Чем чревато отсутствие инвестиционного вычета в Дагестане?
0
Республики Дагестан нет среди тех субъектов России, которые начинают 2020 год с применением инвестиционных вычетов. Федеральным законом от 27 ноября 2017 года No 335-ФЗ введён гибкий инструмент – инвестиционный вычет по налогу на прибыль, который вводится по решению субъекта РФ и предполагает уменьшение суммы налога к уплате в региональный бюджет на сумму до 90% расходов на инвестиции в основные средства (ОС) и в федеральный бюджет – на сумму до 10% расходов на инвестиции в ОС.
В то же время, субъекты РФ имеют право устанавливать дополнительные ограничения для применения вычета, в том числе по видам объектов основных средств и видам хозяйственной деятельности налогоплательщика.
По состоянию на конец 2019 года решение о введении на своей территории инвестиционного вычета приняли 27 субъектов РФ.
Как известно, с 1 января 2019 года отменены права субъектов РФ устанавливать пониженную ставку налога на прибыль в региональный бюджет (за исключением случаев, прямо предусмотренных НК РФ). На фоне не очень благоприятной ситуации с привлечением частных инвестиций и созданием новых рабочих мест, ожидалось, что Республика Дагестан будет более активна в этом вопросе.
Напомним, что в случае введения Дагестаном инвестиционного вычета, решение о его применении/неприменении утверждается налогоплательщиком в учетной политике и не может быть изменено в течение трех лет.
К большому сожалению, как видим, в этом списке нет Республики Дагестан, хотя присутствуют наши соседи: Чеченская Республика и Ставропольский край.
Для представления того, о чем идёт речь, представим ниже параметры льгот по этим субъектам:
Ставропольский край:
Вычет предоставляется организациям и обособленным подразделениям, расположенным на территории Ставропольского края и осуществляющим следующие виды экономической деятельности:
1) производство пищевых продуктов, за исключением производства напитков;
2) производство текстильных изделий;
3) производство одежды.
Для применения вычета доля доходов от осуществления предусмотренных законом видов деятельности должна быть не менее 70%.
Вычетом не могут воспользоваться организации, которые применяют пониженные ставки налога на прибыль организаций, уплачиваемого в региональный бюджет, в соответствии с законодательством края.
Размер вычета составит 50% от суммы расходов на осуществление инвестиций в основные средства.
Размер ставки налога на прибыль в бюджет субъекта для определения предельной величины инвестиционного налогового вычета составляет 5%.
Вычет не будет распространяться на легковые автомобили и объекты основных средств, приобретенные за счет субсидий и/или бюджетных инвестиций, предоставленных из бюджета Ставропольского края.
Также предусмотрен перенос неиспользованного остатка инвестиционного вычета на последующие налоговые периоды в пределах трех последовательных налоговых периодов.
Вычет будет предоставляться с 1 января 2020 года.
Чеченская Республика:
Вычет будет предоставляться организациям или обособленным подразделениям организаций, расположенным на территории республики и осуществляющим определенные виды экономической деятельности:
1) обрабатывающие производства;
2) водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации
3) отходов, деятельность по ликвидации загрязнений;
4) производство и распределение газообразного топлива;
5) производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха;
6) деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма.
Размер инвестиционного налогового вычета составит 90% расходов на инвестиции в основные средства.
Размер ставки налога на прибыль для определения предельной величины инвестиционного налогового вычета составит 5%.
Закон субъекта РФ не содержит положений о переносе неиспользованного остатка инвестиционного вычета, ввиду чего такой перенос может быть осуществлен на основании общих норм НК РФ.
Вычет будет предоставляться с 1 января 2020 года.
Сегодня как-то странно разделили вопросы инвестиционного развития республики между ведомствами: вопросы налогов и применения налоговых преференций, разного рода стимулов находится в министерстве экономики и территориального развития РД, а государственная инвестиционная политика отнесена к функционалу Агентства по предпринимательству и инвестициям РД.
То ли такая разбросанность по ведомствам, то ли ещё что-то, но в конечном итоге нас нет среди этих 27 субъектов. Почему нам важно быть там, несмотря на многие усилия этих ведомств по развитию ТОСЭР, промышленных парков и других специальных зон развития. Наряду с такими локальными площадками, важно сохранить общее конкурентное равноправие субъектов хозяйствования на всей территории республики. Если предприятие инвестирует в туристическую отрасль, не обязательно ему регистрироваться в Каспийске или Дагестанских Огнях, у него идентичные стимулы должны быть на всей территории республики, и такую возможность даёт федеральный закон республике.
И наличие таких вычетов для корпоративного сектора было бы чрезвычайно важным, потому как в общем объёме инвестиций превалируют бюджетные вложения, а объём частных инвестиций не дотягивает до уровня, который обеспечил бы устойчивый темп развития нашей экономики.
В структуре инвестиций доля бюджетных средств занимает чрезмерно большую долю, и основное их предназначение – это реализация социальных проектов: школ, больниц, детских садиков и прочих непроизводственных объектов. Республика остро ощущает дефицит инвестиций в производственную сферу, а они невозможны без правовых форм их стимулирования через налоговые льготы, вычеты или каникулы, а также соответствующей институциональной инфраструктурой их сопровождения по всем возникающим вопросам инвестиционного процесса.
Тем более, что в республике наслоились глубокие проблемы в оформлении и разграничении собственности в земельно-имущественном комплексе. С другой стороны практически сведен к нулю объём банковского кредитования корпоративного сектора республики (за 9 месяцев 2019 года – 486 млн рублей, для сравнения в Ставропольском крае – 32,4 млрд рублей, разница в 70 раз). Учитывая все эти проблемы, вопрос стимулирования притока инвестиций в экономику РД посредством обеспечения комфортных условий для их притока приобретает особое значение. Принятая государственная программа РД «Экономическое развитие и инновационная экономика» завершилась в 2017 году. И, в основном, она была нацелена на субсидирование кредитов по инвестиционным кредитам и грантам субъектам малого предпринимательства, получатели которых оказались совсем не предприниматели, а случайные или подставные люди.
Эффективность мер государственной поддержки инвестиционной деятельности крайне низка. В настоящее время даже отсутствует какая-либо программа государственных мер стимулирования в этом направлении. Думается, нам нужны срочные меры по выводу республики из этой инвестиционной ямы ради обеспечения приемлемых темпов экономического развития в будущем.
Халил Халилов, экономист – специально для РИА «Дербент»
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях: