Под прицелом мирового кризиса: Дагестан в ожидании Послания Владимира Васильева
0Готовность российской экономики к последствиям мирового кризиса, а также возможные последствия для экономики республики РИА «Дербент» обсудило в интервью с экономистом Маиром Пашаевым. Собеседник агентства, в частности, отметил необходимость реформ, которые воплощать в жизнь, по-видимому, придется существенно обновленному составу кабмина. Об этом и не только читайте в нижеизложенном интервью.
– Происходящее на мировых рынках, это начало кризиса или временные скачки?
– Как всем известно, распространение коронавируса спровоцировало начало кризиса в мировой экономике. Прежде всего, по причине снижения потребления, а некоторые рынки, в частности рынки услуг, туризма, обвалились. Мы уже видим пустые стадионы, аэропорты, улицы некоторых больших городов опустели. Отменяются практически все крупные мероприятия. Серьезно пострадают экономики тех стран, у которых ВВП фактически на 3\4 или даже более складывается за счет рынка услуг.
– Насколько драматична ситуация для российской экономики в связи с резкими колебаниями стоимости нефти и валют?
– Валютные колебания и скачки результат зависимости мировой экономики от нефтегазового рынка. Как только упали цены на нефть, стоило ожидать турбулентности и на валютных рынках. Хотя, как говорят, рубль отвязался от нефти: нефтегазовые цены начали снижаться еще в четвертом квартале 2019 года, котировки российских бирж с середины февраля, а курс рубля к мировым валютам в этот период практически не менялся. На этой неделе нефть и биржи показали снижение еще на треть, но курс рубля снизился только на 12%. Такие снижения означают уход капитала с российского рынка. Кроме того, пострадают как минимум несколько миллионов граждан, которые напрямую связаны с фондовым рынком и валютными операциями. Не лучше ситуация и на фондовых рынках США: снижение котировок более чем 25% за последний месяц! А вчера торги были вовсе приостановлены. Напомню: это крупнейший обвал с 1987 года, а последние 10 лет биржевые котировки США только росли.
Дешевый рубль хорошо для российского правительства и экспорта, стимулирует внутреннее производство, повышает конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем рынке. Оптимистичный прогноз на ближайшие недели – нефть в коридоре 40-45 долл\баррель, рубль к доллару 70-72. Соотношения валют складываются по многим факторам, включая мощность национальной экономики, внешний и внутренний долги. Российская экономика по размеру не такая большая, чтобы прямо конкурировать с экономиками более развитых стран. Хотя есть сегменты, где Россия конкурентоспособна на глобальных рынках и более того, как видим, может навязывать свои правила. Главное, чтобы не было резких скачков в ту или иную сторону – их нет, сегодня 13 марта, мы уже наблюдаем стабилизацию на бирже. И вряд ли стоило ожидать: рубль к своей общей массе самая обеспеченная и стабильная в мире валюта. Золотовалютные резервы РФ на 01.03.2020 – 570 млрд. долларов, и это не все накопления – еще порядка 30-35 трлн. рублей накоплены на счетах минфина, госбанков и госкорпораций.
Дешевая нефть стимулирует рост мировой экономики. Прежде всего, поможет восстановлению китайской экономики, которая пострадала больше всех и потянула вниз мировую экономику. Причем, 25-30 долларов и есть справедливая цена рынка за бочку нефти, что свыше, спекулятивная наценка посредников. По заявлениям российских властей, они в состоянии обеспечить стабильность национальной экономики при таком уровне цен достаточно продолжительное время. Российский бюджет сформирован из расчета 42 долл\баррель. В случае сохранения низких цен, правительство планирует за счет средств Фонда национального благосостояния (10 трлн руб.) покрыть выпадающие доходы и выполнить все взятые социальные обязательства.
– В продолжение этой темы, нельзя не затронуть вопрос состояния и перспектив дагестанской экономики. В частности, структурных реформ экономики, о проведении которых много говорят как на федеральном, так и на региональном уровнях. Как они протекают в Дагестане?
– Структурные реформы актуальны, назрели, но не могут быть спонтанными. Мы представили в правительство проект Концепции структурных реформ в сфере экономики. Есть несколько вариантов ее актуализации и это предмет широкого обсуждения в правительстве, в обществе, включая экспертные круги. И как результат, на выходе, следует ожидать правительственную Программу структурных реформ. Такого рода документ мог бы стать серьезным тактическим инструментом антикризисного характера. В ситуации кризиса необходимы более гибкие и в то же время эффективные действия правительства: есть опасность, что дагестанская экономика в текущем году начнет серьезно проседать, может пострадать и бюджет.
Вполне возможно, нам предстоит реализовать мобилизационный проект – насколько мы видим, процессы такого характера уже начались на федеральном уровне. С учетом переформатирования федерального правительства и изменений в экономической политике, предстоящих структурных реформ, тем более наступает неопределенность. Надвигающийся экономический кризис – тоже неопределенность, новая турбулентность. Меняются рынки, продукты, меняется потребление, логистика, технологии бизнеса, даже целые отрасли, появляются новые сегменты. В Дагестане традиционно сильная инерция старого уклада экономики и новации приживаются с трудом.
Поколение управленцев, знающее, что такое мобилизация и имеющее ее практический опыт, уходит. А приходит поколение, которое не имеет даже теоретические представления о мобилизации и вряд ли к ней готовы на деле по своим морально-психологическим качествам. Хотя в данном случае речь не идет о мобилизации в ее традиционном военно-экономическом значении. Подразумевается концентрация ресурсов, капитала развития и человеческого капитала для решения проблем и достижения поставленных социально-экономических задач.
Вслед за мобилизацией, задачи более высокого порядка, например, реализация в Дагестане модернизационного проекта, широкая реализации стратегических проектов развития. Некоторые процессы модернизации уже проходят в соответствие с нацпроектами, определенные сегменты, проекты заложены в проекте Стратегии-2035. Два стратегических проекта утверждены – правительственная программа по Дербенту и проект Самурского энергетического кластера. Но в таком крупном регионе, как Дагестан, должно быть десятки стратегических проектов развития.
– Насколько вовлечены в процессы переформатирования экономики предпринимательство, бизнес круги?
– Требуется модернизация и в сфере предпринимательства, бизнеса – планировать, проектировать, стимулировать рыночный сегмент экономики, задача правительства. У нас торговля, которая обеспечивает 27% республиканского ВРП, а с учетом теневой части и вовсе занимает половину экономики, никак не планируется, не проектируется. Проблемы предпринимательства, бизнеса отражение общей неблагоприятной ситуации в экономике Дагестана, низкой эффективности и низкой конкурентоспособности бизнеса. Решать их точечно, фрагментарно, в отрыве от системных изменений и структурных реформ, практически невозможно – проблемы предпринимательского сегмента накопились и исходят, прежде всего, из других сфер и сегментов экономики. Предприниматели больше видят следствия и многое, что они требуют, практически невозможно решить на их уровне.
В Дагестане слабо внедрены инструменты корпоративного бизнеса: стратегического менеджмента, инвестиционного менеджмента, управления проектами, операционного управления, маркетинга и др. Крупные действующие предприятия не загружены, в лучшем случае, загруженность на уровне 10-15% мощностей. В то же время созданы несколько новых инвестиционных площадок и реализуются десятки новых проектов. Это хорошо, но должны ведь, прежде всего, применяться интенсивные методы. В мире давно практикуются технологии перепрофилирования действующих производств, автоматизации, роботизации, кратного роста бизнеса, а все больше рабочих мест создаются в социальной и некоммерческой сферах.
– В марте исполнится год с момента заключения договора на разработку Стратегии-2035. Насколько власти продвинулись в формировании столь важного документа и насколько документы долгосрочного стратегического планирования актуальны?
– Долгосрочные стратегии помогают выбрать правильный вектор развития, снижать неопределенность и эффективно управлять ресурсами. Проект Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2035 года готовит группа разработчиков во главе с руководителем СОПС при Академии внешней торговли Д.Землянским. Конечно, с участием республиканской власти. Насколько мне известно, группа выходит на первый проект документа, который скоро представят на Совет при Главе Дагестана, а после документ планируют разместить на сайт минэкономразвития для публичного обсуждения. Мы несколько раз обсуждали промежуточные варианты Стратегии и свои замечания, предложения, проекты внесли. Работа продолжится после публичного обсуждения, думаю, не без учета новых реалий текущей кризисной ситуации.
Что касается реализации Стратегии, рисков не реализации или неэффективной реализации, как в случае с Стратегией-2025. Необходимо понимание, что прежнюю экономику уже не вернуть, дважды в одну реку не войти – мир меняется стремительно, на наших глазах происходят изменения фундаментального характера. В связи с этим, хочу обратить внимание правительства Дагестана на несколько принципиальных момента: а) прежних высоких темпов роста уже не достичь, развитие важнее, чем рост, и достижение роста через развитие более правильное поведение правительства – в этом плане экономическая политика правительства Дагестана и подходы по финансированию в последние два года меняются в правильном направлении – уже нет безудержной гонки за ростом, как в прошлые годы; и что в проекте Стратегии-2035 основное внимание уделено развитию – это правильная стратегическая линия. б) Дагестан технологически отстал – в мировой ренте все больше доля инновационной ренты, крупнейшие компании мира это передовые в технологическом плане инновационные компании, конкурировать без инновационной составляющей, все сложнее. Соответственно, и в Стратегии-2035 необходимы сегменты инновационной экономики. в) актуальны и другие отдельные документы стратегического планирования РД на среднесрочный период, такие как Инвестиционная стратегия, Программа кластерного развития, Программа маркетинга территории, также институты развития – конкуренция регионов страны в кризис только усиливается.
– Уходящая неделя ознаменовалась рядом кадровых решений в дагестанском правительстве. Что происходит: точечное усиление или латание дыр?
– Правительство В.Васильева сформировано два года назад. Со временем задачи менялись, а объем работы только возрастал. Критика в адрес исполнительной власти со стороны Главы Дагестана в принципе не нова, и это нормально, но чувствуется, теперь он не совсем доволен результатами. Проявились конкретные проблемные сегменты власти, включая муниципалитеты. Видимо, и председатель правительства А.Здунов понимает, что остались проблемные участки: некоторые правительственные центры компетенций и решений явно не успевают, а объем предстоящей работы существенно увеличивается.
Теперь на повестке новые вызовы. Кардинальное переформатирование федерального правительства и последовавшие структурные реформы, вкупе с предстоящей конституционной реформой, новыми задачами по нацпроектам, вдобавок, начавшиеся кризисные явления в мировой и российской экономике, могут застать дагестанское правительство врасплох. Вероятно, дагестанское правительство на пороге серьезных системных и кадровых перемен. Административная реформа в Дагестане 2006 года оказалась крайне неудачной и фактически лишила правительство самостоятельности и широких полномочий. Нужно восстановить права правительства.
– Отдельно следует поговорить о только назначенном вице-премьере по строительству Инсафу Хайруллине. В очередной раз на руководящую должность в Дагестане назначен варяг. Но насколько обосновано введение новой должности и под силу ли Хайруллину решить многочисленные проблемы отрасли?
– Тема назначений специалистов со стороны крайне щепетильная и следует отметить: не все приглашенные со стороны специалисты проявили себя как эффективные менеджеры. Но в Дагестане на самом деле по некоторым направлениям нехватка специалистов. Хотя строительная отрасль в республике достаточно развита, с момента анонсирования вами назначения вице-премьера по строительству 26 февраля до назначения И.Хайрулина, за неделю дагестанцы не только не предложили конкретные кандидатуры на должность, но даже не назвали имена.
Могу привести другие примеры: в нескольких близких мне направлениях экономического развития острейший дефицит специалистов. В сфере стратегического планирования, проектирования, маркетинга, проектно-инвестиционной деятельности – в целом, проблема развития Дагестана, прежде всего, в нехватке специалистов и качественных институтов развития. Поэтому и складывается парадоксальная ситуация – денег достаточно, а освоить их некому, и развития нет.
Оснований для введения должности вице-премьера по строительству в дагестанском правительстве достаточно. Накопленные за последние три десятилетия проблемы хаотичной жилищной застройки городов, нарушения законов, правил землепользования, норм градостроительства, СНиП и незаконного строительства столь масштабны, что все попытки наведения порядка, ощутимый результат не принесли. Пока все заканчивается банальным запретом на новое строительство, что тормозит отрасль.
В региональном реестре числятся 410 самостроев, построенных с нарушением норм градостроительства. Огромное количество объектов, построенных с многочисленными нарушениями, в береговой зоне Каспийского моря. О проблеме очистных сооружений в городах республики знают все. Отдельная тема – долгострой, в Дагестане выявлены 2166 объектов незавершенного строительства. Хотя строится немало жилья, проблема обеспечения дагестанцев доступным и комфортным жильем по-прежнему актуальна. Опыт реализации программы переселения из ветхого и аварийного жилья показал низкую эффективность республиканских ведомств и местных властей при решении масштабных задач в сфере строительства.
На очереди реализация нацпроектов «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». То есть, в сфере строительства наступает стратегически важный момент, который требует наличие центра компетенций и решений в статусе вице-премьера республиканского правительства. Справится И.Хайруллин или нет, вопрос к руководству республики: без их помощи точно не справится.
– В этой связи уместно вспомнить: в республике два года подряд не могут освоить бюджет. Есть ли уверенность, что с увеличением задач и объема бюджета, ситуация не повторится и по результатам года текущего? И будут ли в конечном итоге приняты жесткие решения?
– Должны быть приняты. Не освоение бюджета недопустимо и никаких оправданий этому быть не может. Озвученная публично позиция В.Васильева понятна: чем освоить средства никак, в никуда, лучше их сберечь. С точки зрения закона он прав. Здесь намек на то, что в предыдущие годы значительные бюджетные суммы чиновники воровали, присваивали, а теперь есть вероятность вернуть деньги из центра. Объяснение республиканского правительства – идет серьезное переформатирование правительственных подходов к формированию и расходованию бюджета, увеличились объемы бюджетов, изменены регламенты, ужесточены правила землепользования, повышены требования к проектно-сметной документации и много других объективных факторов. На крайне низком уровне подготовка планов земельных участков, проектно-сметной документации, организация строительных работ. Все это имеет место быть. Из субъективных причин, опять-таки, слабый кадровый состав исполнительной власти и всем известные проблемы в сфере закупок, реализации тендеров, коррупционные проявления.
– На одном из недавних совещаний Владимир Васильев обещал отставку глав районов. И теперь, отставки начались. Связано ли это с отсутствием прогресса экономики муниципалитетов, сохраняющимся высоким уровнем дотационности бюджетов? Могут ли в принципе проблемы экономики на муниципальном уровне со сменой глав, решаться более эффективно?
– Отставки были прогнозируемы. Но вряд ли проблемы только в слабой экономике муниципалитетов или дотационности бюджетов. Пока я не вижу серьезного внимания к потенциалу, экономическому развитию муниципалитетов, включая их стратегии долгосрочного развития, инвестиционную составляющую, эффективное освоение земельного фонда, использование человеческого капитала. Требуют увеличить собираемость налогов – ну и ладно, худо-бедно справляются, используя эффект низкой базы.
Состав глав муниципалитетов в основном формировался в предыдущие 15-20 лет. В последние годы кандидаты проходят через процедуру конкурсной комиссии и население никак не влияет на выбор глав муниципалитетов. В то же время, практически ни один из глав не может быть назван, условно говоря, «человеком Васильева». Соответственно, это не могло его не раздражать. Насколько при В.Васильеве процесс смены глав муниципалитетов зайдет далеко? Пока прогнозы не совсем в пользу тотальной смены – по большому счету, некем менять, с другой стороны, и желающих примерить на себе рискованный груз, все меньше. В соответствие с конституционной реформой в стране формируется единая система публичной власти – вольные хлеба для муниципалов заканчиваются.
Реформы муниципальной власти уже начаты. Президент России утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления, прошедшего 30 января 2020 года. Глава государства поручил Правительству Российской Федерации в срок до 1 октября 2021 года представить проект основ государственной политики Российской Федерации в области развития местного самоуправления до 2030 года. До 1 мая 2020 года Правительству поручено подготовить предложения по созданию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях координационных органов (штабов). Цель штабов – обеспечить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, в том числе в рамках реализации национальных проектов, а также государственных и муниципальных программ.
До 1 сентября 2020 года Правительство разработает методические рекомендации по организации участия органов местного самоуправления в реализации региональных проектов для обеспечения достижения целевых показателей соответствующих национальных проектов. Президент страны поручил Правительству в срок до 1 декабря 2020 г. внести изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие создание единой информационной аналитической системы мониторинга реализации национальных проектов на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и её интеграцию с соответствующими государственными и ведомственными информационными системами.
– Обобщая картину, как Вы оцениваете итоги работы новой команды управленцев: сумели ли они за два года изменить ситуацию?
– В качестве широкой и обоснованной оценки деятельности новой команды, результатов и проблем, было бы правильно подождать Послание Главы Дагестана Народному собранию. Экспертная группа, в свою очередь, планирует в апреле аналитический доклад по экономическим итогам за период 2018-2019 годов.
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях: