Ау, АО! Что даст Дагестану новый портовый хозяин?

0

Федеральное государственное унитарное предприятие Махачкалинский международный морской торговый порт в Республике Дагестан под занавес 2016 года стал акционерным обществом. Однако история с приватизацией порта началась в 2005 году. Накопившиеся противоречия порядка 10 лет не позволяли завершиться переходу порта в федеральную собственность.

Процессу предшествовали неоднократные конфликты со сменой руководителя, проведением незаконных аукционов, махинациями с бюджетными вложениями.

Порт как яблоко раздора

Летом 2016 года история с приватизацией получила новый импульс. Агентства речного и морского транспорта РФ приняло решение сменить директора порта. За место действующего руководителя Ахмеда Гаджиева был назначен Андрей Гормах, замруководителя Объединенной зерновой компании.

Возгонку нарастающему конфликту придало заявление Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова о том, что к единственному незамерзающему российскому порту на Каспии проявляют интерес инвесторы из Турции, Ирана, Китая, Вьетнама и Азербайджана.

Примечательно, что буквально вчера, 12 января, состоялась встреча Главы Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова с членом Совета Федерации РФ Сулейманом Керимовым. Можно ли расценивать эту встречу, которая состоялась спустя непродолжительное время после акционирование махачкалинского порта, как благосклонность первого лица республики к бизнесмену, покажет время.

Фото пресс-службы главы Дагестана

Право на порт через аукцион

Комментируя эту новость для РИА «Дербент» экономист Халил Халилов, отметил, «акционирование порта – это шаг к приватизации порта, так как капитал унитарного предприятия не раздроблен на акции, и потому их для начала приватизации акционируют» – рассказал Халилов.

На его взгляд, на сегодняшний день сложно прогнозировать, кто может стать собственником единственного незамерзающего морского порта России на Каспии.

«Акционирование будет проходить, вероятнее всего, в аукционной системе, где выигрывает тот, кто предложит большую цену за акцию. Наверняка, это будет крупный портфельный инвестор. Именно поэтому сегодня нельзя определенно сказать, кто будет иметь контрольный пакет или все акции порта в собственности», – заявил собеседник.

Отстаивание личной позиции

По мнению экономиста Маира Пашаева, острая борьба между влиятельными дагестанскими бизнесменами Сулейманом Керимовым и Зияудиным Магомедовым, связанна с желанием сохранить позиции и влияние своих групп в махачкалинском порту.

«Компания «Сумма» владеет несколькими портовыми и транспортными активами (НМТП, FESCO, ОЗК и др.), для нее это профильный бизнес. Но дело в том, что Керимов первым заявил о своих планах приватизировать Махачкалинский порт еще в 2010-2011 годы», – отметил эксперт РИА «Дербент».

На его взгляд, приватизация ничего не изменит в экономическом секторе для Дагестана и дагестанцев.

«Порт – федеральная собственность, его акционирование и последующая приватизация мало чем отличается от нынешнего статуса, для дагестанцев тем более. Разве что после приватизации инвестиции в порт вырастут. В связи с чем возможна его капитальная реконструкция или даже реализация на его основе проекта Каспийского Хаба», – резюмировал Пашаев.

Упование на крупные инвестиции

По мнению помощника гендиректора порта Алика Абдулгамидова, данное решение соответствует плану преобразования государственного унитарного предприятия в акционерное общество.

«Правительством страны был составлен прогнозный план, в который был включен вопрос акционирования всех унитарных предприятий, в том числе и наш морской порт. 100% акции акционерного общества «Махачкалинский морской торговый порт» до их продажи по решению правительства РФ будут находиться в федеральной собственности», – отметил Абдулгамидов РИА «Дербент».

На его взгляд, решение о приватизации продиктовано желанием повысить эффективность предприятия, а также реализовать его конкурентные преимущества, которые сулят Дагестану большие дивиденды.

«На мой взгляд, Дагестану необходимо увеличение грузов в порту, это позволит повысить налоговые поступления в казну, а также обеспечить большое количество людей работой. В том случае если предприятие приобретет какой-то инвестор, трудовой коллектив порта рассчитывает, что будут инвестиции для его дальнейшего развития» – резюмировал собеседник.

Период ожидания

Старший научный сотрудник Института проблем рынка РАН Михаил Чернышов, отметил РИА «Дербент», что предметно говорить об экономическом эффекте можно только после приватизации предприятия.

«Акционирование имеет юридическую плоскость как актива с определенными долгами, но пока не будет принято решение о приватизации говорить, об экономической плоскости рано», – заключил собеседник.

Ризван Раджабов



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *