Артём и его команда

4

Ко второму этапу конкурса кандидатов, претендующих на включение в резерв управленческих кадров Республики Дагестан, правительственная комиссия провела достаточно широкую рекламную кампанию. Но процедуры проведения тестовых испытаний и написания эссе вызвали у многих участников и наблюдателей серьёзные вопросы, ставящие под сомнение успешность задуманного мероприятия. Что было положительного и что отрицательного в организации второго этапа, прошедшего 15 апреля в аудиториях Дагестанского госуниверситета народного хозяйства (ДГУНХ)?

Оргвопросы

РИА «Дербент» писало о проведении первого этапа конкурса, который из-за смены руководства республики был продлён и продолжался с 25 октября 2017 года по 20 марта текущего, а право участия в нём получили и самовыдвиженцы. Это дало количественное увеличение числа подавших заявления до 1091 человека, что вроде показывает открытую и доброжелательную работу тех, кто организовывал конкурс.

Но последующий отсев 349 претендентов из-за не соответствия их “объективок” формальным требованиям почти наверняка оставил у последних осадок, поскольку можно было сразу рассмотреть документы и не порождать обиды из-за долгого ожидания результатов.

Ко второму этапу была проведена широкая рекламная кампания в ряде государственных и муниципальных СМИ, в которой эксперты говорили о значимости, прозрачности, объективности и качестве процедур конкурса. На различных форумах в интернете многие активные граждане выразили удивление, узнав о конкурсе и сроках приёма документов.

За 4 дня до проведения второго этапа, то есть 10 апреля на сайте “Республиканский портал государственной службы и кадров” было размещено сообщение “Обсуждена программа проведения второго этапа конкурсных процедур по формированию резерва управленческих кадров РД”, из которого можно было узнать об основных разделах тестового опроса, количестве вопросов и отводимом на него времени (90 минут для ответов на 75 вопросов). Сообщена была также информация о требованиях к содержанию и объёму эссе и отводимому на его написание времени, а также общие сведения о процедурах 3-го и 4-го этапов – «ассесмент-центра» (комплекс заданий, упражнений, деловых и ролевых игр;методика определения потенциальных возможностей сотрудника) и собеседования. На этот портал видимо ориентировали участников конкурса, но прочли ли все они сообщение – неизвестно.

Артем Здунов

Мировая проблема

На проведение второго этапа приехал Председатель Правительства РД Артём Здунов. На встрече с участниками конкурса он выступил модератором и во вступительном слове отметил, что во многом проблемы в регионе, стране и мире связаны с качеством управления, проявляющегося, в частности, в неумении просчитать последствия принимаемых руководством решений не то что на 2-3 года вперёд, но даже на 2-3 месяца. Процедуры отбора в резерв, – подчеркнул он, характеризуется не только уровнем требований, но и индивидуальным подходом к рассмотрению каждой кандидатуры.

Председатель Правительства РД пообещал, что в первую очередь при назначении на ту или иную должность государственного и муниципального уровня руководство республики будет рассматривать кандидатуры тех, кто вошел в кадровый резерв. Он обнадёжил одних и заранее утешил других участников, сказав, что эксперты не только расскажут о результатах конкурса, но и укажут каждому на качества, которые требуется подтянуть путём самосовершенствования или соответствующей учёбы.

Тестовые загадки

Отвечая на вопросы автора данной статьи и адвоката Расула Кадиева, Артём Здунов согласился с целесообразностью идеи выложить образцы тестов в открытый доступ для желающих попасть в кадровый резерв. Необходимость этого связана с опытом внедрения ЕГЭ и аналогией со сложностями подготовки к тестовым испытаниям. Кроме того, федеральные законы просты лишь на первый взгляд, они взаимосвязаны и к ним порой составляются юридические комментарии огромных объёмов. Это относится и к каждому из законов, по которым запланированы тестовые испытания. Поэтому выставление образцов на сайте портала позволило бы получить представление об уровне и характере вопросов.

Кадиев же ссылался на китайский опыт, дающий право сдать тест любому желающему, что позволит начать испытание на соответствие требованиям к кадрам с самопроверки знаний и лишь потом принимать решение о подаче документов.

Артур Исрапилов

Начальник Управления Администрации Главы и Правительства РД по вопросам государственной службы, кадров и государственным наградам Артур Исрапилов, отвечая в ходе встречи на вопросы о тестах, пытался убедить, что задания в них достаточно простые. В качестве примера вопроса из теста он привёл задание, где надо указать, какая из форм правления в стране: президентская, президентско-парламентская или парламентская? Эта простота вопросов одних насторожила, а у других вызвала недоумение.

И действительно, после окончания тестирования один из участников, кандидат юридических наук Заур Дыдымов, учившийся и защитивший диссертацию в Москве и имеющий опыт госслужбы, заявил для РИА «Дербент», что вопросы теста были на уровне экзамена в колледже, с подковырками, типа малозначимой информации о сроках исполнения отдельных норм закона. А после обнаружения в тесте вопроса о полномочиях Высшего арбитражного суда, который прекратил своё существование ещё в 2014 году, он решил отказаться от дальнейшего участия, назвав конкурс профанацией.

Другой участник, согласившись с несоответствием тестовых вопросов уровню управленческих кадров, тем не менее считает, что проверка общих знаний русского языка, компьютера, интернета, основ госслужбы и госустройства, а также о профессии, сыграла роль фильтра для имеющих проблемы с грамотностью, эрудицией и знаниями. По свидетельствам нескольких участников, число не набравших 50 баллов и сошедших с дистанции конкурса, составляло в разных группах от 30 до 50% от участвовавших. Но, как сообщили организаторы конкурса, второй этап успешно прошли 384 кандидата, то есть 51,5% от списочного состава, прошедших во второй этап. Если же учесть, что не все приехали на тестирование и написание эссе, то процент успешно прошедших тестирование от числа участников будет несколько больше 51,5%.

Вместе с тем участники сообщили, что некоторые компьютеры в аудиториях не были подключены к системе «Спрут» или не выдавали результаты тестирования. Организаторам пришлось на ходу исправлять такого рода ошибки.

Эссе без оценки

Те участники конкурса, кто набрал 50 и более баллов, садились сразу писать эссе. Группу экономического блока попросили написать как вывести экономику региона из тени, а политико-юридического – о том, как обустроить Дагестан. Но по свидетельствам одних участников, набранные на компьютере тексты эссе не распечатывались, а по свидетельствам других – распечатывались и подписывались авторами в обязательном порядке. Можно предположить, что после вопросов участников или наблюдателей организаторы в спешном порядке стали документировать работы.

Однако осталось неясным, как будут оцениваться эссе участников. Нет об этом информации и на сайте “Республиканский портал государственной службы и кадров”. Возможно, их будут использовать во время собеседования, но представляется, что эссе заслуживает отдельной оценки в баллах. Поскольку, согласно многовековому опыту известно, что в эссе очень хорошо отражается уровни знаний, мышления и грамотности человека. А то, что была предложена одна тема для всех участников одного блока, должно облегчить определение достойных авторов путём сравнительного анализа работ.

Новые методики

Третий этап в виде «ассесмент-центра» начался с 17 апреля в аудиториях Дагестанского кадрового центра, находящегося на территории  ДГТУ. Метод «ассессмент-центров» считается достаточно сложным, но в то же время наиболее эффективным методом отбора персонала. Учитывая сложность организации и проведения групповых упражнений, заданий, а также деловых и ролевых игр, возникают вопросы по модераторам, которых в данном случае называют игротехниками. От них зависит качество заданий и процедур «ассесмент-центра». При качественно проведённой процедуре участников легко дифференцировать по уровням способностей и наличию или отсутствию тех или иных качеств, в том числе лидерских и организаторских. Обычно сразу видно, кто на что способен.

Вероятно, учитывая это, Артём Здунов приехал на процедуру «ассесмент-центра», чтобы лично убедится в качестве организации процесса и посмотреть на участников.

В частных беседах некоторые участники выразили надежду на то, что коллективное наблюдение экспертов за выполнением кандидатами заданий, упражнений и за их поведением во время деловых и ролевых игр, исключит или сильно снизит возможности протекционизма и кумовства при выставлении оценок.

На четвёртый этап – индивидуальное собеседование – предполагается пригласить лишь тех, кто лучше других проявит себя во время выполнения заданий «ассесмент-центра». Но собеседование, судя по описанию его процедуры на портале госслужбы, предполагает обсуждение разных тем, что создаёт условия для субъективных оценок. Поэтому предпочтительней выглядит методика, при которой задаются одни и те же вопросы для одной группы участников, что облегчит сравнение ответов претендентов на включение в резерв управленческих кадров.

Надо отметить, что слабым местом конкурса на резерв выглядит неопределённость перспектив назначения на должность в отличие от конкурсов на вакантные места в Администрации Главы и Правительства РД, а также в аппаратах министерств и ведомств.

Добровольно-принудительно?

На вопрос к организаторам конкурса, зачем многих чиновников заставили участвовать в конкурсе в добровольно-принудительном порядке, Артём Здунов предложил не оскорблять участников и предложил поднять руки тем, кого заставили. Естественно, что никто руку не поднял, дабы избежать для себя осложнений по месту службы.

Но если судить по сведениям, опубликованным со ссылкой на сотрудников Управления Администрации Главы и Правительства РД по вопросам государственной службы, кадров и государственным наградам, то из  742 участников второго этапа 520 (70%) – это самовыдвиженцы, 114 (15,4%)  – из органов местного самоуправления и 108 (14,6%) – из органов государственной власти. То есть государственных и муниципальных чиновников достаточно много – всего 222 (30%).

Обычно чиновников включают по результатам аттестации в резерв кадров РД и резерв кадров государственных органов. Свои резервы формируются и в муниципалитетах. Но в данном случае сделана попытка посмотреть на уровень среднего звена руководящих кадров под углом возможности вневедомственной оценки чиновника и повышения по службе, что вполне оправдано для сложившейся кризисной ситуации в кадровой политике.

Наверно для дагестанцев неудивительно, что среди кандидатов 612 мужчин и 130 женщин. Скорее радует, чем печалит то, что в числе кандидатов было 11 докторов наук и 60 кандидатов наук.

Потенциальные министры

Сейчас в Дагестане 39 государственных органов, на руководство в которых смогут претендовать те, кто будет в итоге конкурса включён в резерв управленческих кадров.

На портале государственной службы и кадров сказано, что “резерв формируется … для замещения … государственных должностей РД, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Главой РД, должностей государственной гражданской службы РД, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Главой РД и Правительством РД без проведения конкурса”.

Кроме того, там же сказано, лица из резерва управленческих кадров “могут быть использованы в связи с выдвижением кандидатур на замещение в соответствии с законодательством РФ должности главы муниципального района (городского округа) РД, руководителя государственного предприятия РД, государственного учреждения РД, а также организации с долей собственности РД не менее 25%.

Проще говоря “резервисты” могут быть прямо назначены министрами, руководителями агентств, комитетов, служб или их заместителями, советниками, помощниками, а также рекомендованы на должности глав городов и районов или руководителей РГБУ, ГУП или ОАО и ПАО с госучастием.

Спектр вроде велик, но если учесть то, что в Дагестане редко кто добровольно уходит с должности, даже если не справляется и ему намекают “сверху”, то число вакансий бывает не так велико. Тем более, что пока кадровая политика врио главы РД Владимира Васильева сводится почти целиком к ротации лиц из команды прежнего руководителя республики.

Верим – не верим?

Понятно, что этот конкурс – попытка провести процедуры в соответствии с современными методиками и требованиями. Но этот процесс идёт с ошибками, сохраняя на себе родимые пятна стиля и методов управления экс-главы РД Рамазана Абдулатипова. Будет жаль, если и этот конкурс постигнет судьба предыдущих конкурсов и подавляющего числа их участников.

Между тем на сайте газеты “Новое Дело” проводится опрос читателей, в котором они отвечают на вопрос: “Верите ли вы в эффективную реализацию конкурса “Резерв управленческих кадров РД?” На момент 01 ч 18 апреля ответы 299 проголосовавших распределились следующим образом: “да” – 36% (96 человек), “нет” – 38% (103), “кумовство и коррупцию никто не отменял” – 26% (70).

То есть однозначно поверили в эффективность конкурса лишь чуть более трети из числа активных граждан. Это скорее сигнал к изменению проводимой кадровой политики и совершенствованию процедур конкурса.

 

Эдуард Уразаев



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. резервистка:

    Уважаемые  Васильев и Здунов !Присмотритесь и к тем, кто уже состоит в кадровых резервах госорганов и дайте указание !нет нет там тоже попадаются  не связанные с кланами люди.

  2. муса:

    Спасибо вам тов. Здунов,что наводите порядок в доме Хапуги Гебгудинского.

  3. Сулейман:

    Какой-то детский сад, эти люди Васильев, Здунов и Иванов просто не знают чем заняться и придумывают какие-то КВНы….)

     

    • хапуга гебгудинский:

      что за глупости ты здесь пишешь скажи спасибо что они пришли  и наводят порядок у тебя дома, с таким бардаком  с ворами хапугами бандитами жуликами