центром компетенций и решений, а не хозяйственным придатком исполнительной власти.

– Какие направления, на Ваш взгляд, стратегически важны для Дагестана, их необходимо планировать на долгосрочный период? А в каких, отстаем и требуется срочное вмешательство?

В ходе текущих заседаний по согласованию проекта Стратегии-2035 с республиканскими министерствами, ведомствами выяснилось, что они не в состоянии сформулировать свои стратегии и, соответственно, долгосрочные стратегии профильных отраслей. А переходят непосредственно к формированию программ и стратегических проектов. И крайне неудачно: программы планируются на среднесрочный период, в ситуации дефицита бюджетных средств и не совсем ясных инвестиционных перспектив проектов. Но на определенном этапе ситуация может измениться. Поэтому, стратегия ведомства, отрасли первична, а планирование, программы, проекты производные от стратегии на всем горизонте до 2035 года.

Развитие – сложный процесс и понимается как движение верх всей социально-экономической системы. Не может быть и речи о развитии, если ухудшаются образование, культура, экология. В части образования, культуры, проблемы у нас довольно-таки старые, понятные и решения принимаются. Но в Дагестане на уровне надсистемы возникли как минимум три проблемы фундаментального характера, которые еще до конца даже не поняты.

Первая проблема – ухудшение экологии, одновременно несколько массивов, такие как опустынивание северных территорий, состояние прибрежной полосы, водных и биоресурсов Каспийского моря, уменьшения водных ресурсов и ухудшение состояния действующих ГЭС, проблема сбора и переработки ТКО. Как правило, экологические процессы имеют необратимый характер. Проблема вторая – уменьшение ресурсов в целом и растущий дефицит энергоресурсов – еще несколько лет назад для Дагестана сложился «энергетический крест» (когда потребление растет, а производство снижается). Текущий разрыв достигает 30%, а к 2030 году может достичь и 100%. Уже сегодня наблюдается острый дефицит энергоресурсов для потребителей в городах и некоторых сельских зонах, кроме того, накладываются ограничения при реализации новых инвестиционных проектов.

Третья проблема – резкое изменение уклада жизни, ухудшение экосреды проживания дагестанцев, одновременно резкое изменение питания за последние три десятилетия, дефицит экологически чистых продуктов питания. Изначально ориентированный на экспорт продукции, планируемый экопродуктовый кластер может стать спасением для дагестанцев. Если не принимать по таким глобальным проблемам эффективные решения, и территория, и экономика, и население, медленно вырождаются.

Фото: пресс-служба АГиП

– В таком случае, возникает резонный вопрос относительно актуальности Стратегии-2035 Дагестана и корректив. В какой степени документ готов решать новые задачи и насколько соответствует недавнему указу Путина о национальных целях развития России до 2030 года?

Стратегия региона имеет следующие предназначения:

а) правильное направление движения;

б) дистанция пути;

в) управление ресурсами;

г) управление трендами (в части анализа, использования и достижения позиций в будущем в точках пересечения различных трендов).

Пока у республиканских министерств, ведомств нет достаточного понимания региональных стратегий, а их множество.

В настоящее время проект активно дорабатывается исполнителями, но окончательную сборку документа придется выполнить самим. Государственные программы должны быть завершены в августе, сам документ планируется представить в Народное собрание позже, после согласования с федеральными органами исполнительной власти. Любой успешный опыт региональных проектов, преференциальных территорий, кластеров, агломераций поддерживается федеральным центром. В Дагестане дефицит качественных и грамотно структурированных проектов. Собственно, пакет стратегических проектов развития только планируется.

Необходимо учитывать: в связи с новым циклом страны меняются система власти, национальные цели и горизонт планирования нацпроектов. В столь сложный переходный период нужно постараться учесть резкие изменения в планировании, возрастающий дефицит федерального бюджета. В то же время, не растерять накопленный потенциал, использовать новые для республики экономические обстоятельства текущего периода, новые полномочия и возможности, предоставляемые федеральным центром.

Одним из серьезных недостатков проекта Стратегии-2035 является ориентированность на государственный сегмент экономики и госбюджетные расходы. Соответственно, недостаточное планирование получают рыночный сегмент экономики в сферах промышленности, торговли, сельского хозяйства, туризма, предпринимательства и инвестиций. Эти ведомства необходимо выдвинуть на первый план и усилить. Сами ведомства нуждаются в новой постановке работы, а отрасли в качественном планировании, проектировании. Планировать, проектировать, стимулировать рыночную сферу – тоже задача правительства. Оставляют желать лучшего доступность методик, платформ, инструментов, институтов развития.

Сложнейшие проблемы в имущественном комплексе Дагестана, которые тормозят экономику. Прежде всего, земельные проблемы и состояние прибрежной полосы Каспийского моря – пока нет решений. Проблемы земель отгонного животноводства и скотопрогонных трасс – решения вырабатываются, но это слишком сложный клубок проблем (211 поселений!). Ограничения на территориях Карабудахкентского, Каякентского, Дербентского, Магарамкентского районов и Матлас, которые включены в ОЭЗ туристического типа и по этой причине не могут быть использованы при реализации других программ. Проблемы также по разграничению земель между городами и прилегающими сельскими муниципалитетами. Не определены статусы земельных участков многочисленных ГУП: земли фактически не являются ни республиканской собственность, ни собственностью самих предприятий. Министерство сконцентрировало внимание на сложных технических вопросах, упустив главное – управление активами и эффективность.

–  Отдельные эксперты и блогеры связывали с визитом Бабича возможные большие перемены в руководстве республики. Согласны ли вы с этими предположениями? По каким направлениям в Дагестане у него возникли вопросы?

Конституционные поправки предполагают серьезные изменения в законодательстве (около 100 законов), на уровне федеральной власти и далее, в субъектах федерации. Т.е., следом должна быть выстроена новая вертикаль власти, и обновлена система власти в регионах. Высшая школа экономики готовит детальные предложения по перераспределению полномочий между федеральным центром и регионами.

Таким образом, перемены, вполне ожидаемые и, возможно, инициировал их сам Глава Дагестана Владимир Васильев. Скорее всего, одновременно планируются и смена руководства, кадрового состава правительства, и масштабные изменения в экономической политике. Вплоть до изменений Конституции Дагестана и системы власти.



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Махмуд:

    я считаю и многие будут не против, если Маира Пашаева назначите министром экономики Дагестана, можете поставит его даже Председателем правительства, он один из выдающихся умов Дагестана.