Владимир Васильев опроверг слухи, но что дальше?

2

По политической значимости, а не по общественному резонансу, к самому важному событию второй декады мая можно отнести заявление врио главы Дагестана Владимира Васильева на еженедельном совещании с представителями органов государственной власти, которое состоялось в понедельник 14 мая. Об этом заявлении ничего не было известно 4 дня, поскольку пресс-служба в своих сообщениях его не отразила, а газета “Черновик” опубликовала его лишь в пятницу в печатном виде и вечером – на своём интернет-сайте. Лишь потом его перепечатали некоторые другие издания. Но должного внимания оно не получило.

Васильев, а не Здунов

Дело, однако, в том, что более месяца в некоторых СМИ и социальных сетях активно муссировалась тема то ли разочарования, то ли болезни Васильева, и решении в связи с этим руководства страны выдвинуть на выборы в сентябре кандидатом на должность главы республики председателя Правительства РД Артёма Здунова.

Поводом к такого рода слухам и предположениям стали исчезновение Васильева из политического поля Дагестана с 11 по 22 апреля, частое появление его на многих мероприятиях и, особенно, связанных с чемпионатом Европы в Каспийске, вместе со Здуновым, присутствие которого особо не требовалось, более высокая активность премьер-министра в проведении разного рода встреч, совещаний и повышенное внимание его к конкурсу на резерв управленческих кадров.

И, вот, “Черновик”, рассказывая о вышеупомянутом совещании, цитирует Васильева при представлении им нового министра здравоохранения РД Джамалудина Гаджиибрагимова:

«Министр спросил меня: “А вы надолго?” Я хочу сказать всем: я буду здесь до тех пор, пока меня поддерживает президент России и большинство народа Дагестана».

Тем самым врио главы Дагестана опроверг слухи и подтвердил намерение выдвигаться на выборах, которые состоятся 9 сентября 2018 года. Симптоматично, что вопрос о том, надолго ли Васильев задержится в Дагестане, задал министр – выходец из ФСБ, подтверждая тем самым основания для появления сомнений даже у политической элиты.

Почему он решил опровергнуть слухи? Видимо, они стали влиять на его авторитет. А почему сказал об этом лишь в конце совещания после активного обсуждения непростых вопросов об аварийности на дорогах, изношенности автобусов для школ, итогах чемпионата Европы по спортивной борьбе и итогах конкурса в резерв управленческих кадров? Это можно объяснить желанием показать, что слухи лично для него имеют второстепенное значение. Что характерно для опытных политиков.

Но почему пресс-служба главы и правительства РД не опубликовала это заявление в тот же день? Видимо сочла неважным эпизодом по сравнению с другими важными темами. Но и сам Васильев не стал повторять эту мысль, хотя повторы мы за ним наблюдаем.

Тогда почему газета молчала, ведь конкуренты могли опередить? Вероятно, сочла неважной эту информацию или сберегла эксклюзив до выхода номера. Зато 17 мая на сайте “Черновика” было опубликовано сообщение о совещании под руководством Здунова по вопросам повышения качества образования, состоявшимся 15 мая, в котором эпизод с противоречивой информацией о проблеме обеспеченности школ учебниками вызвал скандальные обсуждения в разных СМИ и социальных интернет-сетях. И лишь с опозданием на четыре дня, из которых, правда, два выходных, сообщение было опровергнуто официальными газетами “Дагестанская правда” и “Махачкалинские известия”.

Но это воспринято было многими наблюдателями как попытка дискредитировать нового претендента на высший пост. И хотя после всех публикаций и разъяснений волна скандала спала, но усвоен ли урок премьер-министром Алексеем Здуновым и вице-премьером – министром образования и науки РД Уммупазиль Омаровой, которым надо иметь оперативную обратную связь и быстрее реагировать на публикации в СМИ, пока не ясно.

Уроки выборов в 2013 году 

Так или иначе, но голосование 9 сентября 2018 года стремительно приближается и можно вспомнить, как активно готовился к выборам Рамазан Абдулатипов, ставший врио президента РД 27 января 2013 года и избранный главой республики 8 сентября 2013 года. Достаточно вспомнить, как он рекламировал приоритетные проекты президента Дагестана, как перетряс два раза правительство, как правоохранительные органы арестовали мэра Махачкалы Саида Амирова, который мог повлиять на голосование депутатов, как грозил отставками многим главам городов и районов, как обещал привлечь инвестиции на 200-300 млрд рублей и т. п.

Несмотря на информационный шум и треск, исходящий от Абдулатипова, всё же была некая интрига в том, что дагестанские кланы могут объединиться и организовать сопротивление или провал предложенному Владимиром Путиным кандидату. За кулисами власти нарастал поток анонимных жалоб на методы правления Абдулатипова. Параллельно росло количество акций протеста по земельным вопросам и из-за непонятных похищений и задержаний граждан. Это позволяло надеяться, что в Администрации Президента России  поймут, что Абдулатипов ничего не понимает в экономике, что он не следит за своим языком, что он плохой организатор и эксплуатирует лишь ресурс самого Путина.  Но местные “крутые” деятели предпочли переждать и перетерпеть, а в Москве решили, что это были попытки дискредитации старыми жадными кланами прогрессивного и честного Абдулатипова. Поэтому как в публичной, так и в аппаратной сферах процесс полностью перешёл в режим игры региональных чиновников в поддавки с Администрацией Президента России.

Несмотря на политический контроль за выборным процессом, федеральным и республиканским властям пришлось и тогда соблюсти все этапы и правила, предусматривающие формально демократические процедуры, а также сроки внесения парламентскими партиями предложений по кандидатурам Президенту РФ (не позднее чем за 40 дней до дня голосования) и представления им региональному парламенту трёх кандидатов для избрания (не позднее чем за 20 дней до голосования). Нормы эти определены федеральными и региональными законами.

Но, при внешнем соблюдении норм, содержание выборов отразило отсутствие политической конкуренции и превращение их в фарс. Дагестанцы не забыли как в сентябре 2013 года, из 88 проголосовавших депутатов НС РД 86 отдали голоса за Рамазана Абдулатипова, 2 – за Уммупазиль Омарову и 0 – за Малика Баглиева.

Найдутся смельчаки?

Сегодня избирательная кампания начинается в условиях, когда политические риски выдвижения альтернативных претендентов на должность главы РД кажутся меньшими, чем в 2013 году. Не хотелось бы получить опять имитацию выборов.

Желающим выдвинуть претендентов кампанию надо начинать сейчас, поскольку законодательством установлено, что до внесения предложений по кандидатурам политические партии, имеющие представительство в Государственной думе РФ и региональном парламенте, обязаны провести консультации с непарламентскими партиями, имеющими отделения в Дагестане. Последние имеют право предложить одной или нескольким партиям свои предложения, в том числе из числа отдельных граждан и представителей общественных объединений.

Но выдвигать Владимиру Путину предложения по кандидатурам на высший пост в Дагестане имеют лишь партии “Единая Россия”, КПРФ, “Справедливая Россия” и ЛДПР. Каждая из них (а точнее их постоянно действующие коллегиальные органы) могут внести предложения по не более чем 3-м кандидатурам. До внесения они должны провести консультации с Президентом РФ.

То есть можно предполагать, что списки предложений по кандидатурам будет формироваться в течение июня, затем парламентские партии должны принять решения и до 31 июля внести на рассмотрение Президента РФ предложения по кандидатурам до трёх человек.  В итоге Президенту России суммарно предложат до 12 человек, из которых Путин выберет 3-х и до 20 августа представит их Народному собранию РД в качестве официальных кандидатов на должность главы РД. То есть претендент, прежде чем попасть в бюллетень для голосования, проходит 3-4 этапа отбора.

Понятно, что подобная процедура позволяет держать политическому руководству весь выборный процесс под контролем с самого начала и перед независимым от власти претендентом стоят масса барьеров, которые преодолеть без предварительного согласия властей невозможно.

Тем не менее, те, кто планирует политическую карьеру, могут провести если не настоящую, то хотя бы некое подобие избирательной кампании для того, чтобы обратить на себя внимание и получить определённый опыт публичной политической деятельности. Если даже попытка будет безуспешной, появится возможность прорекламировать партийную программу и своих лидеров, что может пригодится на следующих выборах. На этом фоне будут лучше видны достоинства и недостатки и кандидата от партии власти. И хотя, к сожалению, в стране установилась монополия одной партии, некоторые возможности для политического влияния и карьеры ещё остаются.

Так, сейчас могут проявить себя политические партии, выдвигая претендентов не только из своих рядов, но и из числа известных политических и общественных деятелей.

Такую практику мы видели и на последних выборах Президента России. Есть, конечно, риск испортить отношения с некоторыми руководящими чиновниками, но, как говорится в поговорке, “под лежачий камень вода не течёт”.

 

Эдуард Уразаев



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Эдуард Уразаев:

    Удивлённый дервиш! См. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ ст 18 п. 3.2  (ред. от 05.02.2018)

  2. Удивленный дервиш:

    Какой ЛДПР? ))) Выдвигают кандидатов парламентские партии, входящие в Народное Собрание Республики Дагестан. ЛДПР там нет