Председатель правительства Дагестана новый, но задача, по объективным причинам, — старая
0Эдуард Уразаев, политический обозреватель
Программное выступление Абдулпатаха Амирханова в качестве кандидата на должность Председателя Правительства РД перед депутатами на сессии Народного собрания РД, состоявшееся 11 декабря, и последовавшее назначение его на должность 14 декабря показало, что новое руководство республики пытается выстроить свою социально-экономическую политику, отличную от прежней, но вынуждено подчиниться влиянию текущих проблем и установленных законодательством бюрократических правил. Из чего это следует?
Программа на 2-3 года
Новый премьер-министр заявил, что «необходимо определить важнейшие задачи на ближайшие 2-3 года, решение которых поможет улучшить жизнь граждан республики и обеспечить устойчивый экономический рост. На этих задачах и будет сфокусирована наша деятельность». То есть знакомое уже выделение приоритетных направлений.
Но горизонт деятельности очерчен 2-3 годами, что говорит даже не о среднесрочной, а о краткосрочной программе деятельности правительства. И понятно почему.
Во-1-х, продолжается пандемия коронавируса, гуманитарные, политические и экономические последствия которой остаются непредсказуемыми, несмотря на начавшуюся вакцинацию населения.
Во-2-х, масштабы нанесенного пандемией социального и экономического урона стране и республике велики и восстановление даже прежних невысоких уровней развития представляется многими экспертами сложной задачей.
В-3-х, изношенность социальной и инженерной инфраструктуры потребует значительных финансовых и организационных затрат, снижая при ограниченном бюджете возможности государственных инвестиций.
Поэтому придётся в основном заниматься текущими и наиболее кричащими проблемами.
Задачи известные
Абдулпатах Амирханов указал на необходимость первоочередного решения проблем обеспечения безопасности граждан в условиях пандемии, связанных со сроками получения результатов тестирования, лекарственным обеспечением, информированием населения, а также пообещал заняться вопросами качества и доступности медицинской помощи, особенно по онкологии, сердечно-сосудистым заболеваниям и младенческой смертности. Что вполне ожидаемо при высоком уровне тревожности общества и о чём было заявлено Сергеем Меликовым на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным при его назначении врио главы Дагестана 3 октября.
Остальные задачи правительства республики, обозначенные Амирхановым, повторяли в основном тезисы, которые дагестанцы неоднократно слышали от прежних руководителей региона. Например, о необходимости обеспечения доступности дошкольного образования, ликвидации трёхсменного обучения в школах, организации горячего питания учеников младших классов.
Кроме того, были обозначены известные задачи и барьеры в создании благоприятного инвестиционного климата, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительства, энергетики, экологии, в преодолении «незавершёнки», в решении проблем ЖКХ и дорожного хозяйства, что обусловлено их актуальностью и важностью.
Депутаты Народного собрания РД в своих вопросах к Амирханову о диспропорции в обеспеченности муниципалитетов объектами социальной инфраструктуры, деградации земель отгонного животноводства в Ногайском районе и планах привлечения частных инвесторов в создание детских садов, также отразили хорошо известные темы.
И задачи неизвестные
Но мало было сказано Амирхановым о механизмах решения перечисленных проблем. Так, Председатель Правительства РД упомянул о планах по организации промышленно-производственных особых экономических зон, инвестиционных площадок и индустриальных парков. Но это делалось и ранее, хотя и со скромным успехом.
Зато не прозвучало идей по налоговой политике, структуре органов исполнительной власти и проектах под названием «Мой Дагестан». Не было обещаний привлечь большие инвестиции, что мы слышали от некоторых прежних руководителей региона. И это, вероятно, отражает реализм подходов врио главы Дагестана и нового премьер-министра.
Новым же можно считать прямое или косвенное признание Амирхановым проблем некачественного планирования и реализации госпрограмм, их синхронизации с национальными проектами, неумения организовать своевременное освоение бюджетных средств, неэффективного управления и распоряжения земельными участками, достоверности информации об обеспеченности городов социальной инженерной инфраструктурой. Эти проблемы относятся к управленческим, их простым усилением административного давления на нижестоящих чиновников не решить.
Необходимо привлечение квалифицированных специалистов и создания условий для критического анализа предложений и программ как внутри чиновного аппарата, так и с экспертным сообществом.
Однако при экс-главах РД Рамазане Абдулатипове и Владимире Васильеве в республике сложилась избыточно централизованная и полузакрытая система управления, которая обеспечивала позитивные сдвиги по отдельным направлениям, но хромала по большинству других.
Итого
Учитывая напряжённую социально-экономическую и пандемическую ситуацию в стране и республике, новому руководству Дагестана не позавидуешь. Поэтому их желание исправлять ошибки, опираться на достоверную информацию и выстраивать реалистичные планы, а также совершенствовать систему управления понятны и логичны.
Но «дьявол кроится в деталях»! Поэтому подождём как конкретно будут решаться проблемы и формироваться кадры. Это произойдёт в ближайшие недели и тогда картина прояснится.
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях: