В ногайской степи Дагестана требуют остановить опустынивание

16

В воскресенье, 24 марта, в Ногайском районе Дагестана прошёл Совет старейшин ногайского народа с участием администрации района. Темой обсуждения стала динамика опустынивания района.

Собрание было организовано Народным комитетом ногайского народа и советом старейшин Ногайского района. На мероприятие приехали ногайцы из северных регионов страны, а также Астраханской области и Ставропольского края.

Перед собранием представители ногайской общественности для наглядности объехали земли отгонного животноводства, где зафиксировали участки кошар превратившихся уже в пустыню в радиусе нескольких километров. Кроме этого, районные активисты с участием имама района посетили ногайские кладбища на землях отгонников, превратившиеся сегодня в пустыню.

Как рассказали и показали участники поездки, из-за опустынивания почвы кости похороненных оказались на поверхности. Участники поездки перезахоронили обнаруженные останки земляков. В беседе с РИА «Дербент» активисты отметили, что это их не первая поездка, когда им приходится перезахоронить останки на, теперь уже пустынных, кладбищах.

Один из старейшин района и общественник Исмаил Черкесов пояснил в беседе с РИА “Дербент”, что на землях нынешнего ЗОЖ до советского времени были ногайские сёла, от которых сегодня остались только кладбища, потомки жителей исчезнувших сёл сегодня живут в нынешних сельсоветах Ногайского района, но по-прежнему стараются ухаживать за могилами своих предков.

По словам председателя совета старейшин Рашида Мурзагишиева, превращение Ногайской степи в пустыню – тенденция последних десятилетий.

 

В советские годы Ногайская степь стала использоваться в качестве отгонных пастбищ не только хозяйствами Нагорного Дагестана, но и Грузии, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии. Вначале отгонное животноводство не наносило заметного урона природе, т.к. оно было действительно отгонным, животные паслись в степях лишь в зимний период, а летом перегонялись на альпийские луга, равнинные же пастбища отдыхали.

За последние 20-30 лет увеличивающаяся антропогенная нагрузка, постоянная пастьба скота без летнего отдыха не даёт ценным кормовым культурам осемениться и расти даже в наиболее благоприятные годы. Как следствие, на сегодняшний день деградация пастбищ достигла 70%“, – отметил Мурзагишиев.

Глава Ногайского района Мухтарбий Аджеков отметил, что в советские годы контроль над использованием ЗОЖ осуществлялся районными сотрудниками. Теперь же контрольные проверки переполномочены республиканским ведомствам, которые выезжают из Махачкалы, и отгонники заранее предупреждаются и перегоняют скот в соседний Ставропольский край.

Главы (горных) районов нам признаются, что практически ситуацию толком не знают, не знают, кто там находится. Они, в принципе, там остаются на тех же фермах, держат там скот и никакого контроля – выводит или не выводит“, – отметил Аджеков

По словам главы Ногайского района, проблема ЗОЖ была одной из первых, о которой было доложено в 2017-м году назначенному на должность и.о. Главы РД Владимиру Васильеву. По замечанию Аджекова, Главой Дагестана были даны поручения по решению некоторых земельных проблем в районе, в частности, для сёл Кумли и Эдиге, не имеющих земель для выпаса. Но, по словам Аджекова, поручения не были реализованы. О неэффективности практики отгонного животноводства было сказано и в Послании главы Дагестана, заметил Мухтарбий Аджеков. В нем Васильев привёл сравнительный пример, что на экспорт отправляется 4 тысяч тонн баранины, а только время перегона скота теряется 7 тысяч тонн.

Районный депутат и зампредседателя Народного комитета ногайского народа Рустам Адильгереев в своей речи отметил, что принимаемые меры Минприроды РД по локализации песчаных участков — лишь полумера. По замечанию спикера, деньги на борьбу с опустыниванием будут «уходить в песок», пока не будет адекватных мер по улучшению экологии района. Одной из таких проблем района, по словам общественника, является избыточное скотоводство на территории района.

 

На собрании совета старейшин напомнили о проблеме земель отгонного животноводства (ЗОЖ), территории которых занимают около 70% района и формально используются скотоводами горных районов РД для сезонного выпаса скота. На деле, по словам участников собрания, ЗОЖ используются многими скотоводами круглогодично, и некоторые де-факто обживаются на арендуемых землях.

При этом, земли под скотоводство и земледелие не осталось у некоторых ногайских сельсоветов. Юридическую сторону проблемы прокомментировал председатель районного собрания депутатов Руслан Насыров, по словам которого республиканский закон о землях отгонного животноводства противоречит федеральному закону. Для отмены этого закона Насыровым были направлены документы в Конституционный суд РД. Насыров отметил, что в КС РД ему не отказали в заявлении, но назвали вопрос политическим и порекомендовали согласовать отмену закона с руководством республики.

Результатом собрания старейшин ногайского народа стала резолюция. В нем, в частности, сказано:

«Требуем правительство РД обеспечить полную инвентаризацию и геоботаническое обследование земель отгонного животноводства на территории Ногайского района;

Для более полного изучения и точного определения размеров участков опустынивания и деградирующих пастбищных угодий предлагаем Министерству имущественных и земельных отношений РД инициировать аэрофотосъёмки всего массива земель отгонного животноводства на территории района;

Требуем передать право контроля за целевым и бережным использованием земель отгонного животноводства на территории района администрации муниципального района “Ногайский район”, обеспечить её при этом материальными, финансовыми средствами и соответствующим штатом работников;

Предлагаем правительству РД до введения полноценного муниципального контроля образовать межведомственную комиссию наделённую полномочиями проверки эффективного и целевого использования земель отгонного животноводства».

Малик Бутаев



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Овод:

    В Дагестане до 1940года все народы говорили между собой,чтобы понимать друг друга на языке межнационального общения до прихода 1936года,официально,русского языка – на Кумыкском языке.Кумыкский язык изучался наряду с Ногайском и азербайджанскими языками,как язык Тюрки в 1890году в Ставропольской гимназии и училище.Даже все приказы Имама Шамиля написаны используя арабские буквы- аддам- на Кумыкском языке.Ни одного нет воззвания Имама Шамиля на других дагестанских языках,кроме Кумыкского языка.Напиши он воззвание на аварском,его бы тогда никто и не понял,а за его обращением к народам Кавказа написанное на Кумыкском языке пошли за ним и чеченцы,и кабардинцы,и балкарцы,и карачаевцы,и ногайцы,и все народы Дагестана.Авары,которые были в 13веке-это ТЮРКИ.Авары себя называют – маарулав,лишь в 1878году с лёгкой руки одного офицера за ним закрепилось название народа – авары.Авары,известные,обры- говорили на тюркском языке.Позднее влились в состав венгров.Если бы не Кавказская война 1832-1859гг. мир не знал бы о существовании Дагестана.Первый Ногайский поэт родился в 1286году,а первый аварский поэт- 1870году.У ногайцев была Ногайская Орда,образованная Эдиге в 1389 году и благодаря которому башкиры стали тюркоязычными и мусульманами.Всего в Дагестане 52000ногайцев,но если собрать ногайцев живущих по всему миру ,то в Румынии,Голландии,Казахстане,Крыму и в Турции,ногайцев более 1500000человек.

  2. Овод:

    Понятие сала-уздень пришло из Кумыкского общества.Были ханы,бийи,Шаухалов(шам-хан),чанка,къарачи-бийи,мурзы(Ногайские князья),на юге – беки..Это господствующая знать.Затем состоятельные крестьяне- сала-уздень(оьзден),затем- дегерек-уздень,просто -уздень.Затем- раяты и чагъары(рабы).Из всех обществ,самая сложная по устройству общественно-социальное устройство Кумыкского Общества было сложным.В горах такого понятия как уздень не было.Все заимствовано у Тюрков.Жаль,что в таком сайте появляются неадеквата и не обеденные слишком большим и знающим умом,бывшие "троечники "и "двоечники",типа,Тимур,которые всё ставят с ног на голову,тупая и бездарная серость,действующая по принципу,лишь бы сделать вред другим.За последние годы ради материнского капитала в горах воспроизводят горянки таких уродов,у которых есть – количество,а качество – никакое.

  3. Хирач:

    Сала-уздень. А почему возникла поговорка тавлу ташагъи явлу

  4. БОРЕЦ:

    МАНЫЧ озеро такое там есть ему цены нету лечебное но высыхает и не кому дело нету

  5. Тимур:

    Сала-уздень. В истории указано, что имперские авары и тюрки Средневековья были врагами  и граница их проходила по землям Причерноморья. Язык этих авар не был тюркским, о чем написал святой Кирилл  на имя папы Римского. И еще:  подписываясь "сала-уздень" ты показываешь свое преклонение перед маг1арулавами. Разве не так? Ведь настоящие сала-уздени были из  маг1арулавского села Гельбахъ  ( около Кизилюрта ), но имели корень в Ботлихском районе

    • Сала-оьзден:

      Таулу долалайчи))) Преклоняюсь я перед Всевышним. А людям поклоняться – ты это своим сородичам-кардиограмщикам расскажи) Им же можешь про корни, якобы ваш Гельбах и прочие сказки втирать

  6. Тимур:

    Кузьма. А может тебе следует  "оставить чужие земли" и перебраться, например, на Алтай  –  "пока не поздно". В таком случае "Страна гор" и горцев только укрепится. Так что давай, шуруй в  ваше "аморфное образование"  и этим мы укрепим Дагестана, который ты ненавидишь.

     

  7. ногаец:

    Ассаламу алейкум. в первую очередь хочу поблагодарить риа дербент за самую адекватную статью по вопросу опустынивания НОГАЙСКОЙ СТЕПИ! именно подчеркиваю Ногайской степи! Мы, ногайцы, никогда не лезли на чужие территории, не портили чужое имущество, землю. Мы хотим сохранить землю предков для своих же потовков и следующих поколений! Мы хотим развития своего района, а не уничтожения! Всем мира и добра!

  8. Тимур:

    Кузьма. Чабаны с аварских кутанов, которых Вы стараетесь укусить,  советуют Вам: во-первых,  заняться  проблемой  лаптей и холодца из свиной головы; во-вторых,  эти чабаны, как потомки имперских авар  Средневековья и населения государства  христианского  Сарир, чьи границы доходили до реки Кумы,  представляют, с кем именно нужно им   говорить о своих кутанах, ибо прекрасно знают кому и что принадлежало на Равнине в царскую, например, эпоху.  Особенно,  до   эпохи Суворова.

    • Сала-оьзден:

      Как сказал герой фильма "Банды Нью-Йорка": да что ты, чёрт подери, такое несёшь???

      Имперские Авары средних веков – тюрки;
      аварцы/магьарулавы – горцы и временные гости на кутанах

    • кузьма:

      Мне не интересна ваша кутанная  история… у каждого кутана у вас . своя история. и очень "великая".  Корень проблемы на поверхности. Оставьте чужие земли, пока не поздно. А то  возможно при легком дуновении ветра аморфное образование дагестан развалится. Умерьте общими усилиями аварский аппетит, молитвами. зикрами. что там у вас еще?

  9. кузьма:

    Не отдадим -это исконные аварские кутаны))))).правда?

  10. кузьма:

    Не отдадим -это исконные аварские кутаны)))))

  11. Каирбек:

    Как ни парадоксально, но наш народ уже сколько лет не может докричаться до Москвы. Может быть, стоит обратиться в международные суды, чтоб обязали Дагестан соблюдать Законы России. Именно так жители Когуй смогли получить компенсации за бомбардировку села, когда погибли дети и женщины. 

  12. Камал:

    Если нас сегодня не услышат, то завтра будет поздно. 

  13. Гость:

    Совершенно не понятно почему затягивается решение данного вопроса? Если взять и передать эти земли под юрисдикцию Ногайского района Республики Дагестан, резко ограничить выпас скота на этих землях – это не приведет ни к каким катаклизмам в масштабах республики, ни к каким волнениям со стороны представителей других этносов Дагестана, поскольку все понимают, что таким образом уничтожать землю нельзя. Все это время, как ногайцы поднимают данный вопрос, не прозвучало ни одного призыва националистического характера от них, что свидетельствует о том, что вопрос носит исключительно экономический, правовой, наконец экологический характер.