Во сколько обойдётся новый статус дагестанских ополченцев 1999 года?

5

Неожиданно для всей страны, можно сказать, в режиме секретной операции, на “прямую линию с Владимиром Путиным“, проходившей 20 июня, с помощью телемоста в эфир вывели группу участников отряда самообороны из Ботлихского района.

Бывший глава администрации района Магомед Умаргаджиев проникновенно напомнил Президенту России о роли дагестанцев и его лично в победе над террористическими формированиями Басаева и Хаттаба в 1999 году и попросил решить вопрос о присвоении ополченцам Дагестана статуса ветерана боевых действий “не ради нас, не ради кого‑то, ради будущего Дагестана и России, ради наших внуков“.

Процесс пошёл

В ответ Владимир Путин тут же вспомнил: “Конституционный Суд уже принимал по этому поводу решение (Постановление от 15.11.2011 г. – ред. РИА «Дербент»), который сказал, что действующее законодательство позволяет и на региональном уровне принять такое решение. Ну понятно, что просто у республики нет таких денег. Поэтому я с вами согласен и полностью поддерживаю, нужно это решение принять. Это делается несложно, нужно просто внести членов ополчения в соответствующий лист действующего в России закона, который позволит сразу же приравнять вас и ваших боевых товарищей по ополчению к ветеранам военных действий. Поручаю Правительству сделать это, и сделать как можно быстрее. Вопрос в составлении списков соответствующих, но я думаю, что это несложно, имею в виду, что люди, слава богу, живы-здоровы, и вы поможете это сделать“.

В результате 2 июля в список поручений по итогам “прямой линии” включён пункт, предписывающий Правительству РФ до 1 октября “обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих присвоение статуса ветерана боевых действий гражданам РФ, которые в августе – сентябре 1999 г. в составе отрядов самообороны принимали участие в боевых действиях в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан“.

Однако этот вопрос неоднократно поднимался перед Владимиром Путиным на разных площадках, начиная с 2007 года, но не решался по разным причинам, о чём перед “прямой линией” напомнил и РИА “Дербент”. И включение Дагестана при 2 млн обращений граждан со всей страны, очевидно, было сделано для поддержания патриотической волны и рейтинга Президента РФ.

В Дагестане тут же стали уточнять списки и общее число реальных ополченцев. Называются разные цифры – от 10 до 20 тысяч. Первый заместитель Председателя Правительства РД Анатолий Карибов на совещании 22 июня по вопросам придания статуса ополченцам отметил “необходимость скорейшего завершения всех правовых и административных процедур и уточнил, что, по предварительном данным, численность граждан, включенных в 1999 г. в отряды самообороны, ориентировочно составляет порядка 20 тыс. человек, в том числе принимавших участие в боевых действиях в ходе контртеррористической операции – чуть более 10 тыс. человек”.

Тогда как Википедия сообщает об участии в боевых действиях во время вторжения банд 4 тысяч ополченцев и 17 тысячах военнослужащих против менее 1,5 тысяч боевиков в начале августа и более 10 тысяч в конце сентября 1999 года.

Следующий шаг последовал в лице депутата Государственной думы ФС РФ от Дагестана Умахана Умаханова, который 26 июня оперативно внёс законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “О ветеранах”». Есть планы принять закон в июле текущего года, хотя возникает ряд вопросов.

Правовые и политические вопросы

За 12 лет борьбы за статус ветеранов боевых действий выявился ряд, прежде всего, правовых и политических вопросов.

Так, во-1-х, понятие “ветеран боевых действий” подразумевает непосредственное участие человека на передовой при проведении войсковых и специальных операций. Поэтому Карибов, по аналогии разделения на фронтовиков и ветеранов тыла, разделил ополченцев на две категории.

Тогда, по логике, претендовать на этот статус могут только те примерно 10 тысяч человек, которые принимали участие в боевых действиях.

На заседании комиссии из числа командиров отрядов ополченцев и экс-глав администраций городов и районов Дагестана, депутат Государственной думы ФС РФ Умахан Умаханов заявил:

Сегодня составлением списков занимаются некомпетентные лица. Это вызывает недовольство ополченцев, так как в список не попали люди, которые этого заслуживали. Поэтому и создана данная комиссия, в которую входят представители каждого района, жители которых участвовали в ополчении. Комиссия будет проверять списки участников“.

По сведениям членов комиссии, в списки внесено 12 тысяч 241 человек. Но комиссия будет добавлять людей, поскольку “составители списков зачастую не информировали об этой возможности достойных ополченцев”. Параллельно на некоторых форумах в интернете ставится под сомнение как количество участников, так и качество их содействия военнослужащим, включая имитацию с саморекламой.

Между тем в законопроекте Умаханова предложено включать в число ветеранов боевых действий лиц, оказывавшихся «в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года содействие федеральным органам исполнительной власти, осуществлявшим борьбу с терроризмом, в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории РД и принимавшие непосредственное участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны РД».

То есть обретение статуса зависит от соответствия действий гражданина решениям республиканских органов исполнительной власти, а тогда это были Государственный совет РД (коллегиальный президент) и Правительства РД.

Однако эти органы принимали нормативно-правовые акты, а вопросами включения в списки отрядов самообороны занимались городские и районные администрации и ОВД. Судя по сообщениям из некоторых районов, в архивах должны быть списки, по которым выдавались удостоверения ополченцев, но надо сверить их с составляемыми сейчас, а также со списками лиц, награждённых за участие в событиях.

Кроме того, в 2011 году, во время рассмотрения запроса Казбековского районного суда в Конституционном суде России о противоречии норм ст.3 Федерального закона “О ветеранах”, касающихся отнесения граждан к категории ветеранов боевых действий, Основному закону, полномочный представитель президента в КС РФ Михаил Кротов заметил: «Когда гражданин на улице помогает задержать преступника и при этом подвергается опасности, мы не признаем его сотрудником правоохранительных органов и не распространяем на него соответствующие льготы».

А представитель Министерства обороны РФ Анатолий Шемет заявил: «Само слово «ветеран» означает лицо, которое относительно продолжительный период выполняло какой-либо вид деятельности. В данном деле ополченцы принимали участие, как правило, непродолжительное время. Если данный критерий не будет выполняться, само слово «ветеран» потеряет смысл».

Тем не менее, в результате рассмотрения запроса КС РФ 15 ноября 2011 года принял постановление, в котором ключевую роль играет п. 2: «Признание положений статьи 3 Федерального закона “О ветеранах” не противоречащими Конституции Российской Федерации не снимает с федерального законодателя обязанности определить – исходя из требований Конституции РФ и с учетом настоящего Постановления – правовой статус лиц, принимавших участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в ходе контртеррористической операции на ее территории в сентябре 1999 года, и условия предоставления обусловленных этим правовым статусом мер социальной поддержки.

Этим не исключается правомочие законодателя Республики Дагестан предусмотреть в рамках своих полномочий, вытекающих из статьи 72 (пункты “б”, “ж” части 1) Конституции РФ, и исходя из имеющихся возможностей дополнительные меры социальной поддержки указанных граждан, оказывавших содействие войсковым подразделениям и правоохранительным органам при проведении контртеррористической операции на территории РД в сентябре 1999 года».

Сопоставляя приведённое выше объяснение Владимира Путина на “прямой линии”, получается, что федеральный законодатель мог, но не определил статус членов отрядов самообороны, а у республики на это не было денег.

Финансово-экономические вопросы

Ст. 16 ФЗ “О ветеранах” предусмотрен ряд мер социальной поддержки ветеранов боевых действий, среди которых:

«1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; 
3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

5) компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади);

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади).

Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим;

7) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков;

11) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году».

Кроме того, ст. 23.1 ФЗ “О ветеранах” предусмотрена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) ветеранам боевых действий в сумме 1 тыс. 699 рублей. В результате индексации этой суммы с 2009 года она, согласно сведениям из пояснительной записки депутата Госдумы от ЛДПР Александра Шерина, предложившего 3 апреля 2019 года законопроект с целью установить ЕДВ ветеранам боевых действий в размере не менее половины величины прожиточного минимума в РФ, сейчас составляет, с учетом замены набора социальных льгот в натуральной форме на денежные компенсации, 2 тыс. 947 рублей.

Со ссылкой на Росстат Шерин заявил, что в стране 1,4 млн ветеранов боевых действий и на повышение выплат потребуется 20 млрд рублей. В случае принятия его предложения размер ежемесячной денежной выплаты ветеранам боевых действий может приблизиться к 6 тысячам рублей.

Именно перспективу получения ЕДВ ополченцами имел ввиду бывший глава администрации Ботлихского района Магомед Умаргаджиев, заявив после “прямой линии”, что может спать спокойно, так как “столько людей получат дополнительные выплаты”.

Однако законопроект депутата Госдумы ФС РФ Умахана Умаханова не предусматривает включение новых ветеранов боевых действий из Дагестана в категории ветеранов, для которой установлена ЕДВ. Он предложил лишь придать ополченцам статус дополнительным пунктом в ст. 3 ФЗ “О ветеранах” и в ст. 16 добавить для новой категории право на следующие меры социальной поддержки:

«1) преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

2) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы;

3) использование ежегодного отпуска в удобное для них время».

При этом в финансово-экономическом обосновании к законопроекту Умаханова говорится, что в отличие от ряда установленных в ст. 16 мер социальной поддержки ветеранам боевых действий, которые требуют расходов из федерального бюджета, предлагаемые им меры “носят преимущественный, нематериальный характер, и не предусматривают финансовых затрат”. И в целом принятие закона не потребует дополнительных расходов бюджета.

Такой подход вызывает удивление, поскольку приведённое выше высказывание Владимира Путина подразумевало взятие дополнительных финансовых затрат на обеспечение статуса из федеральных источников, поскольку у республики не хватает средств.

Сравнение предложений Умаханова с комплектом мер социальной поддержки, получаемым действующими ветеранами боевых действий, показывает, что он невелик и особых преимуществ ополченцам из числа членов отрядов самообороны Дагестана не даёт.

Суды в помощь?

В пояснительной записке к законопроекту депутата Госдумы ФС РФ Умахана Умаханова также говорится: “В настоящий момент в Республике Дагестан уже имеется обширная судебная практика предоставления членам отрядов самообороны РД правового статуса ветеранов боевых действий. Министерством обороны Российской Федерации по состоявшимся решениям судов организована выдача удостоверений ветеранов боевых действий лицам из числа членов отрядов самообороны РД“.

Что это за судебная практика и сколько человек получило статус не сообщается, тогда как есть пример, когда в присвоении статуса ветерана боевых действий суд отказал контрактнику, служившему в ОМВД РФ по Ботлихскому району с 2000 по 2008 год. В подтверждение своего участия в боевых действиях в ходе проведения контртеррористических операций (КТО) в горных районах истец представил награды от МВД РФ, приказы о денежных вознаграждениях и свидетельства коллег.

Однако суд решил, что представленные истцом ксерокопии приказов и выписки из них не могут быть отнесены к надлежащим, допустимым доказательствам, поскольку не подтверждают факт участия истца в вооруженных конфликтах, либо КТО. А нахождение истца в зоне боевых действий само по себе не свидетельствует о его непосредственном участии в КТО.

Поэтому можно предположить, что успешные примеры присвоения статуса ветерана боевых действий по линии Министерства обороны РФ связаны с тем, что в соответствии с постановлением Государственного Совета РД от 9 августа 1999 года N 138 “О ситуации в Республике Дагестан в связи с вторжением на территорию Республики незаконных вооруженных формирований и мерах по обеспечению безопасности РД” предусматривалось создание при военных комиссариатах специальных подразделений из офицеров запаса и других резервистов (пункт 3), а на Министерство внутренних дел РД совместно с администрациями районов и городов возлагалась обязанность по формированию в каждом населенном пункте отрядов самообороны с мобилизацией в их состав добровольцев, а также разрешались регистрация и закрепление за гражданами огнестрельного оружия (пункт 4).

Поскольку военные комиссариаты входят в систему Минобороны, то речь в пояснительной записке, вероятно, идёт о членах специальных подразделений, созданных в соответствии с этим постановлением Госсовета РД.

Что касается членов отрядов самообороны, то их обращения в суды упирались в отсутствие такой категории лиц в перечне ст. 3 ФЗ “О ветеранах”. Если это не так и суды давали статус ополченцев заявителям, то возникает вопрос целесообразности этого пути, поскольку в нём возможно обретение полного комплекта мер социальной поддержки и получение ЕДВ.

Итого

Остаётся неясным, насколько верно решение о придании ополченцам статуса ветерана боевых действий, да ещё и с куцым набором мер социальной поддержки. Может лучше разработать и принять специальный закон об отрядах самообороны, принимавших участие в боевых действиях в 1999 году, с перечислением ясных критериев отнесения граждан к этой категории и расширением комплекта мер социальной поддержки?


АВТОР
Эдуард Уразаев, политический обозреватель


Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Хабиб:

    В 99 году мне было 19 лет. Лично мне бы хотелось медаль получить как ополченцу. Я когда узнал об войне то специально приехал в родное село. 
    дайте мне медаль и корочку – детям хоть  будет , что рассказать)))

  2. Евгения:

    Я сразу сомневалась в искренности решения по ополченцам Дагестана.Это просто возмутительно:люди защищали не только свой дом , но и границы России, подвергали свою жизнь и жизнь близких людей смертельной опасности.Через четверть века получили согласие президента страны на получение статуса "Ветеран боевых действий" "с кукишем без масла" в виде добавки нематериального характера, не предусматривающего финансовых затрат.Сочувствую и сожалею. Как горько сочувствую участникам боевых действий из числа военнослужащих внутренних войск МВД РФ по призыву,которые находились и участвовали в боевых действиях на территории Северной Осетии и Ингушетии в условиях режима Чрезвычайного Положения в 1993 году (запись в военном билете, архивная справка). 4 месяца находились в командировке, не снимая броников, касок, с полным боекомплектом, в любую минуту рискуя здоровьем и жизнью.В 2019 году завершили судебный процесс по выбиванию статуса "ВБД" на этапе отказа из надзора Верховного суда РФ. Сейчас мои обращения к Президенту РФ с доказательными материалами администрация Президента гоняет по инстанциям по компетенции: МВД, Росгвардия, Правительство РФ, Совет Федерации, Госдума: никто не желает заниматься этим вопросом.Просто бюрократическое болото. Такое впечатление, что все ненормальные, не понимают простого русского языка, забыли или не знают: что написано пером, не вырубишь топором.Или просто дуркуют, крепко держаться за российский кошелёк, боятся, что им мало достанется.

  3. Компенсаторщики. Готовьте мешки.:

    В соседней Чечне. как то по своему, но  уже решен вопрос  всех участников БД.

    Ботлихцы  с  своим перевалом "Ослинное ухо" и "красный мост"  и  одним своим  выставочным автоматом на капоте Нивы и дружескими фото,  уже  всех достали.  Басаев прибыл в три аула, Ботлихского района, сначала договоривщись о жилье. и хинкале для  своих боевиков.

    Самые ожесточенные бои по признанию одного русского генерала проходили в Карамахи. Потерь было больше. Участвовала авиация и артиллерия. Токо в Левашинском районе в  списках ополченцев   оглашенных 1999 г. газетой "Дагестанской Правда" было больше 10 -ти тысч. Но никто никогда не просил денег, за обычные для кавказцев действия по защите своего дома.
     Карамахи командовал Хаттаб, местное население не скрываясь  как ботлихцы. Открыто за деньги, помогали Ему. И Хаттаб был более  всего опасен  для Дагестана потому что до Махачкалы было всего 40 км. На  машине это 20 мин.

     в той  же газете "Дагестанская  правда"  за 1999-2000 г.  Есть интересная  статья.

    Когда Ботлихцы потребовали от  Председателя Госсовета Магомед -Али Магомедова внести в  список компенсаций в Москву, + ко всему, еще дполнительно 40 тыс лошадей. Когда Магомед-али сказал что столько лошадей даже во всем Дагестане нет.. Ему  уверенно ответили: "Во всем Дагестане не было.  У нас было" . Поэтому добавьте  и эти 40 тыс лошадей!?

  4. Надзиратель Б. У.:

                        Вести и принятое решение Президентом В.В. Путином , для нас очень хорошие и радует нас, но однако это очень поздное  зажигание. Спустя 20 лет назад. Уверен, что процентов-30%  не более появиться самозванцев, крыс, любимчиков Гл. администраций и прочих, лже  ветеранов-участников этих собитый, которые не участвовали, наблюдали и скрывались за кустами, а также  которые приветствовали Дудавых , Басаевых , Хатаба и пр… Мареонеток с двуличным характером, шайтанов много в Дагестане. Примером к тому является Гелаевские событие в Цунтинском районе, не участвовав в этих событиях, находясь в столице г. Махачкале, гл. админ-и Бежтинского уч-ка  Курбаналиев Р. стал участником и награжден медалью ,, За отвагу". Беспределу чиновников в РД нет конца и не будет пока : ,, Рыба пахнет с головы". 

  5. гражданин:

    очередная косточка чтоб грызня не прекращалась.