Чем чревато отсутствие инвестиционного вычета в Дагестане?

0

 


Республики Дагестан нет среди тех субъектов России, которые начинают 2020 год с применением инвестиционных вычетов. Федеральным законом от 27 ноября 2017 года No 335-ФЗ введён гибкий инструмент – инвестиционный вычет по налогу на прибыль, который вводится по решению субъекта РФ и предполагает уменьшение суммы налога к уплате в региональный бюджет на сумму до 90% расходов на инвестиции в основные средства (ОС) и в федеральный бюджет – на сумму до 10% расходов на инвестиции в ОС.

В то же время, субъекты РФ имеют право устанавливать дополнительные ограничения для применения вычета, в том числе по видам объектов основных средств и видам хозяйственной деятельности налогоплательщика.

По состоянию на конец 2019 года решение о введении на своей территории инвестиционного вычета приняли 27 субъектов РФ.

Как известно, с 1 января 2019 года отменены права субъектов РФ устанавливать пониженную ставку налога на прибыль в региональный бюджет (за исключением случаев, прямо предусмотренных НК РФ). На фоне не очень благоприятной ситуации с привлечением частных инвестиций и созданием новых рабочих мест, ожидалось, что Республика Дагестан будет более активна в этом вопросе.

Напомним, что в случае введения Дагестаном инвестиционного вычета, решение о его применении/неприменении утверждается налогоплательщиком в учетной политике и не может быть изменено в течение трех лет.

К большому сожалению, как видим, в этом списке нет Республики Дагестан, хотя присутствуют наши соседи: Чеченская Республика и Ставропольский край.

Для представления того, о чем идёт речь, представим ниже параметры льгот по этим субъектам:

Ставропольский край:

Вычет предоставляется организациям и обособленным подразделениям, расположенным на территории Ставропольского края и осуществляющим следующие виды экономической деятельности:

1)   производство пищевых продуктов, за исключением производства напитков;

2)   производство текстильных изделий;

3)   производство одежды.

Для применения вычета доля доходов от осуществления предусмотренных законом видов деятельности должна быть не менее 70%.

Вычетом не могут воспользоваться организации, которые применяют пониженные ставки налога на прибыль организаций, уплачиваемого в региональный бюджет, в соответствии с законодательством края.

Размер вычета составит 50% от суммы расходов на осуществление инвестиций в основные средства.

Размер ставки налога на прибыль в бюджет субъекта для определения предельной величины инвестиционного налогового вычета составляет 5%.

Вычет не будет распространяться на легковые автомобили и объекты основных средств, приобретенные за счет субсидий и/или бюджетных инвестиций, предоставленных из бюджета Ставропольского края.

Также предусмотрен перенос неиспользованного остатка инвестиционного вычета на последующие налоговые периоды в пределах трех последовательных налоговых периодов.

Вычет будет предоставляться с 1 января 2020 года.

Чеченская Республика:

Вычет будет предоставляться организациям или обособленным подразделениям организаций, расположенным на территории республики и осуществляющим определенные виды экономической деятельности:

1)   обрабатывающие производства;

2)   водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации

3)   отходов, деятельность по ликвидации загрязнений;

4)   производство и распределение газообразного топлива;

5)   производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха;

6)   деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма.

Размер инвестиционного налогового вычета составит 90% расходов на инвестиции в основные средства.

Размер ставки налога на прибыль для определения предельной величины инвестиционного налогового вычета составит 5%.

Закон субъекта РФ не содержит положений о переносе неиспользованного остатка инвестиционного вычета, ввиду чего такой перенос может быть осуществлен на основании общих норм НК РФ.

Вычет будет предоставляться с 1 января 2020 года.

Сегодня как-то странно разделили вопросы инвестиционного развития республики между ведомствами: вопросы налогов и применения налоговых преференций, разного рода стимулов находится в министерстве экономики и территориального развития РД, а государственная инвестиционная политика отнесена к функционалу Агентства по предпринимательству и инвестициям РД.

То ли такая разбросанность по ведомствам, то ли ещё что-то, но в конечном итоге нас нет среди этих 27 субъектов. Почему нам важно быть там, несмотря на многие усилия этих ведомств по развитию ТОСЭР, промышленных парков и других специальных зон развития. Наряду с такими локальными площадками, важно сохранить общее конкурентное равноправие субъектов хозяйствования на всей территории республики. Если предприятие инвестирует в туристическую отрасль, не обязательно ему регистрироваться в Каспийске или Дагестанских Огнях, у него идентичные стимулы должны быть на всей территории республики, и такую возможность даёт федеральный закон республике.

И наличие таких вычетов для корпоративного сектора было бы чрезвычайно важным, потому как в общем объёме инвестиций превалируют бюджетные вложения, а объём частных инвестиций не дотягивает до уровня, который обеспечил бы устойчивый темп развития нашей экономики.

В структуре инвестиций доля бюджетных средств занимает чрезмерно большую долю, и основное их предназначение – это реализация социальных проектов: школ, больниц, детских садиков и прочих непроизводственных объектов. Республика остро ощущает дефицит инвестиций в производственную сферу, а они невозможны без правовых форм их стимулирования через налоговые льготы, вычеты или каникулы, а также соответствующей институциональной инфраструктурой их сопровождения по всем возникающим вопросам инвестиционного процесса.

Тем более, что в республике наслоились глубокие проблемы в оформлении и разграничении собственности в земельно-имущественном комплексе. С другой стороны практически сведен к нулю объём банковского кредитования корпоративного сектора республики (за 9 месяцев 2019 года – 486 млн рублей, для сравнения в Ставропольском крае – 32,4 млрд рублей, разница в 70 раз). Учитывая все эти проблемы, вопрос стимулирования притока инвестиций в экономику РД посредством обеспечения комфортных условий для их притока приобретает особое значение. Принятая государственная программа РД «Экономическое развитие и инновационная экономика» завершилась в 2017 году. И, в основном, она была нацелена на субсидирование кредитов по инвестиционным кредитам и грантам субъектам малого предпринимательства, получатели которых оказались совсем не предприниматели, а случайные или подставные люди.

Эффективность мер государственной поддержки инвестиционной деятельности крайне низка. В настоящее время даже отсутствует какая-либо программа государственных мер стимулирования в этом направлении. Думается, нам нужны срочные меры по выводу республики из этой инвестиционной ямы ради обеспечения приемлемых темпов экономического развития в будущем.

 

Халил Халилов, экономист – специально для РИА «Дербент»



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *