Лгар — покинутое село овцеводов и строителей. Экспедиция с участием Фонда «Дербент»

На высоте 1800-1850 м. над уровнем моря в Ахтынском районе Дагестана расположено ныне покинутое село Лгар (На фото). В начале августа 2016 г. в это место была совершена совместная экспедиция Русского географического общества и Фонда общественного и культурного развития «Дербент».

Начало ущелья у впадения Мугулахвац в Ахтывац. Фото предоставлено Дагестанским республиканским отделением РГО

Живописное ущелье Мугулах-кам резко отличается от Самурской долины. Река Мугулахвац впадает в Ахтывац (Ахтычай) недалеко от места, где уже сам Ахтывац впадает в Самур. Мугулах-кам – это, по сути, узкое ущелье с крутыми склонами, которое разветвляется еще на ряд небольших теснин, в одной из которых спряталось селение Лгар, или Лгапиркент

Живописное ущелье Мугулах-кам резко отличается от Самурской долины. Река Мугулахвац впадает в Ахтывац (Ахтычай) недалеко от места, где уже сам Ахтывац впадает в Самур. Мугулах-кам – это, по сути, узкое ущелье с крутыми склонами, которое разветвляется еще на ряд небольших теснин, в одной из которых спряталось селение Лгар, или Лгапиркент.

Доктор исторических наук, профессор Замир Закарияев, участвовавший в экспедиции, сообщил следующую информацию: «Лгар – старинное лезгинское селение самурского региона, входившее в состав союза сельских общин «Докуз-пара». Широкую известность это высокогорное селение получило благодаря нахождению здесь одного из наиболее почитаемых в Южном Дагестане мусульманских святилищ, которое связывают с именем шейха Пир Сулеймана. По преданию, он происходил из арабского племени курейшитов и был потомком легендарного распространителя ислама на Восточном Кавказе Абу Муслима. Не случайно, что селение Лгар исстари именуют как «Пир-кенд», что означает «Святое селение»».

Лгар в 60-е годы прошлого столетия (архивное фото). Фото предоставлено Дагестанским республиканским отделением РГО

О времени возникновения села Лгар судить сложно. Мугулахское ущелье граничит с Самурской долиной и должно было быть заселено довольно рано. Во многих селах этой зоны за сотни лет выработались своеобразные говоры и диалекты. Речь жителей Лгара, по мнению доктора филологических наук Фаиды Ганиевой, относится к мичахскому говору (села Миджах, Хал и Лгар), близкому к ахтынскому диалекту лезгинского языка.

В названии «лгар», скорее всего, имеется формант множественного числа «-ар». Вполне вероятно, что первоначальное название могло иметь вид «легар», позже редуцировавшись. В таком случае «лгар» можно перевести как «леги», что в свою очередь наводит на мысль о возможной связи основателей села с античными племенами легов/леков, входивших в состав Кавказской Албании, а позже сформировавших средневековое государство Лакз.

По другой версии название этого села можно связать с микротопонимикой некоторых селений самурской зоны. В них встречаются местности с названием «лыга», которое дается относительно ровным участкам горы. Это находит отражение также в том, как этот населенный пункт был назван в Своде статистических данных о населении Дагестанской области за 1886 г. – Лыга (Пир-кенд), а также в самоназвании самих лгарцев: л(ы)гыджыв («лгарец»).

По крайней мере, к началу 17 в. сложился упомянутый выше союз сельских общин «Докуз-пара» (его не стоит путать с нынешним Докузпаринским районом РД). Как следует из названия (докъуз – девять, «пара» – часть по-тюркски), союз состоял из девяти самостоятельных селений, с центром в Чепер (Джаба). Шесть селений, включая Лгар, располагались в Мугулахском ущелье, служившим оплотом союза общин.

Почти все докузпаринские селения расположены недалеко от вершин окрестных гор и представляют собой как бы неприступные «орлиные гнезда». Дома, располагаясь плотно друг другу, формировали единую крепость, тем самым повышая обороноспособность села.

Фрагмент топографической карты К-38-96 (масштаб 1:100000). Мугулахское ущелье и его окрестности.

Сильно пересеченный рельеф местности долины Мугулах-кам ограничивал возможности для выращивания сельскохозяйственных культур. Поэтому большинство селений долины, включая Лгар, специализировалось на животноводстве. Но лгарцы были еще известны за пределами Самурской зоны как талантливые строители. В 19 в. – первой половине 20 в. они отправлялись на заработки в Закавказье (Елизаветпольскую губернию, позже Азербайджанскую ССР), где ценились как мастера-строители.

Нехватка удобных земель и перенаселенность, вынуждавшие большую часть мужского населения Мугулахского ущелья отправляться на сезонные заработки, что в итоге привело к постепенному опустению этого села. Начался этот процесс еще во второй половине 19 века. В свою очередь, имевшиеся на южных склонах Большого Кавказа скотоводческие стоянки, видимо, и превратились в новые селения.

Одним из них является нынешний Камарван (Кабалинский район Азербайджанской Республики), объединивший выходцев из десятка лезгинских аулов, в том числе из Лгар. Но большая часть лгарцев переехало в город Хачмас, также расположенный в АР. Центральная часть города, где проживают лгарцы, даже называется «Пиркент». Последние жители покинули родное село в 60-е годы. В пределах Дагестана лгарцы компактно живут в селе Новый Аул Магарамкентского района.

В настоящее время все строения заброшенного села находятся в полуразрушенном состоянии – остались только стены. Дороги, связывавшие Лгар с окрестными селениями, давно пришли в запустение. Растительность скрыла их, оставив кое-где едва заметные тропы.

Балуджа – «ворота» Докуз-пары. Фото предоставлено Дагестанским республиканским отделением РГО

Чтобы добраться до развалин Лгар экспедиции понадобилось почти три часа, не считая поездки по грунтовой дороги нижней части ущелья Мугулах-кам от селения Курукал, которую удалось совершить на машине. Сначала проехали первое докузпаринское село – КIурукIнар (Балуджа), а спустя некоторое время на противоположной левой стороне долины стали видны остатки еще одного покинутого селения – Ялцуг.

Примерно напротив Ялцуга дорога заканчивается и далее приходится идти пешком. По пути нам встречаются развалины каменного моста, сооруженного над речкой Лгарвац.

Остатки моста через речку Лгарвац. Фото предоставлено Дагестанским республиканским отделением РГО

Достигнув пункта назначения, у нас возникла достаточно убедительная гипотеза относительно того, почему жители этого красивого ущелья переселились. Передвижение здесь – занятие крайне утомительное. В данной местности почти невозможно найти хотя бы маленький плоский участок с небольшим уклоном.

Наверно, именно поэтому, когда представилась возможность переселиться в более удобные места, здешний суровый край обезлюдел. Этому способствовала и политика переселения горцев на равнину, которая объяснялась сложностями прокладки дорог и другой социально-бытовой инфраструктуры в горные поселения. Гораздо легче было переселить их жителей на равнину.

Высокогорное село Ялцуг и окружающие его многочисленные террасы. Фото предоставлено Дагестанским республиканским отделением РГО

Но Мугулах-кам обезлюдел не полностью. И в Ялцуге жизнь еще теплится. Двое братьев с семьями вернулись в разрушенное село, и в настоящее время они довольно успешно занимаются овцеводством на альпийских лугах Мугулахского ущелья.

Объект нашей экспедиции – село Лгар – даже в разрушенном состоянии являет собой величественное зрелище. Это среднее по масштабам Самурской долины поселение, где в 1869 году проживало 463 человека, в 1886 – 598, в 1900 – 450, по переписи 1926 г. – 399 (из них 218 ушли на заработки). Ныне от прежних домов остались только стены. Да и они постепенно разрушаются. А внутри домов зияют заросшие растительностью провалы, в которые можно угодить по неосторожности.

Чуть выше села расположена небольшая живописная роща, сложенная эндемиком Кавказа – березой Радде (занесена в Красную книгу России). Со времени переселения лгарцев, по разговорам местных жителей, эта роща немного разрослась.

Панорама Лгара с охватом гигантского оползня и берёзовой рощи. Фото предоставлено Дагестанским республиканским отделением РГО

Место расположения поселения было выбрано неслучайно. Скальный выступ, непосредственно к которому крепятся фундаменты домов, защищал село от оползней. Несколько лет назад непосредственно рядом с селом возник оползневый участок. В результате этих процессов был разрушен находящийся там пир (святилище).

Фундаменты домов, прикрепленные к скале. Фото предоставлено Дагестанским республиканским отделением РГО

Вообще, оползневые процессы и осыпи очень характерны для ущелья Мугулах-кам. Относительно недавно нижняя часть отрога, отделяющего речку Лгарвац от соседнего ущелья, сползла вниз и сместила влево русло реки Мугулахвац (Мугулахчай). Теперь в этом месте течение реки Мугулахвац оказалось нарушенным и ее воды начали интенсивно подмывать левый (западный) склон ущелья.

Оползень, перегородивший русло реки Мугулахвац. Фото предоставлено Дагестанским республиканским отделением РГО

Пострадавшее от оползня святилище сооружено именно на том месте, где, согласно преданию, окончил свой земной путь Мир Сулейман. К сожалению, экспедиции не удалось найти древние плиты с эпиграфическими надписями. Они оказались погребены под слоем грунта и, возможно, утрачены.

Согласно легенде о святом Пир Сулеймане или Мир Сулеймане, после смерти тело праведника, якобы, голуби подняли перенесли на склон Шалбуздага, где ныне расположено знаменитое святилище «Эренлар».

Разрушенный оползнем пир на фоне села. Фото предоставлено Дагестанским республиканским отделением РГО

Нельзя исключать того, что в мусульманском пире может наблюдаться отголосок более древних верований, связанным, например, с «культом гор», которые с течением времени были исламизированы. А само святилище раньше могло иметь не локальное, а более широкое значение наряду с пиром «Эренлар».

Фасад мечети и эпиграфические находки. Фото предоставлено Дагестанским республиканским отделением РГО

В отличие от святилища красивый фасад мечети все еще стоит. В защищенных от дождя местах даже сохранились элементы росписи интерьера мечети. Экспедиции удалось обнаружить несколько эпиграфических плит и надписей, рассказывающих в частности о том, что мечеть реставрировалась. В них приводятся данные об организаторах и спонсорах ремонтных работ. Само село в них фигурирует под названием «Пир-кенд».

Какими бы суровыми и сулящими катастрофой не казались наши горы, люди их покидают исключительно по социально-экономическим причинам. А значит, есть надежда, что со временем в аулах вновь затеплится жизнь. Важно сохранить потомкам те творения наших предков, которые еще не успели разрушиться и исчезнуть. И для их охраны не требуются большие затраты сил, времени и денег. Достаточно хотя бы изредка посещать такие места, проявлять простейший уход за ними, выдергивать траву и кусты из трещин разрушающихся стен. Над некоторыми святыми реликвиями прошлого не грех соорудить элементарный навес. Все это надо делать, иначе мы потеряем прошлое, а вместе с ним и свое будущее.

Автор: Амиль Саркаров, заместитель директора Фонда общественного и культурного развития «Дербент», эксперт Дагестанского отделения РГО 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0



Метки: »

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Отправляя комментарий, я принимаю Пользовательское соглашение