Стоило ли Сергею Меликову затевать реорганизацию дагестанских министерств?

1

Эдуард Уразаев, политический обозреватель 

28 января заканчивается месячный срок для правительства республики, в течении которого оно должно решить организационные, финансовые и имущественные вопросы, связанные с реализацией указа врио Главы РД Сергея Меликова от 28 декабря 2020 года, касающегося изменений в структуре органов исполнительной власти региона. Согласно указу необходимо провести реорганизацию 5 из 21 министерств, а также создать новые 1 министерство, 1 службу и 1 управление.

Такая реорганизация лишь на первый взгляд кажется простой перестановкой, тогда как она имеет как позитивные, так и негативные последствия для чиновников и эффективности работы органов власти. Так стоило ли её затевать?

Целесообразность переструктуирования

Врио главы Дагестана Сергей Меликов 29 декабря минувшего года, на рабочем совещание с членами регионального правительства, руководством Администрации Главы и Правительства РД и  её структурных подразделений объяснил необходимость этих изменений лишь частично. Так, Меликов отметил, что «структура Правительства вырабатывалась по принципу основных направлений деятельности, контроля за ними», объясняя, как можно догадаться, создание Службы государственного финансового контроля, которая выделяется из Министерства финансов РД и напрямую подчиняется руководству республики.

Такой опыт уже был при правлении экс-главы РД Рамазане Абдулатипове, и такая служба действовала параллельно со Счётной палатой РД и в каком-то смысле конкурировала с ней по числу проверок и выявляемых нарушений. Однако это не привело к уменьшению коррупции и повышению эффективности работы органов власти, повысив лишь нервозность и отвлечение многих чиновников от своих прямых обязанностей.

Это прояснилось в ходе антикоррупционной кампании экс-главы РД Владимира Васильева и он после года работы указом от 9 ноября 2018 года вернул функции службы госфинконтроля обратно в Минфин РД. Остаётся предположить, что ошибки будут учтены, и новая Служба госфинконтроля РД выполнит декларируемые задачи в общественных интересах.

Относительно создания Управления Правительства РД по капитальному строительству врио главы РД заявил следующее: «Это управление возьмет на себя функции по координации строительства объектов различного направления. У нас сегодня стройкой занимается не только Министерство строительства, но и практически 5-6 министерств в рамках реализации отраслевых нацпроектов. Все строят свои объекты. Но когда мы начинаем разбираться с этими объектами, получается, что строим, как попало, где попало, без соблюдения должных норм. Ситуация в строительстве не очень хорошая. Надеюсь, что она будет приведена в соответствие».

В этом случае также есть логика и ясна целесообразность решения. Но стоит вспомнить, что такого опыт был и при прежних руководителях региона и он входил в противоречие с тем, что «чистыми строителями» недостаточно учитывалась специфика возводимого объекта, а также возникали вопросы по взаимодействию с профильными федеральными министерствами.

Объяснил Сергей Меликов и передачу функций в сфере ЖКХ от министерства строительства к министерству энергетику и переименования последнего: «В феврале намечается совещание, на котором будут приняты меры по нормализации в целом ситуации в сфере ТЭК и ЖКХ. Мы слышим обращения граждан. Порой, это уже даже не обращения, а крики о помощи. Но эту помощь надо оказывать системно».

Функционально же это присоединение продиктовано лишь особенностью Дагестана, в котором более актуальна взаимосвязь деятельности отраслей ТЭК и ЖКХ, обусловленная частыми авариями из-за изношенности сетей электро- и газоснабжения, а также стихийными бедствиями. Вероятно, что после реализации масштабных программ, по которым уже достигнуты договорённости с кампаниями «Газпром» и «Россети», функции по ЖКХ опять вернут Минстрою РД.

Реорганизацию Министерства информатизации, связи и массовых коммуникаций в Министерство цифрового развития врио главы РД объяснил так: «…мы сегодня видим, что с учетом федеральной повестки, Министерство цифрового развития нужно выделять в отдельную сферу». Речь о том, что на федеральном уровне создано аналогичное министерство, что связано с соответствующим нацпроектом и большими задачами по цифровизации экономики и других сфер жизни общества. Поэтому аналогичные решения приняли и в других регионах страны.

По поводу создания Министерства информации и печати РД с передачей ему функций реорганизованного Мининформсвязи Меликов указал, что «в сфере информационного обеспечения есть много нерешенных вопросов» и что «придется выстраивать определенную стратегию и придерживаться её в последующем». В чем будет заключается стратегия прояснится, видимо, позже. Из встреч Меликова с представителями СМИ виден настрой на активное взаимодействие с журналистами и опора на них как на канал общественного контроля и обратной связи с гражданами.

Минусы реформирования

Однако любая реорганизация, создание или упразднение органов власти — это не только смена печатей, перекройка штатов и перемещение кадров, но и нарушение установленного порядка работы и взаимодействия с другими органами власти и местного самоуправления, нервотрёпка для чиновников и тех, кто с ними соприкасается. В пример можно привести реорганизации Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД, из которого неоднократно то выводились, то возвращались функции по ветеринарии и виноградарству.

Так, последняя реорганизация Минсельхозпрода РД происходит согласно указу Владимира Васильева от 1 октября 2020 года, согласно которому воссоздан Комитет по ветеринарии РД. И лишь 13 января 2021 года постановлением Правительства РД было утверждено Положение о Комитете, без которого невозможно укомплектовать штат и обеспечить полноценное исполнение вменяемых функций.

Тогда как в этот период в Дагестане произошли вспышки оспы и сибирской язвы у животных. И купирование этих опасных болезней не должно успокаивать ни власти, ни общество.

Многие реорганизации органов власти производились под конкретных лиц, которым были нужны те или иные должности. Особенно часто подозрительные изменения в структуре органов исполнительной власти наблюдатели и СМИ отмечали при правлении Рамазана Абдулатипова. Достаточно вспомнить создание, упразднение или реорганизации агентств по дорожному хозяйству, по энергетике, комитетов по делам молодёжи, народным художественным промыслам, рыбному хозяйству, развитию малого и среднего предпринимательства.

Дополнительную нервозность для чиновников среднего и низшего звеньев вносили то повышение статуса соответствующих органов исполнительной власти до уровня министерства, то понижение до уровня комитетов, служб и управлений, поскольку это влияло на их зарплаты. При этом такие решения также зачастую зависели от симпатий главы республики к тому или иному кандидату в руководители.

Понимание некоторых из приведённых рисков проявил на упомянутом совещании и Сергей Меликов, который поручил вице-премьерам разобраться со структурами курируемых ими министерств, оговорив при этом, что сейчас работа будет идти в пределах штатной численности, а о корректировке в ту или иную сторону решения будет приниматься позже.

«Особое внимание обращаю на подход к людям: у нас есть государственные служащие, а есть – занимающие государственную должность, подходы разные, поэтому внимательно разберитесь, к кому и как подходить при оптимизации построения своих министерств. Не должно быть перекосов по должностям в какую-либо сторону. Также нужно определиться с нормативной базой и, что очень важно, те министерства, которые создаются вновь или которые реорганизуются, с перерегистрацией министерств как юридических адресов. То есть с изменением соответствующей нормативной базы, в том числе печатей, бланков и т. д. Это очень важно. Все вышеперечисленное должно иметь юридическое сопровождение, в том числе со стороны Минюста РД», – подчеркнул врио главы РД.

Итого

Вряд ли очередные изменения в структуре органов исполнительной власти пройдут безболезненно как для самих чиновников, так и для общества. Вместе с тем, это позволит обновить кадры и получить стимулы для самоутверждения чиновников в новых обстоятельствах, что, в свою очередь, должно повлечь за собой повышение качества управления и более эффективное использование бюджетных средств.



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Даир Эспендаров:

    В СТАТЬЕ ДОПУЩЕНЫ ОШИБКИ. КОРРЕКТОРУ НАДО БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ.