Аэропорт Дербента распилят еще в Махачкале

Дербент в эти дни не сходит со страниц и экранов всех российских СМИ. Пожалуй никогда за всю свою историю он не удостаивался внимания такой обширной общественности.

 

Идеи, инициативы, проекты по дальнейшему развитию древнего города сыпятся как из рога изобилия. Однако все эти проекты – создание особой экономической зоны, строительство аэропорта и т.д. – реализуемы только при жестком контроле Москвы.

Сдержанное недовольство Хлопонина

В начале сентября в Дербенте под председательством вице-премьера России Александра Хлопонина состоялось заседание Оргкомитета по подготовке и проведению празднования юбилея древнего города.

Хлопонин, убедившийся в абсолютной не готовности города к праздничным мероприятиям, сдержанно отметил, что юбилей становится не только еще одной вехой развития республики и Дербента.

Но в перспективе это празднование должно создать дополнительные возможности для реализации туристического и инвестиционного потенциала Северного Кавказа, — отметил вице-премьер.

«Дербент – это город, который является нашим культурным достоянием, и он заслуживает того, чтобы стать крупным туристическим центром», — добавил он, особо сделав упор на концепции развития города Дербента и придания ему особого экономического и туристического статуса.

Высвобождение Дербента из клановых тисков

Очевидно, что создание особой экономической и туристической зоны позволит высвободить Дербент из тисков коррупционной и клановой борьбы, поставив под непосредственный контроль Москвы финансирование всех туристических и инвестиционных проектов.

Еще одной спасительной для Дербента инициативой федеральных властей станет недавнее решение Министерства культуры России, которое запустило программу сохранения древних российских городов, о чем уже писалось редакцией портала On Kavkaz.

В рамках этого проекта исторические центры 41 древнего города России будут законсервированы — там будет полностью запрещено строительство, изменение направлений улиц и объемов зданий.

По словам директора департамента культурного наследия Минкультуры Владимира Цветнова, на таком масштабном уровне ведомство занялось проблемой впервые в истории.

«Древние российские города — это в основном те, которым сейчас в районе тысячи лет. На основании историко-культурного плана, который есть у каждого города, подрядными организациями создается пакет документов.

По проекту должна быть полностью сохранена структура города: улицы, объемы, высота и фасады зданий, то есть вся историческая градостроительная среда, которая существует на данный момент», — поведал журналистам Владимир Цветнов.

Программа по сохранению центров древних городов рассчитана на долгий срок. В будущем список будет увеличиваться, так как в России существует около 800 древних поселений.

Идея аэропорта от Александра Хлопонина

В ходе недавнего заседания Оргкомитета по подготовке юбилея Александром Хлопониным была также озвучена идея строительства аэропорта в Дербенте. Идея была даже поддержана премьер-министром России Дмитрием Медведевым.

«Сегодня надо думать не только о прошлом города, но и о будущем, о стратегии развития Дербента. В городе необходимо построить современную инфраструктуру, развивать транспортные узлы.

В частности, есть планы по строительству Дербентского аэропорта, этот проект поддержал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев», – развил тему глава Дагестана Рамазан Абдулатипов.

Он отметил, что если «будет прямой рейс Москва-Дербент, который даст возможность посетить, отдохнуть и посмотреть город, к примеру, на выходных, то туристов может быть в действительности не мало», — пишет Interfax-Russia.ru.

Остывшая идея аэропорта от Сулеймана Керимова

Идея строительства аэропорта в Дербенте озвучивалась и ранее в рамках инвестиционного проекта по созданию на Северном Кавказе туристического кластера, которым занималась корпорация «Курорты Северного Кавказа» (КСК).

Подготовить проект туристического кластера на Кавказе Дмитрий Медведев поручал все тому же Александру Хлопонину, тогда еще полпреду в СКФО. В тот же период в рамках этого проекта олигарх Сулейман Керимов анонсировал в Дагестане крупные проекты.

В их числе значились курортный город на берегу Каспия и строительство аэропорта в Дербенте. Разумеется, этот проект предполагал всемерную поддержку КСК и лично Хлопонина.

И он ее быстро получил: за считанные месяцы инициатива о включении в туристический кластер прибрежных районов Дагестана прошла все согласования, — писал Эксперт онлайн.

Но противоборство бизнес-элит и уголовное преследование руководителя «Курортов Северного Кавказа» Ахмеда Билалова свело на нет эти инициативы.

Предстоящие расходы

«Чтобы решить задачу приданию Дербенту особого статуса, с созданием дорожной инфраструктуры и инженерных сетей, гостиниц и т.д. потребуются как минимум 50 млрд. рублей. Один аэропорт обойдется в 5 млрд. рублей», — пишет РИА «Дербент».

«К слову, именно такая сумма и была заявлена, когда экс-мэр Дербента Имам Яралиев подал заявку на празднование 5000-летнего юбилея Дербента», — отмечает информагентство. Хотя выделено было на порядок меньше.

При этом, на фоне сотрясающих Дагестан коррупционных скандалов и громких задержаний по делам расхищения бюджетов, прошла новость, что на республику Москва выделяет дополнительно 137 миллиардов рублей.

Примечательно, что на текущий год прогнозируемый бюджет Дагестана закладывался министерством финансов республики в размере 83,415 миллиардов рублей с дефицитом примерно в 2 миллиарда рублей.

Деньги выделят по программе «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016-2025 годы», которая вошло в состав государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период 2025 года». Как сообщал портал Оn Kavkaz.

Пессимизм Абдулатипова

Однако на многие такие инициативы глава Дагестана Рамазан Абдулатипов реагирует без особого энтузиазма. Еще, будучи и.о. главы республики, Абдулатипов комментировал подобные проекты.

«Полноценно развивать туризм в Дагестане не получится — «местное население пока не готово принимать инокультурных гостей, цивилизованно развивать туризм, работать в сфере обслуживания», — отмечал он.

В этот же раз, когда на совещании в Дербенте Александр Хлопонин поставил вопрос — наделить Дербент особым экономическим статусом, Абдулатипов на это предложение отреагировал без энтузиазма.

По данным РИА «Дербент» выходило, что Абдулатипов был не против придания Дербенту особого статуса, но только культурного, а не экономического. Однако Хлопонин еще раз уточнил, что речь идет именно об особом, универсальном статусе.

Такой статус даст городу новые возможности для всестороннего развития, изучение и сохранение его культурно-исторического наследия, и создание современной инфраструктуры, как для туристов, так и для местных жителей.

Пессимизм экспертов

По мнению, специалистов, туристический потенциал у города не меньше, чем у излюбленных россиянами курортов той же Турции или Египта, которые ежегодно посещаются толпами россиян, превращая их в локомотивы экономики своих стран.

Однако, фетишизация туризма опасна по своей сути, заявил эксперт Мир Пашаев. Пример — Греция. В этой сфере много деклараций чиновников, завышенных ожиданий, спекуляций, мало экономики и реальных дивидендов.

Зазывать туристов, когда кругом пыль, мусор, а все канализационные нечистоты сбрасываются в море, по крайней мере нечестно, аморально. Эту истерию надо прекратить: есть технология туристического бизнеса, которую необходимо выдерживать, — отметил он, касаясь Дербента.

Однако, со слов экспертов, пока у республики нет стратегии развития туризма. И даже целевую программу по развитию туризма республике многие считают фикцией, поскольку она хронически недофинансируется.

Без контроля Москвы городу не выжить

По этим и многим другим причинам, становится очевидным, что проект создания в Дербенте особой экономической зоны со строительством аэропорта и другой туристической инфраструктуры, скорее всего, постигнет та же судьбы, что и проект «Курорты Северного Кавказа».

Власти на республиканском уровне сделают все, чтобы этот проект увяз в бюрократических дебрях. А те бюджеты, которые все-таки Москва попробует выделить под проект, будут в момент распилены и осядут на счетах республиканских казнокрадов.

Поскольку, тяжело себе представить ситуацию, когда республиканские власти без борьбы согласятся на щедрые бюджетные вливания в Дербент в обход республиканских властей.

Не зря дагестанским властям даже не доверили контроль за завершением подготовки города к юбилею, возложив его на замминистра по делам Кавказа — Одеса Байсултанова, являющегося двоюродным братом Рамзану Кадырову.

Единственное, что может спасти обозначенные проекты превращению города в особую экономическую зону или жемчужину туристического кластера, это жесткий и прямой контроль Москвы над городом и его развитием.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Метки: »

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Отправляя комментарий, я принимаю Пользовательское соглашение