Разбалансировка власти в Дагестане: какие коррективы внесет Сергей Меликов?

1

Скепсис политического обозревателя Эдуарда Уразаева относительно перспектив Концепции развития Дагестана, принятие которой до конца текущего года инициировали вице-премьер РФ Юрий Трутнев и врио Главы РД Сергей Меликов для РИА «Дербент» прокомментировал Маир Пашаев, руководитель проектно-ресурсного офиса развития территорий, член Общественного совета министерства экономики и территориального развития РД.

«Изложенные в недавней публикации коллеги Эдуарда Уразаева замечания являются в целом правильными, но не вносят ясность в систему стратегического планирования РД и состояние соответствующих документов. Действительно, согласно отчету Счетной палаты РФ, система стратегического планирования деятельности… исполнительной власти в настоящее время разбалансирована и неэффективна, недостаточно нормативно урегулирована и методически обеспечена, с низким уровнем контроля и исполнительской дисциплины. Однако касательно Дагестана непонятно, как можно разбалансировать то, чего нет.

Упомянутая в публикации Счетная палата РД, а вместе с ней и Контрольное управление, Правовое управление, Организационно-проектное управление Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан не должны вдогонку проверять, отмечая «разбалансировку» системы стратегического планирования исполнительной власти или, например, провал исполнения нацпроектов. Эти структуры сами, будучи участниками процесса стратегического планирования субъекта РФ, обязаны проводить плановые, опережающие мероприятия и мониторинг, фиксируя состояние документов стратегического планирования или выполнение нацпроектов, должны ежемесячно и ежеквартально проводить аудит, своевременно давать разъяснения и вносить корректировки. Так, Счетная палата РФ при Алексее Кудрине и вовсе стала аудиторской и консалтинговой компанией мирового класса и конкурирует на рынке услуг с известной «большой четверкой».

Вместо всех упомянутых структур развернутый аудит представленного год назад документа Стратегии-2035 пришлось проводить независимым экспертами на общественных началах. Уже в текущем году они представили десятки предложений для формирования госпрограмм РД и стратегических проектов, приняли участие во всех заседаниях по их согласованию с министерствами и ведомствами.

Ответственными за провалы и недочеты в экономике должно быть правительство в целом, а не отдельные его министерства. Спрашивается, кто должен отвечать за «разбалансировку» бюджета и нацпроектов в предыдущие годы? Напомню, что за 2018-2019 годы республика вернула федеральному центру около 27 млрд рублей неосвоенных средств. Министерство экономики и территориального развития, в адрес которого часто звучат обвинения, не являлось распорядителем этих бюджетных средств.

Минэкономразвития в целом за прошедший год выполнило огромный объем работы, благодаря чему состоялись госпрограммы РД и стратегические проекты, да и, собственно, научная работа Совета по изучению производительных сил (СОПС).

И кто ответит за неисполнение бюджета и нацпроектов по итогам текущего года? Разве планирование борьбы с распространением коронавирусной инфекции в Дагестане весной этого года не было стратегической задачей АГП и правительства РД, имевших бюджет размером в 150 млрд рублей? Вместо них же эту работу пришлось выполнять общественникам.

Это при том, что структура администрации Главы РД, имеющая десятки управлений, отделов и секретариатов, функционал которых к тому же дублирует друг друга, просто впечатляет. А сколько же в ней персонала? И сколько народных денег потрачено зря? В ситуации, когда полмиллиона дагестанцев без работы и еще один миллион человек живет в бедности, о зарплатах сотрудников АГП лучше вовсе не упоминать.

У нас еще есть правительство Дагестана и Счетная палата, ГУП, ГКУ, ГБУ, муниципальные управления и отделы экономики, территориальные филиалы федеральных ведомства и др. Несмотря на все это систему стратегического планирования исполнительной власти и стратегического развития придется формировать заново.

Однако вернемся к заявленной врио Главы Дагестана Сергеем Меликовым Концепции-2025, а также к состоянию документов Стратегии-2035 РД.

Для Дагестана крайне важны новое видение его развития и соответствующий документ концептуального характера. Ранее подобные концепции, кстати, были приняты в Иркутской области (до 2020 года) и в Тюменской области (до 2020 года и на перспективу до 2030 года).

В настоящее время документы стратегического планирования субъекта федерации регламентирует федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) “О стратегическом планировании в Российской Федерации”.

В нем указываются следующие документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования на уровне субъекта Российской Федерации:

* Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период.

* Бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период.

* Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период.

Последний документ в свою очередь содержит:

  1. оценку достигнутого уровня социально-экономического развития субъекта РФ;
  2. оценку факторов и ограничений экономического роста субъекта РФ на среднесрочный период;
  3. направления социально-экономического развития субъекта РФ и целевые показатели одного или нескольких вариантов прогноза социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития;
  4. основные параметры государственных программ субъекта РФ;

4.1. прогноз баланса трудовых ресурсов субъекта Российской Федерации, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности;

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 18.07.2019 N 183-ФЗ)

5) иные положения, определенные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно последнему пункту Глава Дагестана вправе утвердить иную структуру Прогноза-2025, например, включить дополнительно разделы концептуального характера. Это могут быть приоритеты развития, основные направления взаимодействия с федеральным центром и структурных реформ, план по достижению экономического роста.

План мероприятий по реализации Прогноза-2025 может быть изложен в программе деятельности Правительства РД. Такая программа утверждена указом Главы Дагестана от 6 февраля 2019 года.

В случае принятия нового документа (Прогноз-2025 РД) программа Правительства может быть пересмотрена с соответствующим изменением горизонта.

Тем не менее, субъект РФ вправе принимать отдельные документы концептуального характера, не относящиеся к документам стратегического планирования. К примеру, в январе 2020 года Совет министров Крыма утвердил Концепцию развития государственно-частного партнерства в республике на 2020-2025 годы.

Стратегия-2035

В марте 2019 года СОПС Академии внешней торговли Минэкономразвития РФ приступил к выполнению соответствующей научно-исследовательской работы по теме «Подготовка научно-обоснованных предложений по разработке Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2035 года и Плана мероприятий по ее реализации» (договор с КРД от 11 марта 2019г №127 НИР\19). Эта работа в августе текущего года сдана заказчику. Но проекта Стратегии-2035 РД пока нет, поскольку его на основе НИР необходимо формировать самому правительству. Промежуточным результатом работы СОПС, проведенной совместно с министерствами и ведомствами РД и экспертным сообществом, можно считать утвержденные госпрограммы РД и стратегические проекты.

В целях формирования проекта Стратегии-2035 РД предстоит обновить Прогноза-2035 РД, так как представленный год назад документ по объективным причинам устарел. Также предстоит провести синхронизацию проекта Стратегии-2035 РД с Единым планом достижения национальных целей РФ до 2030 года, с новым экономическим курсом федерального центра и предложениями для экономического развития Дагестана, с проектом Стратегии-2035 СКФО, с новым видением социально-экономического развития Республики Дагестан, изложенным в Прогнозе-2025, который как минимум определяет первый этап Стратегии-2035 РД.

Кроме того, в проекте Стратегии-2035 РД необходимо учитывать готовящиеся Схему территориального планирования РД и мастер-плана Приморского туристского кластера, а также планируемую промышленную ОЭЗ на базе индустриального парка «Долина новых идей и технологий» в поселке Тюбе.

В связи с этим, работа по формированию проекта Стратегии-2035 РД отложена на первое полугодие 2021 года.

Инвестиционная стратегия

Общеизвестными являются проблемы низкой инвестиционной привлекательности Республики Дагестан и низкой инвестиционной активности, фактического отсутствия значимых внешних инвестиций. По части инвестиций субъект является аутсайдером большинства федеральных рейтингов. В то же время, по экономическому, и в особенности человеческому потенциалу Дагестан находится в середине списка регионов страны. Республика имеет также заметные позиции по ряду направлений, в частности, в АПК, транспортно-логистическом комплексе, образовательной сфере и т.д. Очевидно, что в текущих условиях перспективы социально-экономического развития республики во многом зависят от системы мер по повышению инвестиционной привлекательности и увеличению объемов инвестиций.

Поэтому для экономики республики сегодня приоритетом №1 является наличие инвестиционной стратегии, а также ее эффективная реализация. Разработка и реализация Инвестиционной стратегии позволит эффективно повысить конкурентоспособность региональной экономики. Только в случае привлечения серьезных объемов инвестиций удастся решить проблему занятости населения. Остался нерешенным огромный и наиважнейший пласт проблем в сфере земельно-имущественных отношений. Крайне актуально провести полную инвентаризацию, разграничение земель и формирование на их основе большого количества площадок и инвестиционных предложений, зачищенных от всякого рода аферистов.

В целях разработки Инвестиционной стратегии РД необходимо провести стратегический анализ территории, анализ отраслей и трудовых ресурсов (вплоть до составления балансов), оценку капитала развития и инвестиционный анализ. Также следует организовать сквозной анализ преференциальных территорий РД и всех реализуемых инвестиционных проектов с госучастием, господдержкой, госфинансированием, заново составив план преференций. Практическими задачами Инвестиционной стратегии является выход на инвестиционный план (портфель проектов), институты развития и каналы инвестирования. По сложности, масштабу и своей значимости для республики этот документ ничем не уступает Концепции-2025 и Стратегии-2035.

В качестве заключения можно добавить, что элементы перечисленных трех документов стратегического планирования и задачи стратегического развития являются высшими вызовами для Дагестана. Действующие администрация и правительство Дагестана, как показал предыдущий период их работы, не в состоянии ни подготовить такого уровня документы, ни тем более реализовать их. Текущее переформатирование системы власти и обновление кадрового состава может быть подчинено, прежде всего, решению этих задач, поскольку мы должны получить администрацию развития и дееспособное правительство».



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. ну да:

    В республике полная вакханалия,  для чиновника любого ранга, не действуют законы страны, они  их исполняют  так как им это выгодно, это порождает  коррупцию чиновничий безспридел. Наведётся ли порядок, нет никогда, положение может ухудшится,  хотя дальше некуда.  Причина абсолютно не работают контрольные и надзорные органы,  если даже они, что то делают, то это все не в интересах закона и государства.  Это тот случай, когда  все слились и спились. Нужно каждые 2 года срочно менять,  всех руководителей вплот до нач отделов  в  контрольных и надзорных органах,  жесточайшим образом пресекать любое нарушение закона чиновником любого ранга.  Можно было  написать оочень много фактов безобразия. ну нет смысла.