К чему ведут “межнациональные отношения” при Путине?

4

Ознакомление со стенограммой заседания Совета по межнациональным отношениям при Президенте России, состоявшегося 26 октября 2018 года в административном центре Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (г. Ханты-Мансийск) под председательством Владимира Путина, позволяет сделать позитивные выводы о характере корректировок национальной политики государства. В тоже время по некоторым высказанным на заседании тезисам возникают вопросы.

Сначала о конкретных положительных решениях по сохранению сохранении родных языков и культур народов России.

Во-1-х, в государственную программу по реализации национальной политики на период до 2025 года вносятся поправки, направленные, как сообщил руководитель Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов, на “включение механизмов государственной поддержки общественных организаций, которые задействованы в реализации национальной политики“. То есть грантов и конкурсов по теме будет больше. На федеральном уровне точно, но возможно и в регионах добавят тоже.

Более того, Владимир Путин заявил, что “все социально-экономические планы мы должны строить и реализовывать с учётом культурных, исторических, национальных особенностей наших регионов и в открытом диалоге с гражданами”. В связи с этим он указал на то, что “национально-культурные объединения должны быть активными участниками обсуждения всех ключевых вопросов, которые связаны с развитием городов и посёлков, регионов в целом. Тем более что площадки для такого конструктивного разговора созданы“.

В число таких площадок, видимо, входят консультативные советы, которые, по информации Путина, созданы практически во всех субъектах Федерации по аналогии с президентским Советом по межнациональным отношениям. Кроме того, он напомнил, что “на региональном и муниципальном уровнях, как мы и договаривались, определены конкретные должностные лица, которые отвечают за сферу межнациональных отношений, взаимодействие с национально-культурными объединениями”.

В Дагестане консультативный совет при главе республики был создан экс-главой РД Рамазаном Абдулатиповым в 2014 году, но собирался он весьма редко или секретно. Состав совета из-за перевеса в нём чиновников и отсутствия представителей более половины народов республики, а также из-за его бездействия по многим застарелым проблемам, подвергался критике в СМИ, но она не имела воздействия.

С августа 2017 года по инициативе Миннаца РД в ряде городов и районов прошла волна по созданию советов по межнациональным отношениям при главах муниципалитетов, но и об их деятельности почти нет информации. Между тем, например, в положении о Совете по вопросам межнациональных отношений при Главе Махачкалы сказано, что одной из основных его задач является “обеспечение взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Дагестан, предприятиями, учреждениями, национально-культурными организациями и иными общественными объединениями, религиозными организациями по реализации государственной национальной политики, а также в сфере межконфессиональных отношений“.
Путин же расширяет задачи и обязанности этих советов по взаимодействию с национально-культурными объединениями.

Поэтому появляется надежда на активизацию работы республиканского и муниципальных советов и повышение роли национально-культурных объединений, которых в регионе достаточно много.

Во-2-х, встречно, ещё летом, по словам Путина, утверждён профессиональный стандарт подготовки специалиста в сфере национальных и религиозных отношений и дано поручение организовать подготовку и переподготовку чиновников, в которой должна принять участие Российская академия народного хозяйства и государственной службы. Как сообщил руководитель ФАДН Игорь Баринов, образовательная программа для региональных и муниципальных специалистов, участвующих в реализации государственной национальной политики, уже разработана совместно со специалистами МГУ. Если ранее ежегодно организовывалась переподготовка примерно 200 региональных чиновников, то теперь её будут проходить и муниципальные служащие. Обещано, что образовательная программа до конца 2018 года будет широко апробирована на уровне федеральных округов. В СКФО это, скорее всего, будет происходить в Пятигорске.

В-3-х на заключительном этапе находится создание Фонда сохранения и изучения родных языков народов России, о чём сообщил сам Президент РФ во вступительном слове. Это может помочь в создании и печатании новых учебников и пособий. Дагестан смело может претендовать на существенную поддержку.

В-4-х, Владимир Путин поручил заместителю Председателя Правительства РФ Виталию Мутко возобновить на постоянной основе работу межведомственной рабочей группы по вопросам национальных отношений, которая, как он отметил, не собиралась уже несколько лет. Это своего рода ответ на периодически возникающие предложения поднять статус Федерального агентства по делам национальностей РФ до уровня министерства. Понятно, что статус нового органа в виде правительственной комиссии был бы выше выше статуса межведомственной рабочей группы, но тот факт, что многие проекты в этой сфере требуют зачастую согласования с другими министерствами, наконец-то признан и позволит решать вопросы оперативнее.

Актуализация этой организационной структуры, по логике, должна оживить работу не только госорганов по нацполитике, но и работу консультативных советов по межнациональным отношениям.

Однако проблема в том, что на заседании звучали лишь победные рапорты и просьбы о поддержке Путиным какого-нибудь проекта. Так, согласно социологическим исследованиям, озвученным Игорем Бариновым, впервые за всю новейшую историю страны абсолютное большинство граждан из числа опрошенных – это 93% – подтвердили отсутствие к себе неприязни по национальному признаку. А 96% опрошенного населения расценивают взаимодействие между представителями разных вероисповедований как нормальное и доброжелательное.

Тем не менее о реальных проблемах и путях их решения никто не говорил. Хотя осенью в Кабардино-Балкарии и Ингушетии состоялись инциденты с межнациональным подтекстом.

Но участники заседания сконцентрировались на новой редакции Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года. Как сообщил руководитель ФАДН Игорь Баринов, все установленные процедуры обсуждения и согласования пройдены и, видимо, скоро новая редакция Стратегии будет утверждена указом Президента РФ.

Баринов отметил, что в новую редакцию Стратегии включены целевые показатели эффективности и ожидаемые результаты принимаемых мер. Стратегия также дополнена понятийным аппаратом, разработанным научным сообществом. В частности, представлены такие дефиниции, как “гражданское единство”, “гражданское самосознание” и другие. Это конечно хорошо, но он не сказал упорядочено ли использование понятий “нация” и “народ”, которые в одних случаях используются в смысле гражданского сообщества, а в других – как “этнос” и этническая принадлежность (национальность, межнациональные отношения и т. п.).

Руководитель ФАДН также заявил, что согласно проекту Стратегии, “при сохранении основной двуединой задачи – укрепление единства многонационального народа Российской Федерации и поддержка этнокультурного многообразия – акцентируется внимание на российской цивилизационной идентичности, на её ключевой роли, основанной на русской культурной доминанте, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все народы, населяющие Россию“. Звучит так, что в национальной политике прежний баланс между этнокультурным развитием народов нарушается в пользу общегражданской идентичности на базе русской культуры, что вновь вызовет вопросы о желании создать “единый российский народ” по типу “единого советского народа”.

И это несмотря на признание в проекте Стратегии таких вызовов и угроз в сфере госнацполитики как “распространение международного терроризма, и экстремизма, радикальных идей, основанных на национальной, религиозной исключительности, незаконная миграция, несовершенство действующей системы социально-культурной адаптации иностранных граждан, формирование замкнутых этнических анклавов, непреодолённые последствия межэтнических или этнотерриториальных конфликтов и противоречий в отдельных субъектах Российской Федерации“. В Дагестане этих угроз больше, чем в других регионах, и поэтому пора бы приступить к разрешению накопленных противоречий.

В то же время нельзя не отметить, что в проекте Стратегии госнацполитики введён отдельный раздел, увязывающий её с формирующейся Стратегией пространственного развития России, где, как считает один из соавторов Стратегии госнацполитики, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко, закреплен ряд принципов, реализация которых влияет на межнациональные отношения, в том числе принцип учёта этнокультурного фактора при обеспечении социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Выступая на заседании Совета при Президенте РФ, Мельниченко напомнил, что в существующей редакции Стратегии госнацполитики отмечено, что высокий уровень региональной экономической дифференциации является фактором, негативно влияющим на межнациональные отношения. Поэтому, необходимо, на его взгляд, “сориентировать Стратегию пространственного развития на обеспечение реального сокращения различий в уровне социально-экономического развития регионов и в уровне качества жизни граждан, проживающих в них“. При этом он заявил, что “в этой связи крайне важно обеспечить сопряжение стратегических документов в сфере пространственного развития и национальной политики на уровне регионов и муниципалитетов”.

Эти проблемы весьма актуальны для Дагестана как одного из отстающих регионов, так и внутри республики из-за значительной дифференциации в уровне социально-экономического развития городов и районов. И если обозначенные стратегические принципы начнут реализовываться не как прежде, то можно ожидать, что в Дагестан тоже могут пойти дополнительные инвестиции.

Эдуард Уразаев

Фото: kremlin.ru

 



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Zakir Tariverdiev:

    Вообще не нужны допускать на очень ответствение должности авар-даргьу-кумык -лак если так, они снова начнут вороват и потрашить Дагестан, у них нет чувство ответственности доверенному ему дело от есть к АМАНАТУ 

  2. Максим Смирнов:

    Самое главное и важное для  Дагестана- в плане руководства и управления республикой не допускать перекосов и нарушения принципа представительства всех этносов, а не делать ставку на всякие так называемые "северные альянсы" и прочую лабуду. Было-бы разумно, если центр не создавал бы  доминирование одного (или 2-х) этнокланов над другими дагестанцами. Коррупция и отсталость во всех сферах жизни и развития в РД уже понятно, что  напрямую связана  с неправильной кадровой политикой, когда бездарные и вороватые чиновники чувствуя поддержки главы РД учиняли безпридел. Особенно это наглядно проявилось при АРГ. Но с него, как с гуся вода……..Наверное его "крыша" не собирается его выводить на чистую воду.

  3. РАСУЛ:

    ВАСИЛЬЕВУ НАДО ВЕРНУТЬСЯ РУКОВОДИТЕЛЕМ ГОС СОВЕТА ДАГЕСТАНЕ САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РУКОВОДСТВА СТРАНОЙ ГОР. И ВЫБИРАТЬ НАРОДОМ ДОСТОЙНОГО КАНДИДАТА ОТ НАЦИИ ПО ОДНОМУ ЧЕЛОВЕКА. ДЕПУТАТОВ РАСПУСТИТЬ ЭТО ДАГЕСТАНУ НЕ НУЖЕН .НИКАКОЙ ПОЛЬЗА ТОЛЬКО КРЫШАВАНИЕ СВОЕГО БИЗНЕСВОРОВСТВА ДОИТЬ МАЛОГРАМАТНЫХ

  4. Zakir:

    В  Даге надо восстановить численность всех народов их 42(сорок два) тогда будет мир и покой А то некоторый нац… себя считают гос. образущий как будто все на них держится в Дагестане