Сапоги всмятку

4

К концу прошлого года в Махачкале вроде бы завершились “стройка века” и наполнение его так называемым контентом. Речь идёт о здании – монстре под названием “Исторический парк РОССИЯ – МОЯ ИСТОРИЯ”. (Вот так прописными буквами и написано на фасаде).

Почему вроде бы? Да потому, что ленточку-то перерезали, а окончательно завершить отделочные работы до сих пор никак не могут.

Тем не менее, до ленточки работа кипела в две смены. Высокое начальство регулярно наезжало с инспекциями…

Надо бы радоваться, что в Дагестане появился ещё один объект культуры, однако лично у меня он, как пример того, что любое даже самое благородное намерение можно испоганить, ничего кроме раздражения не вызывал и не вызывает.

***

Предназначение парка, насколько я понимаю, в распространении среди народа знаний по части российской истории.

Так вот, первый урок, правда, в ином, чем история, но не менее важном предмете ему при посещении даёт само название парка. Когда в предложении из пяти слов имеется два однокоренных (в нашем случае – исторический, история), то только за одну эту тавтологию его автору полагается снизить отметку в сочинении по русскому языку. Но это только полбеды. Беда же в том, что Россия никак не может быть ничьей историей – ни твоей, ни моей, ни даже, страшно сказать, Владимира Владимировича Путина.

Думаю, что кто-то хотел нагнать пафоса, но Россия может быть только чьей – то родиной, страной, государством в конце концов, а РОССИЯ – МОЯ ИСТОРИЯ это как сапоги всмятку. Всмятку бывают только яйца, но никак не сапоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У автора названия действительно имеются проблемы с русским языком. А ведь напрашивается спокойное без вычурной патетики и понятное, о чем идёт речь, – Исторический парк “Россия – моя родина”.

Я не знаю, к какому ведомству относятся подобные парки, сооружаемые по всей стране, но подозреваю, что его сотрудники не отличаются большой грамотностью. Дело ведь не только в авторе названия, но и во всей административной цепочке до самого верха, согласовавших этот литературный шедевр.

***

Теперь перейду от дел федеральных к делам не менее скорбным – дагестанским.

Как известно, под парк было отдано сооружение – легкоатлетический манеж, входящий в недостроенный спортивный комплекс.

Я не знаю, возможно из него никак нельзя было сотворить шедевр уже архитектурный, а может быть даме из Москвы, которой отдали подряд на проектирование, это было не под силу, но, в результате, нарисовался довольно скучный на вид объект. Такое впечатление, что она не пыталась оживить его хотя бы какими-то цветовыми решениями.

Здание облицовано панелями бежевого цвета, который в сочетании с землисто-зелёного цвета панелями фриза и тёмно-коричневым цветом рамок витражей имеет далеко не праздничный вид. Положение усугубляется тем, что остекление – тёмные глазницы окон, часть которых к тому же чуть ли не чёрного цвета вносит и свой элемент мрачности. Там же, где окно занавешено белыми шторами, глазница выглядят ещё хуже – как будто на нём бельмо.

***

Уж на что я далёк от архитектуры, но убеждён, что если хотя бы здание было облицовано светло-серебристыми панелями, оживлёнными кое-где цветами российского и дагестанского флагов, плюс рамки витражей – белые, а стёкла – зеркальные, для того чтобы скрыть шторы, то вид был бы совершенно иным.

Кстати, здесь дело не только во внешнем виде. Тёплые пастельные тона больше подходят для северных регионов, а светлые цвета, отражающие солнечные лучи, практичнее использовать на юге.

Отдельного упоминания заслуживает смежная с фасадом почти глухая стена, на пространственное или хотя бы цветовое разнообразие которой у автора проекта, видимо, не хватило воображения. С таким подходом ещё как-то можно было смириться, если бы речь шла о стороне, выходящей на задний двор. Однако здание просматривается издалека со всех четырёх сторон и о так называемом заднем дворе речи быть не может.

Что же касается стоек для фонарей наружного освещения, установленных в сквере, обращённом к мечети, то они увенчаны странными серповидными фигурами, вносящими дисгармонию как в сами фонари непосредственно, так и в их окружение. Возможно это что-то модернистское, которое непостижимо для моего ума, но тогда почему остальное, начиная со скамеек, урн для мусора и кончая самим зданием, нет никакого ни модерна, ни постмодерна?

(За время написания статьи обнаружил, что фонари исчезли. Уж не знаю, почему. Может, нашёлся человек, который осознал их уродство?)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

***

Недоумение вызывают и некоторые подходы к озеленению окружающей территории.

Искусство дизайна заключается не в том, чтобы сделать красиво, а в том, чтобы сделать красиво и одновременно практично.

Так вот перед фасадом здания выставлены небольшие деревянные мини-кадки, в которых красуются деревья пятиметровой высоты.

Первые плоды идиотизма такого решения могут проявиться уже к этому лету, когда на их кронах появятся листья. Резко возросшая парусность и приличное плечо при первом же серьёзном порыве ветра создадут крутящие моменты, способные опрокинуть эти самые кадки.

К тому же деревья в таких тисках обречены на жалкое существование и, скорее всего, гибель не только из-за ветров, которыми славится Махачкала.

Школьный курс ботаники учит нас, что корневая система дерева распространяется под землёй на площадь, равную площади проекции кроны на поверхность земли, и в глубину, равную его высоте. Грубый подсчёт показывает, что этим деревьям на ближайшие несколько лет (даже не десятилетия!) для нормального развития нужны “кадки” объёмом примерно в 300-500 раз превышающие те, в которых они размещены.

Какой выход? Да, простейший. В тех местах, где установлены кадки, разобрать плитку, выкопать лунки и пересадить в них эти несчастные деревья. Вот и всё.

Второй идиотизм – газоны. Точнее, их длина. У проектировщиков не хватило ума догадаться, что узкие газоны бесконечной длины, растянувшиеся на десятки метров между тротуарами и автостоянкой, обязательно будут вытаптываться. Чтобы свести вероятность этого к минимуму, их просто следует сделать более короткими, разделяя проходами.

На моих глазах две дамочки, срезая угол, уверенно шагали по траве. Когда же я попытался сделать им замечание, они посмотрели на меня так, что стало понятно – ещё немного и мне, подобно продюсеру Вайнштейну от голливудских звёзд, грозит обвинение в домогательстве… причём вовсе не двадцать лет спустя.

Третий идиотизм озеленения продемонстрирован в упоминавшемся уже сквере, где расставлены симпатичные скамейки с не менее симпатичными урнами и всё те же кадки. Правда, не с пятиметровыми лиственными деревьями, а с пирамидками туй метровой высоты, которые тоже смотрятся довольно симпатично.

Идиотизм же заключается в том, что Махачкала – это не Питер, где даже в июле горожане с удовольствием подставляют лица лучам мягкого северного солнца. Махачкалинцы же не только летом, но даже осенью ищут место, куда можно было бы спрятаться от жгучего южного светила. Поэтому отдыхать в сквере, где абсолютно отсутствует тень, значит подвергать себя и, тем более, детей риску получить солнечный удар. Что касается зимних месяцев, то, естественно, угроза удара отсутствует, но и сам сквер по понятным причинам пустует.

Мало того, в нескольких метрах от сквера проходит оживлённая магистраль, и отдыхающие будут слышать нескончаемый гул моторов и дышать выхлопными газами, поскольку туи в кадках и редкий ряд деревьев на тротуаре внизу не могут служить сколько-нибудь заметной защитой от них.

Для хоть какого-то решения проблемы следует обсадить периметр сквера парой рядов деревьев лиственных пород (не в кадках, естественно) и соорудить возле каждой скамейки беседку с какими-нибудь плетущими растениями (мне, например, нравится вечнозелёный плюш). Если за посадками ухаживать, то через несколько лет сквер превратится действительно в прекрасное место отдыха.

***

Касаясь сквера невозможно не отметить, как ни странно, и его опасность (!). Благодаря подпорной стенке со стороны мечети и помещению экспоцентра со смежной стороны, он вознесся на высоту порядка четырёх-пяти метров. Да и с третьей стороны на метр-другой. При этом роль ограждения играет бруствер, высота которого 25-30 сантиметров (!). Теперь представьте себе родителей или бабушку с дедушкой, выгуливающих своего подвижного как ртуть малыша. Не успели оглянуться, а он уже, промчавшись через газон, оказался над пропастью высотой в несколько метров и цементной тротуарной плиткой внизу.

Читатель может посчитать, что я слишком злоупотребляю словом идиотизм. Но разве проектировщик, в голову которого не приходила мысль об этом, или же строитель, решивший сэкономить на ограде вокруг сквера, не идиоты?

***

Как известно, архитектуру называют застывшей музыкой. Если это так, то внешний облик паркового комплекса в сочетании с его “внутренностями”, о которых речь будет ниже, я сравнил бы с какофонией.

Так вот о внутреннем виде помещения. При входе в него, прежде всего, обращает на себя внимание пол, выложенный плитками из белого с бежевыми оттенками мрамора. Они разделены полосами тёмно-серого цвета. Такое, скорее подходящее для крематория, сочетание придаёт вовсе не торжественно-праздничный вид, который вроде как должен ожидать посетителей такого храма. И это в то время, когда имеется куда более износостойкий материал – керамогранит, которым можно выложить любой узор, подобрать любые сочетания цветов, а не получившуюся серость. Пример – полы в ряде торговых центров Москвы и даже Махачкалы, которые могут служить образцами великолепного дизайна.

Но это ещё не все. После созерцания пола у меня появились некоторые подозрения, и я слегка ударил кулаком по одной из колон. Так оно и есть… Она – массивная на вид, отозвалась гулким звуком гипсокартонной плиты, свидетельствующим о том, что её массивность фальшива.

Окончательно добили меня дешёвые плинтусы из полой пластмассы менее чем миллиметровой толщины. Объект не успели запустить, а в некоторых местах уже отбиты заглушки и уголки, а кое-где (у колонн) их попросту забыли поставить. Представляю, как будут выглядеть такие плинтусы, к примеру, через год.

И этот позор у здания, которое, насколько я понимаю, возводилось на века.

Невольно возникает вопрос: либо архитектор и те, кто согласовывал проект с пластмассовыми плинтусами, придурки, решившие сэкономить на копеечных вещах, либо строители – воры, а у комиссии, принимавшей объект, были большие проблемы со зрением?

***

Ден Сяопину – отцу китайских реформ приписывают выражение “не важно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей”.

Ладно, не будем придираться к внешним несуразностям. А как эта гигантская “кошка” ловит“ мышей”?

Для начала о контенте:

Так вот, по моему скромному мнению, вместо захватывающей истории великого государства со всеми его взлётами и падениями, трагедиями и триумфами посетителям впаривают жвачку, которая по убогой мысли её готовивших, видимо, должна воспитывать людей в духе патриотизма. Но воспитание, думается, откровенно нацелено на патриотизм квасной. А что ещё можно ожидать от господ, давших объекту нелепое название “Исторический парк РОССИЯ – МОЯ ИСТОРИЯ”?

Воистину – “как вы судно назовёте, так оно и поплывёт”.

***

Теперь о том, насколько эта “жвачка” всё-таки привлекательна для посетителей:

Как-то мне попалось сообщение, что за два месяца, прошедшие после открытия, парк посетили более 50 тысяч человек, то есть, порядка тысячи в день.

Не Эрмитаж конечно, но для провинциального объекта культуры цифра довольно приличная, если считать, что посетители должны не просто войти, постоять пару минут и выйти.

Для ознакомления с экспозицией требуется определённое время (думаю, хотя бы один час), а иначе для чего приходить? Из этого следует, что в здании должно постоянно присутствовать в среднем не менее ста человек. Я же при посещении увидел в нём полтора посетителя и с полдесятка персонала, который, судя по всему, не знал, куда себя деть. О многом говорит и абсолютная (!) пустота довольно большой автостоянки, которая, видимо, предназначена для парковки транспорта, подвозящего экскурсантов.

Если так обстоят дела в выходной день, когда поток в музеи и им подобные учреждения обычно возрастает в 2-3 раза, то что же происходит в будни?

То есть, “кошка” возможно и хотела бы ловить “мышей”, но фактически обречена на голодную смерть. Это – стрельба “из пушки по воробьям” – сотни миллионов рублей, не считая ежегодных расходов на содержание объекта и персонала, выброшенные на ветер.

Если бы их использовали для завершения строительства самого спортивного комплекса убеждён, что эффект был бы противоположным. За примером далеко ходить не надо. Для этого стоит заглянуть на стадион имени Елены Исинбаевой (бывший “Труд”). По утрам и вечерам он буквально забит людьми, занимающимися спортом – от “пионеров” до пенсионеров.

***

А куда глядел наш “великий кормчий” и непревзойдённый знаток искусств и ремёсел Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович, превративший прощание с должностью в спектакль со множеством действий, в котором не хватало только факельного шествия и наёмных плакальщиц?

Допустим, что неуклюжее название парка, как и его контент, есть плод творчества федералов, повлиять на которое было не в его силах, но разве не он согласовывал и держал под неусыпным контролем всё остальное, что связано с этим объектом?

Отчего он не узрел ещё на стадии проектирования сомнительность пространственных и цветовых решений, предлагаемых архитектором? Тем более, что современные IT технологии (программа Autodesk – основной инструмент архитектора) позволяют легко обыгрывать и показывать на мониторе компьютера формы и цвета любого объекта в любом ракурсе.

Отчего он вплоть до последнего своего визита в парк, когда уже было объявлено об его ожидаемой отставке, демонстрировал “чувство глубокого удовлетворения” ходом и качеством уже почти завершённых работ? Разве он не видел бесконечной длины полосы газонов вокруг автостоянки или фонари-уроды?

В своё время, став главой республики, Рамазан Гаджимурадович посчитал ниже собственного достоинства сразу же вселиться в принадлежащий ему особняк на побережье Каспия и затеял ремонт. Интересно, появились ли в доме после его завершения плинтусы из пластмассы или всё-таки они сделаны из какого-нибудь другого более благородного и долговечного материала?

***

Если кто-то считает, что я пинаю дохлого льва, то никакой он не “лев”. Этого самовлюблённого балабола скорее можно было бы сравнить с лисой, оказавшейся по счастливой случайности в курятнике.

“Пинал” же я его ещё тогда, когда он, со вкусом упивался властью, восседая на троне, до которого наконец-таки дорвался.

Бездарно спроектированный Исторический парк; крепость Нарын-Кала, от результатов “реставрации” которой уважающие себя специалисты только разводят руками; хамски продавленный гимн республики взамен прежнего, оценённого первоклассными российскими и зарубежными музыкантами творением выдающимся, будут теперь долго служить “подарками” дагестанцам, которые, оказывается, до него пребывали в рабстве.

 

Ислам Узалов



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Камилла:

    Это графоманство ??сильно смахивает на злобствующее злорадство , человека которому что то не до дали в свое время ???

  2. Удивленный дервиш:

    Текст короче бы написал, цены бы не было. А так – разворот "Дагправды". 

    Кстати, Абдулатипов все еще не сел. 

  3. хапуга тлярата гебгуда:

    от правды никуда не уйдеш

  4. александр:

    Графоман какой-то писал.