От туристов в Дагестане скрывают всех, кроме аварцев?

Культурное наследие большинства народов оказалось «за бортом» Национального календаря событийного туризма Республики Дагестан на 2017 год, опубликованного на сайте Минтуризма РД. В частности, ни один традиционный национальный праздник кумыков, лезгинских и малочисленных андо-цезских народов не включили в этот список.

Не хотелось касаться этой темы, но в многонациональном Дагестане такая политика чревата серьезными последствиями. Такая политика ведет к оттенению народов Дагестана с оказанием медвежьей услуги аварскому народу. Поэтому – вынуждены изложить проблему.

По расчетам РИА «Дербент», в списке, включающем 38 памятных событий, 17 проходят в районах проживания определенных народов (не городах) или носят «узкоэтнический» характер (см. приложение в конце статьи): 10 позиций можно отнести к аварскому народу, 2 – к лакцам, 2 – к даргинцам, 1 – к азербайджанцам, 1 – к казачеству. Кроме того, еще два мероприятия являются отсылкой к творчеству аварца Расула Гамзатова.

К лезгинскому народу относится (и то лишь географически) всего одна позиция – в Куруше Докузпаринского района пройдет международный фестиваль экстремальных видов туризма «Ярыдаг – 2017». Он, как вы понимаете, никакого отношения к лезгинам и традиционной культуре этого народа не имеет. А кумыков и ногайцев и вовсе не оказалось в списке.

Остальные события — это мероприятия в городах, которые носят многонациональный или неэтнический характер




Есть все, кроме главного

В марте будут отмечаться три схожих праздника: «Новруз байрам» в Дербенте, «Праздник первой борозды в Лакском районе» (села Кара и Унцукатли Лакского района) и театрализованное представление «Обряд встречи весны» (село Шара Лакского района). Все они символизируют начало нового года, весны и нового сельскохозяйственного цикла. Примечательно, что представлено два лакских варианта!

Но, как мы видим, в этом списке отсутствует самый популярный и массовый праздник – «Яран Сувар», который с особой пышностью отмечается лезгинами и родственными им народами лезгинской языковой группы (у них он отмечается под своим местным названием) не только на исторической родине, но и за ее пределами.

По расчетам РИА «Дербент», эти народы составляют три четверти празднующих День весеннего равноденствия. Несмотря на то, что больше половины празднующих День весеннего равноденствия отмечают как Яран Сувар, приоритет отдан наименованию неместного происхождения.

Как писало РИА «Дербент», два представителя азербайджанского народа — директор центра «Дербент–2000» Полад Наметуллаев и директор музея Нарын-Кала Али Ибрагимов договорились о проведении в республике праздника «Новруз Байрам», являющегося родным для абсолютного меньшинства (менее 25%), и ни словом не вспомнив о других народах.

Получается, что на государственном уровне отмечается праздник, который не отмечают более 75%, празднующих день весеннего равноденствия в Дагестане, а местный – игнорируется. Если, конечно, не считать два лакских празднества, которые вообще-то в лакской среде не пользуются такой популярностью, например, как «Яран Сувар» у лезгин и «Новруз Байрам» у азербайджанцев, то есть являются узколокальными.  Таким образом, оказывается отвергнутым культурное наследие лезгин – одного из самых крупных народов республики, традиционно отмечающего эту дату.

Украсть идею и предать забвению оригинал

В календаре Минтуризма не нашлось места кумыкским и ногайским праздникам, таким как проводы зимы «Къыш гюйдюрюв», праздник плуга «Сабантой», и разнообразным фестивалям культуры и фольклора, которые регулярно проводятся в местах проживания этих народов собственными силами. Календарь могли бы также украсить дидойский праздник «Игби» и много других фольклорных традиций андо-цезских народов.

Отсутствуют в нем праздничные мероприятия, связанные с ремеслами, являющимися «визитной карточкой» Дагестана: изготовлением андийских бурок, ковроткачеством народов Южного Дагестанаи т.д.

В списке нет  и ставшим традиционным праздник «Шарвили», посвященный главному герою одноименного лезгинского народного героического эпоса, который проводится с 1999 года благодаря инициативе и поддержке общественного деятеля Имама Яралиева.

Зато есть международный фестиваль традиционной народной культуры «Цамаури», с появлением которого связан интересный момент.

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в 2013 году посетил праздник «Шарвили».

«Это общенациональный праздник, и на этом фоне мы можем говорить о восстановлении нашей культуры, традиций, обычаев, мифологии – это часть народного сознания. Если мы хотим что-то сделать в Дагестане, то без формирования этого сознания у нас ничего не получится.

Эпические герои всех народов практически все схожи – и, как правило, они защищают честь и достоинство своего народа. Может быть, в «Шарвили» много мифологии, может, даже все там мифология, но если мы посмотрим на героя, то его характер и нравственность находятся в самом народе. Сегодня в современном обществе Дагестану необходимо возрождать подобные символы, нужно возрождать смыслы культуры, уклады нашей жизни», — заявил тогда Абдулатипов.

Сказал и сделал. Буквально через несколько недель в родном для себя Тляратинском районе он провел первый фестиваль «Цамаури». Сделал его регулярным, придал ему статус международного. Абдулатипов умудрился даже провести свой фестиваль в рамках празднования юбилеев Дербента и Кизляра.

Являясь детищем главы республики, это мероприятие имеет приоритет над всеми остальными. Главам муниципалитетов всегда настоятельно рекомендуют принять самое активно участие в нем. Почему не быть еще одному празднику, который по замыслу автора должен объединить все народы Дагестана?

Но зачем в таком случае загонять в тень празднование «Шарвили»? Даже дата проведения Цамаури (июль-август) перекликается со временем празднования «Шарвили». Все это наталкивает на мысль, что желание «перекрыть» и принизить значение «Шарвили» здесь играет не последнюю роль.

Да и одного мероприятия на площадке Цамаури им было мало – в Тляратинском районе также учредили республиканский слет познавательного и экологического туризма, имеющий тоже название.

Важно, что несмотря на свои слова о лезгинском празднике, Абдулатипов ни разу не оказал поддержку организаторам «Шарвили», более того, праздник так и не получил официальный статус республиканского.

Карта национальных фестивалей ограничена аварскими горами

Богатым на фестивали получится этот год для жителей аварских сел. Не считая «Цамаури», здесь можно увидеть фестиваль фольклора и народных традиций «Гоор» в Шамильском районе и фестиваль горного чая в Согратле.

Других мероприятий, посвященных национальной песне и танцам народов Дагестана, в Минтуризма РД, видимо, не знают и/или не хотят знать. Так, за бортом оказались такие лезгинские мероприятия – республиканский фестиваль «Напевы Курахских гор» и фестиваль «Лезги сес» в Ахтах, фестиваль народной песни имени Кукваз Раджаба в Докузпаринском районе и др.

Каков обряд выбора обрядов?

В списке Минтуризма отмечены еще даты, связанные с традиционными национальными обрядами. Помимо лакского «Обряда встречи весны», здесь есть аварские «Обряд празднования рождения ребенка» и «Обряд валяния войлока».

По привычке здесь не нашлось места ни одному лезгинскому празднеству сельскохозяйственного цикла: «Цуькверин сувар» (Праздник цветов), «Сифте ргал» (Обряд первой борозды), «КIару» (Праздник черешни) и т.д., не считая выше означенных.

Резюмируя, хочется сказать, что составители календаря решали задачу обратную той, что стоит перед Минтуризмом: вместо того, чтобы раскрыть для туристов всю палитру традиций, обрядов и особенностей культуры народов республики, они сделали все, чтобы Дагестан у приезжих прежде всего ассоциировался с аварским народом.

Важно понимать, что в этом списке всё однополярно. Например, праздник «День единения народов Дагестана» проводят в аварском Гунибе, а не в Нижнем Казанище, например.

Даже упоминание журавлей в наименовании двух мероприятий, приуроченных ко Дню Великой Победы, является прямой отсылкой к творчеству аварского поэта Расула Гамзатова, образ которого при Абдулатипове перешел в разряд канонических.

Ямуддин Кюринский

Приложение

Меропрития национального календаря событийного туризма, которые будут проходит в районах определенных народов (не городах) или носят «узкоэтнический» характер

Аварские позиции:

1.    Открытый республиканский чемпионат по ледолазанию (8-12 февраля, Хунзахский район, село Сивух).
2.    Открытые Республиканские соревнования по технике пешеходного туризма РД «Открытие сезона – 2017» (май, Хунзахский район, село Гоцатль).
3.    VI Международный фестиваль традиционной народной культуры «Цамаури-2017» (июль-август, Тляратинский район).
4.    Фестиваль фольклора и народных традиций «Гоор» (август, Шамильский район, село Гоор).
5.    Фестиваль горного чая (6 августа, Гунибский район, село Согратль).
6.    Театрализованное представление «Обряд празднования рождения ребенка» (август, Хунзахский район, село Гоцатль).
7.    Республиканский слет познавательного и экологического туризма «Цамаури» (август, Тляратинский район, село Гебгуда).
8.    Выставка изделий народных художественных промыслов «Серебряная шкатулка» (сентябрь, село Гоцатль Хунзахский район).
9.    Праздник «День единения народов Дагестана» (15 сентября, село Гуниб).
10.  Театрализованное представление «Обряд валяние войлока» (октябрь, село Сивух Хунзахский район).

Лакские позиции:

1.    «Праздник первой борозды в Лакском районе» (март, Лакский район, села Кара и Унцукатли).
2.    Театрализованное представление «Обряд встречи весны» (март, Лакский района, село Шара).

Даргинские позиции:

1.    Праздник «Колодцы села Харбук» (май, село Харбук).
2.    Праздник «Наследие кубачинцев» (сентябрь, село Кубачи);

Лезгинские позиции:

1.    Международный фестиваль экстремальных видов туризма «Ярыдаг – 2017» (июнь, Докузпаринский район, село Куруш).

Казацкие позиции:

1.     «Кизляр — казачий рай в традициях предков. Широкая масленица».

Азербайджанские позиции:

1.    Праздник «Новруз байрам» (март, г. Дербент).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован.

 

Отправляя комментарий, я принимаю Пользовательское соглашение