Закон о коренных малочисленных народах направлен в реанимацию
2Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» имеет длинную историю. Он был принят в далеком 1999 году. Теперь же в него внесли дополнения, которые должны придать этому документу более определенный вид. Госдума 21 января этого года в третьем чтении приняла их и направила в Совет Федерации. Согласно пояснительной записке к законопроекту, его целью является обеспечение реализации предоставленных коренных малочисленных народов (КМН) нашей страны социальных и экономических прав. Но сможет ли он оживить действующий более 20 лет федеральный закон?
Данный закон был принят в «допутинскую» эпоху, и в последующем, как закон о национально-культурной автономии и другие законы, претерпел изменения. Многие положения закона утратили силу, а его содержание выхолощено. Так, в его преамбуле указано, что он «устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов». Однако эти гарантии оказались не в силах справиться со стремительной утратой родных языков КМН. В 2005 году закон и вовсе лишился своей статьи 4 «Обеспечение прав малочисленных народов на социально-экономическое и культурное развитие».
Тем не менее, следует сказать, что до последнего времени не был выработан механизм учета представителей КМН, который позволил бы определять непосредственных круг лиц, подпадающих под действие этого закона.
И вот именно сейчас были, наконец, произведены необходимые изменения в закон. В пояснительной записке к принятому Госдумой законопроекту указано, что вносимый порядок учета лиц, относящихся к КМН, обеспечит реализацию положений, указанных в преамбуле к действующему закону и других его пунктах. Как бы то ни было, новое положение, которое составит отдельную статью закона, явится первым необходимым шагом его реанимации, если, конечно, на этом все не остановится.
Помимо данной важной статьи в закон были внесены и другие изменения. Одно из них непосредственно касается Дагестана, который был отдельно выделен, с учетом «уникального этнического состава» республики. Несмотря на многочисленные обращения представителей проживающих в республике народов, подпадающих под численные критерии КМН (то есть чья численность не превышает 50 тысяч человек), с требованием исключить из закона особые условия для Дагестана, они были оставлены.
В то же время взамен давно прекратившего существование Госсовета Дагестана вносится «высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) Республики Дагестан», которое будет определять особенности и список КМН, вносимый в дальнейшем в единый перечень КМН РФ.
С этим связаны надежды инициативной группы Коренных малочисленных народов Республики Дагестан. Под этот статус подпадает 23 этнические общности, имеющие компактные поселения в РД и в совокупности составляющие примерно 300 тысяч человек.
«Ожидаемой унификации закона, к сожалению не произошло. Но надеюсь, что теперь руководство Дагестана определит новый перечень КМН, а мы продолжим добиваться включения его в Единый российский перечень. Также необходимо настаивать на исключении «особого» статуса Дагестана в данном законе. Из-за «особого» статуса, действительно малочисленные народы (до 50 тыс) лишены привилегий, предусмотренных данным законом и прочими нормативно-правовыми актами. В их числе, например, представительство в законодательных органах муниципальной, республиканской и федеральной власти», – заявил председатель организации Мавлудин Халилов.
Кстати, в настоящее время в Дагестане функционирует 14 территориально-соседских общин КМН, 5 – ногайских и 9 – кумыкских, созданных согласно 12 статье упомянутого закона. В то же время представителям народов, в действительности являющихся малочисленными (численность и кумыков, и ногайцев в РФ значительно превышает 50 тысяч человек), например, каратинцам, дагестанский минюст официально отказывает в регистрации по причине их отсутствия в существующем перечне.
Амиль Саркаров
Фото в лиде: “Дагправда”
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:
Крупные мафиозные этнокланы не заинтересованы считаться с интересами КМН. КМН им нужны для своих шкурных интересов.
Интервью с уходящим президентом Джорджем Бушем в декабре 1992 года:
"Россия и Союз – как Матрешки. Они были вложены друг в друга. В реальности мы соревновались с Россией, но была она в виде Союза, то есть на ногах у нее были огромные Гири. Сейчас эти Гири при распаде Союза убраны, Россия преодолеет свои нынешние проблемы и станет гораздо более злой и могучей, и хорошо запомнит всех, кто ее нынче обидел. И я хотел бы быть таким же Другом Росссии, каким я был Врагом для Советов.
Ставить надо на самую лучшую лошадь. Вы хотите узнать, какие у нее были Гири? Это есть в цифрах – в Союзе было две бездонных дыры, куда утекали все бюджетные профициты – Сельское хозяйство и Социальная помощь. Раз нынешняя Россия может иметь прежние доходы и не тратиться на эти убыточные статьи расходов – в ближайшие годы она станет более сильной и опасной, чем СССР. Основные потребители сельхоздотаций в Союзе были на Украине. Уходит Украина – русские закрывают "черную дыру" в бюджете по дотациям для села. Основные потребители социальной помощи находились в Средней Азии и в Закавказье. Раз нет Союза, то Россия, основной добытчик в Союзный бюджет – прекращает дотировать свои многодетные мусульманские республики. А дальше – арифметика, – Украина, Средняя Азия и Закавказье оказываются с бюджетными дефицитами и погружаются в пучину отчаянья, Россия оказывается с бюджетными профицитами и ее казна оказывается больше и мощнее советской. А потом она с триумфом вернется и нам всё припомнит"
https://topwar.ru/38100-poterya-ukrainy-blago-dlya-russkih.html