Не азербайджанцы, а тюрки. Кто и зачем предлагает вернуться к исконному самоназванию?

6

В Азербайджанской Республике (АР) вновь поднимается старая дискуссия о целесообразности тюркоязычное население страны называть азербайджанцами. На этот раз тему актуализировал Сабит Багиров, экс-президент Государственной нефтяной компании АР.

Багиров выступил с предложением заменить название народа «азербайджанцы» на «тюрки», тем самым будет по его словам восстановлена историческая справедливость, нарушенная сталинской национальной политикой. Более подробно высказался об этом Мубариз Гоюшлю, возглавляющий общественное объединение «Современное развитие», который является сторонником написания в паспортах национальности граждан АР. «Пусть вместо «азербайджанец» там будет написано «тюрк», «талыш», «лезгин» и др.», – предлагает он. Появление подобного материала на ресурсе «Мультикультуральный Азербайджан» (multikultural.az), функционирующем при финансовой поддержке Минкультуры АР говорит о многом.

Возможно, в настоящий момент изучается возможность изменения государственной идеологии АР или этого желают определенные политические силы на самом верху руководства страны. Политический режим АР наследовал концепцию, утвержденную в советское время. Точнее это была сталинская политика, с которой Багиров и призывает покончить. Согласно ей тюркоязычное население Восточного Кавказа получило новое наименование – азербайджанцы. Под таким названием, начиная с переписи 1939 года, они и стали учитываться.

Для утверждения новой социалистической нации искусственно создавалось новая история, в которой показывалась ее непосредственная связь с наследием более отдаленных эпох, еще до прихода на Кавказ тюрок-огузов. Одним из ярких символов азербайджанской нации стал персидский поэт Низами. Это произошло 1938 году, когда развернулась государственная компания по превращению его в азербайджанского поэта, о чем, в частности, упоминается в исследованиях Виктора Шнирельмана.

Таким образом, отход от действующей концепции чреват пересмотром огромного символического ряда, ставшего фундаментом национального самосознания многих азербайджанцев, в котором наряду с Низами находится и Бабек и другие яркие исторические личности. А также отказом от восприятия древних государств, таких, как, Манна, Кавказская Албания, Мидия в качестве азербайджанских политических образований. Возможно, что сторонники тюркской идентичности современных азербайджанцев не собираются идти так далеко, представив то, что раньше называлось азербайджанским, теперь уже тюркским.

Впрочем, и до этого для обоснования связи дотюркского (и доогузского) населения Восточного Закавказья и Северо-восточной части Ирана и их культурного наследия с нынешними азербайджанцами показывалась их якобы тюркское происхождение. Тем не менее, время от времени в интернете появляются материалы, авторы которых призывают своих соплеменников отказаться от иноэтничного наследия, сделав фундаментом национальной идеологии военно-политические достижения тюрок-завоевателей.

Настаивая на смене этнонима, азербайджанские интеллектуалы, однако, не отказываются от азербайджанства как такового. Они оставляют за ним обозначение гражданства, объединяющего тюрок и все остальные народы республики. В материале упоминаются два самых многочисленных из них – талыши и лезгины.

Такой подход мог бы покончить с путаницей, из-за которой в настоящее время бывает непонятно, идет ли речь о гражданах АР, или же о народе, который в советское время получил обозначение азербайджанцы. На самом деле такая путаница нередко носит целенаправленный характер, благодаря чему оба понятия сливаются в одно, что активно используется для дополнительного ускорения ассимиляционных процессов в АР.

Но в таком случае неизбежно актуализируются вопросы о месте других народов в АР, представленности их в правовом поле государства, и даже политической субъектности, не говоря об обеспечении права на пользование национальными языками, сохранении родной культуры. Шесть лет назад национальный вопрос в АР был поднят оппозиционной партией «Мусават», пусть и под специфическим углом. Тем не менее, автор публикации Ядигар Садыгов отметил в ней: «невозможно создать свободный и процветающий Азербайджан, если граждане нетюркского происхождения, число которых по приблизительным оценкам около 1,5 миллиона, будут лишены национальных прав и свобод».

Теперь необходимость изменений национальной политики вызревает в недрах провластных структур. Все это говорит не только о росте актуальности национального вопроса, но и о том, что его становится все сложнее игнорировать. Особенно это касается проблем, народов разделенных госграницей (лезгины, талыши, аварцы, цахуры, рутульцы и др.), которые уже давно вошли в международную повестку. Создатели ресурса «Мультикультуральный Азербайджан» должны чувствовать это особенно сильно, да и название обязывает.

Амиль Саркаров



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Легбар:

    Спасибо что не забываете Туркмению . Вы забыли ещё упо -мянут про академика Одекова который доказывал что в основу современной цивилизации лежит туркменский язык . Вы великий человек что столько лет в себе держали эту не справедливость.туркмены  около 800 лет ,евреи ещё больше  терпели А то что ржали и топтали туркмены привыкшие ржанию и топтанию кобылиц .вас теребит что в таком положении  храним свою память , язык свой .для многих ещё большая трагедия у нас малые но древние народы начали изучать свои языки .возрождается единства Дагестана .  Спасибо за совет . Аллах Един .и вам советую не забывать об этом. С уважением

     

     

     

  2. Для мыслителя "ЛЕГБАР":

    В начале 90-х "великий туркменская историческая наука" официально заявила три научных постулата:

    1. Акуппация иностранными госудаствами "великого туркменистана" проходила с 1230 года (начала монголо-татарского нашествия) до 1991 года (распад СССР).

    2. Истоки творчества и вдохновения русский поэт Пушкин А.С. черпал в стихотворениях и поэмах Низами. Тут иностранные филологи ржали в зале откровенно.

    3. Америку открыл не Колумб, а туркмены . Этот вывод был сделан на основе примерного совпадения орнамента и рисунков индейцев майя и узоров туркменских ковров. (в зал стояло не хихиканье, а стон и хохот).

    Эту тюркскую ОФИЦИАЛЬНУЮ ахинею я слушал в 1992 году в Ашхабаде (переименованному потом в АшГабад). И где теперь "великий тюркменский народ и евойная культур-мультур"? В ….ооопе или на стройках батрачит разнорабочими.  Уважаемые, не заигрались ли Вы в своё величие? Вас и так уже отовсюду гонят как социальных аутсайдеров. Да, автор, " не упоминайте всуе и везде имя всевышнего" – это тоже грех…

  3. Хан:

    Сегодня назваться азербайджанцем  выгодно только курдам  и турки это понимают прекрасно .это единственный способ сохранить государство турков и ресурс

    • табас:

      А разве дербентским иранцам и арабам не выгодно называться азербайджанцами?

  4. Максим Смирнов:

    Ещё в недалеком  нашем прошлом по историческим меркам в 30-40 годах 19 века в СССР в графе  национальность  писали  иранец,  турок (тюрк) и т.д.  А вот с 1936 года всех хопом  уже стали записывать азербайджанцами. В этом я убедился сам просматривая архивные материалы и документы тех лет. Мне было разъяснено,  что такое решение было принято на самом верху, то есть самим Сталиным И.В.

    0

  5. Легбар:

    Хочу напомнить . Предки современных лезгин,талыш и туркмен заложили основу римской  империи,а в своей нацполитикой кастрируете историческую память предков .. изучайте , берегите что вам доверено Всевышним.   С уважением