Обоснован ли оптимизм полпреда Президента РФ Александра Матовникова?

0

Фото: http://skfo.gov.ru/

Эдуард Уразаев, политический обозреватель

Проведение 5-6 декабря в Махачкале форума СМИ “Медиавстреча на Северном Кавказе” включало, как и на предыдущих форумах, мастер-классы московских журналистов и медиаменеджеров, а также пресс-конференцию руководства Северо-Кавказского федерального округа и глав субъектов РФ СКФО. Участники мероприятий, в меру своей активности и регламента, получили полезные сведения и навыки.
Однако форум сопровождался и несколькими скандальными эпизодами, которые отразили сложность политического момента.

СМИ опасны для начальства?

Во-1-х, в отличие от прежних форумов СМИ СКФО, он был организован в режиме секретности и о нём стало известно лишь в день начала мероприятия. Тогда как прежние форумы широко анонсировались и в процессе подготовки к ним организовывались конкурсы работ журналистов и СМИ.

Во-2-х, стало известно, что со ссылкой на охрану не допустили участия журналистов из негосударственных изданий, не смотря на неоднократные заявления о победе над терроризмом и безопасности в регионе, в том числе на пресс-конференции в рамках форума из уст полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Матовникова и Главы Дагестана Владимира Васильева. Оба факта вызвали общественный резонанс и недоумение.

Объяснение же этому следует искать в опасениях организаторов форума того, что руководителям субъектов РФ СКФО могут быть заданы неожиданные или неприятные вопросы, связанные с проблемами уборки мусора, кадровой политики, состояния ЖКХ, падения темпов роста в промышленности и строительстве, освоения бюджетных инвестиций в срок и т. д. Пример тому, к сожалению, подают некоторые федеральные чиновники, которые перешли от объективного информирования о своей работе и о реальной ситуации, а также реагирования на острые проблемы, исключительно к рекламе и пропаганде своих успехов.

Достигается такой режим воздействия путём тотальной мобилизации государственных и муниципальных СМИ, а также ограничениями в доступе к информации и общению журналистов негосударственных СМИ с должностными лицами. Тогда как почти все главы субъектов РФ способны дать внятные ответы на любые вопросы, что вызвало бы к ним симпатии и интерес общества.

В русле такого подхода полпред Президента РФ в СКФО Александр Матовников, касаясь реализации нацпроектов, заявил журналистам на форуме, что “участие не должно ограничиваться рассказами о том, что сделано” и “картина будет неполной, если замалчиваются проблемы”, а также, что “органам власти необходима «обратная связь» с населением”. Но правильные слова о роли журналистов также разошлись с закрытостью подготовки форума и недопуском представителей негосударственных СМИ. Это можно объяснить либо нестыковками в бюрократической системе, либо пониманием значимости СМИ лишь как трансляторов информации госорганов и сообщений об отдельных недостатках.

В обоих случаях последствия для общественного мнения о властях негативные. Однако стремясь быть объективным и отвечать на острые вопросы, Матовников, на заседание совета при полномочном представителе, посвящённом в основном исполнению федеральных и региональных проектов в рамках реализации национальных проектов, откровенно сообщил, что “на конец ноября кассовое исполнение составило более 60%”.

Оптимизм на 89-100%

Понятно, что 61-65% исполнения на конец 11-го месяца выглядят весьма тревожно, поскольку за один месяц надо освоить более 1/3 от годовых бюджетных инвестиций, составляющих, как сообщил Матовников, более 68 млрд рублей, из которых 63 – это средства федерального бюджета. В 2019 году в рамках нацпроектов в СКФО реализуется 326 региональных проектов, в которые, в частности, включены строительство, реконструкция и ремонт более 1200 объектов на общую сумму свыше 45 млрд рублей.

Не смотря на короткие сроки для реализации нацпректов, полпред Президента РФ заявил, что «существенные риски и угрозы невыполнения работ в установленные сроки и недостижения целевых показателей в большинстве субъектов округа не выявлены». Однако на сайте полпредства, вместо информации о “более 60%” и отсутствии существенных рисков, появилась фраза, что мол “по итогам года уровень кассового исполнения бюджетов проектов по субъектам округа составит от 89 до 100 процентов”.

Эти информации не противоречат друг другу, так как в первом случае речь о факте и оценке, а во втором – о прогнозе. Однако такой “фокус-мокус”, вероятно, связан с желанием смягчить тревогу и сохранить позитивный характер информации.

Основанием для оптимизма у Матовникова, согласно пресс-релизу аппарата полпреда Президента РФ, является то, что “в регионах проводится анализ и принимаются меры для того, чтобы минимизировать риски недостижения отдельных целевых показателей 2019 года”. А на пресс-конференции полпред заявил: «Мы, конечно, в начале пути, еще многое надо сделать, где-то были ошибки, но в целом тенденция позитивная, однозначно – мы движемся вперед».
Риски же невыполнения планов по нацпроектам до конца 2019 года, как сообщила пресс-служба главы РД, аналогичные во всех регионах СКФО. Так, власти сталкиваются с несоответствием федеральных нормативов размеров отводимых под школы территорий горным условиям, с проблемами оформления земельных участков под планируемые объекты, проведения коммуникаций к ним из-за уплотнённой застройки, недостатка средств для разработки проектно-сметной документации, коррупции и бюрократизма.

В связи с этим предложено “создать координационный совет, который позволит оперативно решать возникающие у регионов вопросы в части реализации национальных и государственных проектов”. Но аналогичные структуры уже созданы на правительственном общероссийском уровне.

Важнее индивидуальный подход или финансовая дисциплина?

В Дагестане же, как сообщало РИА “Дербент”, вопрос о своевременном и полном освоении бюджетных средств возник по итогам 2018 года. Неосвоение якобы более 10 млрд рублей стало поводом для критики руководства республики со стороны некоторых экспертов и журналистов. Запоздалые и неполные разъяснения главы и руководства правительства РД о неосвоении гораздо меньшей суммы и переносе средств в бюджет 2019 года не развеяли сомнения.
Озвученная в конце сентября информация Счётной палаты РД о рисках освоения бюджетных инвестиций вызвала беспокойство и депутатов Народного собрания РД. В парламенте организовали 25 октября круглый стол на тему «Актуальные проблемы, возникающие в ходе исполнения республиканского бюджета Республики Дагестан по итогам 9 месяцев 2019 года и возможных рисках исполнения бюджета текущего года» с участием членов правительства, руководителей территориальных федеральных и республиканских органов исполнительной власти, глав муниципальных образований, представителей общественных организаций и экспертного сообщества.

Как выявилось из выступлений участников круглого стола, тревога депутатов оказалась небезосновательной, но задержки в исполнении проектов имеют ряд объективных причин. Например, “при возобновлении работ по строительству начатых в 2003-2013 годах объектов возникла необходимость в актуализации их проектно- сметной документации в соответствии с действующими федеральными сметными нормативами, которые не учитывают региональные различия (климатические, географические, сейсмические и др.)”. Говорили также, что “проекты, предусмотренные и рекомендованные министерством строительства РФ, не совсем подходят под условия малоземельной республики. До сих пор для строительства 13 объектов в муниципалитетах не нашлось нужного количества гектаров земли. Кроме того, проекты требуют корректировки с учетом местных условий и рельефа, на экспертизу и согласование проектов уходит много времени”.

Поспорили и о проблемах подготовки проектно-сметной документации на инвестиционные проекты, связанные с недостатком проектных организаций и качеством их работы, и о достаточности мощностей строительных предприятий. Председатель «Гильдии строителей СКФО» Али Шахбанов, с одной стороны, сообщил, что строительные предприятия из Дагестана заключили контрактов на выполнение работ за пределами республики на 37 млрд рублей, из которых уже освоены 20 млрд, а с другой стороны, призвал обратить внимание Правительства на то, что строительный комплекс в республике не развивается, не хватает кадров, стройматериалов, низкие расценки строительных работ вынуждают подрядные организации заключать контракты за пределами республики. В то же время вице-премьер правительства РД Владимир Лемешко заверил собравшихся, что размещение госзаказов и подписание контрактов, которые планируется заключать через Минобороны РФ, будет осуществляться с дагестанскими строителями.

Вместе с тем, прозвучали упрёки в адрес правительства РД за опоздания в принятии постановления по использованию бюджетных средств и в адрес муниципальных органов – за недостаточную активность в подготовке проектно-сметной документации.
Как “ложка мёда” прозвучал на круглом столе доклад Министра транспорта и дорожного хозяйства РД Ширухана Гаджимурадова, который заявил, что рисков неосвоения 11,440 млрд рублей для реализации госпрограммы «Развитие территориальных автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения Республики Дагестан» за 2019 год», не смотря на отставание в её реализации в кассовом исполнении, нет. При том, что такого объёма расходов на автодороги в республиканских бюджетах ещё не было.

Но вопросы о финансовых нарушениях при исполнении республиканского бюджета, в том числе, касающиеся реализации национальных проектов, которые появились в ходе взаимных претензий руководства Дагестана и управления федерального казначейства РД, на круглом столе не обсуждались. Об основных перипетиях выплеснувшегося в СМИ и интернет недовольства друг другом РИА “Дербент” уже сообщало.

Если кратко, то Глава и депутаты Народного собрания РД, на основании жалоб о проволочках в финансировании предприятий и организаций заподозрили УФК по РД в коррупции и поставили перед Минфином РФ вопрос о смене руководителя управления Сайгидгусейна Магомедова на другого человека. В ответ газета “Новое дело” опубликовало материалы проверок исполнения бюджета министерствами республики и связало претензии Васильева к Магомедову с недовольством их результатами, в которых фигурируют нарушения на десятки миллиардов рублей.

Судя по некоторым признакам, со стороны казначейства при формальной правоте проявлялась чрезмерная придирчивость и попытки фиксировать даже мелкие нарушения финансовой дисциплины. А со стороны руководства РД не было должной реакции и попытки договориться.
После знаковой встречи Владимира Путина с Владимиром Васильевым 20 ноября и симптоматического появления Сайгидгусейна Магомедова на сессии Народного собрания РД 28 ноября, на вышеупомянутом заседании совета под председательством Матовникова Глава Дагестана отметил, что одной из проблем в реализации нацпроектов является “система контроля, которую надо обсудить”. По его мнению, “для повышения эффективности работы нужен индивидуальный подход”. Понятно, что Глава Дагестана намекал на казначейство, но аналогичные проблемы, как выяснилось в ходе обсуждения, имеют место и других регионах. И это, с одной стороны, отражает неэффективность управления, вызванную, в том числе, излишней бюрократическими требованиями и соответствующими возможностями для регулирования процессов.

С другой стороны, отсутствие внешнего контроля создаёт условия для коррупционных действий. И достаточно ли будет “индивидуального подхода”, ассоциирующегося с избирательностью и лояльностью при проверках деятельности дагестанских органов власти, предприятий и учреждений, для эффективности работы, – неясно.

Итого

На пресс-конференции в рамках форума СМИ Владимир Васильев напомнил, что «на одном из совещаний Президент страны Владимир Путин отметил, что задача не в том, чтобы просто освоить средства, главное – это то, что в результате увидят люди». Косвенным признаком того, что в случае неосвоения до конца 2019 года бюджетных средств каких-либо мер ответственности по отношению к руководству не будет, а выделенные средства переведут в республиканский бюджет 2020 года, можно считать и следующие слова главы Дагестана: “Я недавно отчитывался перед Президентом, в части увеличения продолжительности жизни я признался, что мы не решим вопрос в ближайшее время”.

Судя также по тому, что аналогичные проблемы с реализацией нацпроектов наблюдаются по всей стране, а также признание на уровне Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева частичной вины федеральных органов власти, можно ожидать, что ужесточение ответственности чиновников всех уровней произойдёт уже по итогам 2020 года. Это относится и к Дагестану.
На этом зиждется также оптимизм Алексаднра Матовникова. Хотя давить “сверху” на чиновников по поводу нацпроектов будут сильно.



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *