Стратегия-2030 и профицит задач: Меликов усиливает республиканское правительство

2

Фото: пресс-служба АГиП

Руководитель проектно-ресурсного офиса развития территорий, эксперт Общественной палаты РД Маир Пашаев в интервью РИА «Дербент» поделился своим мнением о возможных изменениях в составе кабмина Дагестана, перспективах экономики республики в свете объявленного локдауна, а также рассказал о состоянии представленного недавно проекта Стратегии-2030.

 В связи с избранием Сергея Меликова Главой Дагестана в настоящий момент идет процесс формирования нового состава дагестанского правительства. Как Вы считаете, следует ли ожидать изменений структуры и кадрового состава кабмина?

— Вновь назначенному председателю правительства Абдулпатаху Амирханову поручено формирование проекта структуры органов исполнительной власти и кадрового состава. Изменения, безусловно, предполагаются. Новому составу правительства предстоит решить сложнейшие задачи по исполнению нацпроектов и реализации Стратегии-2030. По первым решениям Сергея Меликова на своем посту можно сделать выводы о расширении полномочий правительства и тренде на его усиление. Считаю это абсолютно правильным подходом, поскольку нельзя требовать от слабого правительства результата.

Главе Дагестана за прошедший год удалось переломить прежний курс на консервацию системных проблем и хроническое отставание республики. Им шаг за шагом предлагаются альтернативные подходы и качественные решения.  Их успешная реализация во многом зависит от эффективной работы республиканского правительства.

 Стратегия социально-экономического развития Дагестана до 2030 года в текущем году будет представлена премьер-министру РФ Михаилу Мишустину. Об этом 28 октября в ходе сессии Народного Собрания сообщил Сергей Меликов. Какие вопросы могут обсуждаться в ходе встречи, а какие могут быть решены?

—  Стратегия-2030 содержит приоритетные цели, стратегические направления и сложный комплекс задач по социально-экономическому развитию республики. Эти задачи прежде всего определяют статус Республики Дагестан в качестве приоритетной геостратегической территории РФ. Они нацелены на реализацию локализованных в субъекте национальных интересов России, а также имеющегося большого потенциала. Вместе с тем Дагестан существенно отстает по основным социально-экономическим показателям, инфраструктурному и технологическому развитию. Стратегия-2030 исходит из необходимости разрешения этого противоречия, поскольку сохранение в дальнейшем такого положения является угрозой для безопасности республики и страны в целом.

Правительство РФ утвердило План мероприятий по комплексному развитию города Дербента до 2025 года, общий объем финансирования которого составляет 183,2 млрд рублей. Буквально следом Правительством РФ принято решение о корректировке разработанной проектной документации в соответствии с предложениями Минстроя РФ по оптимизации строительства объекта капитального строительства «Расширение и реконструкция (2 очередь) канализации в г. Махачкале» и государственной экспертизе в срок до 1 июля 2022 года с предложениями по источникам финансирования реализации указанного объекта (ориентировочная стоимость – до 30 млрд рублей). Безусловно, в повестке встречи такие вопросы вполне уместны.

Ранее Правительство РФ утвердило для республики бюджетный кредит на развитие инфраструктуры в размере 10,5 млрд рублей сроком на 15 лет под 3% годовых, который планируется направить на финансирование строительства водовода Чиркей-Махачкала-Каспийск-Избербаш. Причем, сумма кредита и проценты по нему не взимаются деньгами – Правительство РФ будет списывать задолженность регионов по бюджетным кредитам при условии реализации на их территории новых инвестпроектов, в сумме налоговых поступлений от проектов за прошлый год в федеральный бюджет, начиная с 2021 года. Согласно разрабатываемой правительством Республики Дагестан Территориальной схеме обращения с отходами утвержден вариант развития системы обращения с отходами – строительство объектов планируется с участием федеральных структур.

С марта обсуждаются вопросы федерального участия в восстановлении экологического баланса северной зоны республики. Некоторые решения в этом направлении уже приняты. Глава республики неоднократно обсуждал с представителями федеральных органов вопросы общероссийского масштаба, в частности касательно состояния акватории Каспийского моря и развития приграничных территорий. Кроме того, предстоит реализовать Региональный инвестиционный стандарт, установленный Минэкономразвития РФ. Поставлены задачи по развитию дагестанского участка МТК «Север-Юг» и транспортно-логистического комплекса, на повестке – создание на территории республики особой экономической зоны и реализация экспортоориентированных проектов. Такого уровня проблемы и задачи без помощи федерального центра могли стать для республики неразрешимыми, что недопустимо.

  Проект Стратегии-2030 Республики Дагестан 29 октября опубликован на сайте республиканского Министерства экономики и территориального развития для общественного обсуждения. Что удалось сделать с начала года и что предстоит выполнить?

—  Работа по обоснованию проекта Стратегии-2030 была начата в январе текущего года. Официальный старт Стратегия получила позже, 4 мая, согласно распоряжению правительства о ее разработке. С момента первой пробной публикации для экспертного обсуждения 26 сентября 2021 года проект в течение месяца был доработан совместно с министерствами и ведомствами Республики Дагестан. Одновременно с этим проект был приведен в соответствие с Единым планом по достижению национальных целей развития РФ на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (опубликован 1 октября 2021 года). 26-27 октября проект был согласован с руководителем Рабочей группы по разработке Стратегии, первым заместителем председателя правительства РД Нюсретом Омаровым.

Ориентировочно 14-15 ноября 2021 года планируется завершение второй редакции проекта Стратегии, которая после официальной сдачи заказчику будет направлена в Минэкономразвития РФ для согласования и экспертизы. Предстоит выполнить Реестр инвестиционных проектов РД, привести госпрограммы и стратегические проекты РД в соответствие с проектом Стратегии. Позже предстоит третья и окончательная редакция проекта Стратегии, которая будет направлена в Народное Собрание Дагестана для утверждения.

Также необходимо выполнить Программу социально-экономического развития РД на период 2022-2024 годы. Глава республики Сергей Меликов поставил задачу сформулировать программу реформ, нацеленную на структурные преобразования в сфере экономики и снятие инфраструктурных ограничений. В программе планируется отразить и трехлетний организационный период центров экономического роста, кластеров, Махачкалинской агломерации.

 Какие проблемы и вопросы Стратегия-2030 решает в более отдаленные периоды?

В рамках настоящей Стратегии не по всем отстающим позициям удастся обеспечить выход на среднероссийские показатели социально-экономического развития – для этого требуются более длительный период и сотворение «экономического чуда». Например, производство валового регионального продукта на душу населения в РД по данным за 2019 год составляет всего 34% от среднедушевого производства по субъектам РФ.

Следовательно, для достижения среднероссийского уровня показателя в 2030 году экономика РД в указанный период должна расти на 14,2% в год. Для сравнения последние 9 лет темпы роста держались на уровне 0,8-1%. А с учетом сохранения тенденции дальнейшего роста численности населения в республике по сравнению с подавляющим большинством регионов темпы роста и вовсе должны были быть 15,4-16% в год.

Но в рамках существующей модели экономики, текущих возможностей субъекта и уровня федеральной поддержки такие высокие темпы роста экономики и обеспечение качества жизни населения региона выше среднероссийского являются проблематичными. В то же время очевидно, что при реализации новой модели экономического развития определенные высокие темпы роста могут быть достигнуты. Основные направления ускорения экономического роста в проект Стратегии включены.

Положения Стратегии распространяются и за пределы горизонта-2030. Прежде всего, по вопросам инфраструктурного, пространственного, экологического, научно-технологического развития Республики Дагестан, формирования Махачкалинской агломерации, современных моделей экономики и общественного устройства.

 На фоне обострения ситуации с распространением ковид-инфекции в России властями объявлен краткосрочный локдаун. Насколько экономика за прошедший год восстановилась и насколько готова к новым испытаниям?

— Экономика за 9 месяцев 2021 года показывает небольшой рост. Однако надо иметь в виду, что это восстановительный рост по отношению к падению в 2020 году. Он не перекрывает ранее достигнутые значения. Теперь дальнейшее поведение бизнеса во многом зависит от решений правительства как в вопросах установления локдаунов, так и в части выплат компенсаций населению и предпринимателям, или предоставления льготных кредитов.

Учитывая затяжной характер ковид-инфекции и кризисной ситуации федеральное правительство принимает на 2022-2024 годы бюджет с профицитом. Федеральное правительство и в дальнейшем планирует финансовую поддержку населения и бизнеса.



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. турист:

    старые больные кости Дербента и грязь вокруг осветлят позолотой на сумму 183 млрд ре. как
    водится в таких случаях, при первом же дожде все заржавеет и всё станет, как обычно, на свое место и нужно будет дополнительно новые 183 млрд ре. бедный Дербент! кто только над тобой не издевался?

  2. Аноним:

    Смешно!!!! Автор, кто усиливает правительство Дагестана? Кошмар..! Бедный Дагестан….!!!