В надежде на политическую волю Сергея Меликова: Дагестану предстоит трехлетний этап преодоления кризиса и структурных реформ
2Коронавирусный кризис обострил ситуацию в мире, в экономике, да и в других сферах тоже. И на федеральном уровне, и в республике принято решение о формировании Стратегий до 2030 года. Стратегия социально-экономического развития позволяет согласовать деятельность органов государственного управления, сообщества деловых людей, общественных и политических организаций, оказывающих влияние на развитие региона, для задания единого вектора развития.
В настоящее время в стране и мире уже обозначились, а в планируемом периоде 2021-2030 гг. будут усиливаться трансформации фундаментального характера, как в факторах, процессах и результатах производства, так и на глобальных и региональных рынках товаров и услуг. Эти трансформации в основном будут связаны с переходом к четвертой промышленной революции и шестому технологическому укладу. При этом существует опасность того, что отстающие сегодня страны и регионы могут навсегда остаться за бортом цивилизованного развития и по ту сторону «великого разделения».
Замедление темпов экономического роста, кризисные процессы, снижение уровня занятости и денежных доходов населения, стагнация инвестиционных процессов и другие факторы свидетельствуют о том, что в экономике достигнуты определенные пределы роста. Это подталкивает к активному поиску парадигмы будущего развития, использованию механизмов и инструментов государственного стратегического и индикативного планирования, с их распространением на негосударственные сегменты экономики.
Мировая практика широкого распространения управленческого и экономического опыта демонстрирует новую роль регионов, как субъектов стратегического целеполагания и локомотивов социально-экономического развития стран. Не является здесь исключением и РФ. Одновременно усиливается конкуренция между регионами внутри страны за ресурсы и размещение производства: дальновидные управленческие команды в них стремятся создать соответствующие условия для привлечения и развития человеческого потенциала, бизнеса, инвестиций, современных производств, туристов. Сильные регионы преуспевают в этом и становятся еще богаче.
При торможении развития и продолжающемся росте населения регионов, как, например, в Республике Дагестан, с неизбежностью усиливается давление на ограниченные ресурсы, что приводит к многочисленным конфликтам в обществе, ухудшению деловой среды и инвестиционного климата, результатов производства товаров и качества услуг.
В кризисные годы, характеризующиеся высокой турбулентностью процессов и неопределенностью будущего, знание стратегических перспектив позволяет выбрать правильное направление движения и снижать риски. В текущих условиях перспективы социально-экономического развития Республики Дагестан во многом зависят от безотлагательных реформ по широкому спектру направлений. Их необходимо проводить, опираясь на существенную помощь и поддержку федерального центра и дагестанского общества, синхронизировав планы региона с планами общественно-политической модернизации и социально-экономического развития страны.
Нам придется учитывать специфику Дагестана, ситуацию «выключения права», «отключения экономики» и «инвестиционной комы», когда сложные схемы, планы, вовсе не работают. Требуется документ понятный и реализуемый: нужно получить качественный документ, который разработан, учитывая состояние Дагестана и вызовы, и который предлагает конкретные реформы, технологию развития, в то же время способен «включить» мотор развития.
Мы провели анализ документов стратегического планирования практически всех субъектов страны, изучаем практики стратегического развития развивающихся стран. Специфика дагестанской Стратегии в том, что это будет первый региональный документ стратегического планирования, синхронизированный с национальными целями до 2030 года и Стратегией-2030 РФ.
Проблема реализуемости – главная. Нам зачастую за наши же деньги продают огромные массивы характеристики территории и анализа, которые и так известны. Это устаревший стиль – сейчас все больше информации в открытых источниках, и нет необходимости повторять одно и то же в разных документах. А синтез преподносят настолько широко, объемно и сложно, что становится нереализуемым. Усложняют от незнания. Тест на реализуемость простой — «посадка на территорию» однозначная и понятная, где, кто, когда, как, через что реализует? Ресурсообеспеченность, включая кадровый состав, бюджет, инвестиции? Управляемость? Результативность, что же в итоге получим? Эффективность?
Не менее серьезная проблема – отсутствие инвестиций. Выстроить стратегию Дагестана на базе инвестиционной стратегии или инновационной стратегии на первом этапе не представляется возможным. Мы не справились даже с индустриальными парками, ТОР, на ограниченных по площади территориях. Классическая, традиционная экономика, как было сказано, вышла на пределы роста: многие сегменты малоэффективны и не привлекательны для инвесторов. Если инвестиции затруднены, необходимо более широко применять не инвестиционные решения, концессионные соглашения, а инвестиционные проекты профилировать, ранжировать, предварительно прорабатывая их прединвестиционную фазу.
Помимо новых подходов к реализации Стратегии, сегодня необходимо задействовать все имеющиеся внутренние резервы и возможности. Имея достаточно большой внутренний рынок, республиканское правительство уже долгие годы не может задействовать его потенциал (что является одной из приоритетных задач Стратегии). Предстоит трехлетний этап преодоления кризиса и структурных реформ. Надеемся на политическую волю Главы Дагестана, мобилизационные ресурсы республики и команду развития, без которой реализация Стратегии невозможна в принципе.
Маир Пашаев, руководитель проектно-ресурсного офиса развития территорий, эксперт Общественной палаты РД
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:
А пока ничего не меняется в жизни народа.Перетасовка чинов только.
Какие только слов не знает кто это написал.Прикидиваются умными и рассуждают как будто сегодня с неба упали.Конечно семью кормить надо-это бесспорно…