Итоги доклада Путину: Сергей Меликов решает системные проблемы Дагестана

0

Фото: kremlin.ru

Для многих стала неожиданностью состоявшаяся 19 августа рабочая встреча Президента России Владимира Путина с врио Главы Дагестана Сергеем Меликовым, в ходе которой руководитель субъекта достаточно открыто обозначил системные проблемы республики, копившиеся и усугублявшиеся десятилетиями, а также попросил у Главы государства поддержки в их решении.

Своим мнением об итогах встречи Путина и Меликова, а также об основных событиях августа в экономической жизни Дагестана в интервью РИА «Дербент» поделился Маир Пашаев, руководитель проектно-ресурсного офиса развития территорий, эксперт Общественной палаты РД.

Как Вы оцениваете итоги рабочей встречи Владимира Путина и Сергея Меликова? Согласны ли Вы с представленной главе государства картиной происходящего в Дагестане?

— Картина более, чем ясная. За последние 30 лет в Дагестане накопились десятки системных проблем и ограничений. Их в обычном докладе непросто перечислить, не то что озвучить президенту страны в прямом эфире. Тяжелейшая ситуация складывается в северной зоне – опустынивание огромных территорий, вкупе с известными проблемами на землях отгонного животноводства и уменьшением водных ресурсов создают опасные прецеденты необратимого характера.

Докладывать о многочисленных проблемах Главе государства действительно тяжело. Но происходящее в Дагестане всегда интересует президента, он проявляет живой интерес к Дагестану и дагестанцам. Этим Сергей Алимович и воспользовался. Некоторые проблемы находятся на стадии проработки с марта, уже получают проектные решения и источники финансирования, включая средства федерального бюджета.

Соответствуют ли действительности заявления о потенциале развития АПК Дагестана, прозвучавшее на недавней встрече Сергея Меликова с руководителем Минсельхоза РФ Дмитрием Патрушевым?

— Потенциал у отрасли достаточный, но «спящий». Как правило, в приоритете расширение площадей культур и увеличение объемов производства. А приемлемый уровень переработки достигнут только по винограду. В плане интенсификации отрасли или крупных инвестиций в современные высокотехнологичные производства, работа в начале пути. АПК республики предстоит совершить качественный скачок и все условия для этого есть.

В проекте Стратегии-2030 предложена организация виноградо-виноконьячного промышленного кластера, хорошие перспективы у пищевого (экопродуктового) промышленного кластера.

Кроме того, обсуждались проблемы вовлечения в оборот сельхозпригодных земель и восстановления гидромелиоративного комплекса республики. В то же время, не могу не отметить, что десятилетиями орошаемые пахотные участки все больше занимаются многочисленными поселениями и коммерческими объектами, а в последние годы, и теплицами. Это недопустимо!

Фото: пресс-служба АГиП

Известны ли Вам подробности проведенного Меликовым совещания по комплексному развитию Дербента?

— Обсуждались вопросы реализации Программы комплексного территориального развития Дербента на 2019-2023гг. И, в частности, освоение годовых бюджетов. Учитывая двукратное увеличение стоимости программы за два последние года, проблема может нарастать. Программа республиканская, и должна реализовываться обязательно под контролем Главы РД и правительства.

Кроме того, на стадии обоснования находится федеральная программа по комплексному социально-экономическому развитию Дербента на период до 2030 года стоимостью 333 млрд рублей (из них на федеральный бюджет приходится 53 млрд рублей). Как и любой мегапроект, подобная программа привнесет и риски особого порядка (например, нереализации или неэффективной реализации).

На какой стадии находится проект Стратегии-2030?

— Проект формируется в строгом соответствии с графиком, установленным тендерным заданием. Он находится на стадии сборки в первой редакции. Сборка на завершающей стадии, во второй декаде сентября пройдут мероприятия по обсуждению проекта, а до конца сентября планируется утверждение во второй редакции.

Основные материалы Стратегии ранее представлены врио Главы РД, правительству в форме тезисных вариантов проекта, докладов и пояснительных записок. В настоящий период проводится систематизация и форматирование материалов, поступающих дополнительно по итогам согласования проекта Стратегии с министерствами, ведомствами, муниципалитетами.

Формат и содержание текстов Стратегии должны соответствовать документу целеполагания, требованиям федеральной нормативной базы, в то же время проект однозначно должен иметь «посадку на территорию», ресурсообеспеченность и алгоритм реализации. Поэтому сборка проекта проводится тщательным образом.

Кроме того, в сентябре необходимо выполнить обоснование стратегических проектов РД (их только вновь предложенных 25) и скорректировать госпрограммы, в октябре – Реестр инвестиционных проектов РД, в ноябре – вторую часть проекта: План мероприятий по реализации Стратегии. Это сложные и ответственные составные части проекта Стратегии-2030. До конца текущего года на основании утвержденной Стратегии предстоит выполнить и Программу социально-экономического развития РД на период 2022-2024 гг.

Что может помешать эффективной реализации Стратегии?

— Прежде всего инфраструктурные ограничения и отсутствие крупных инвестиций. А вопросы создания туристических кластеров, возведения городов-спутников Махачкалы, строительства крупных объектов и создания инфраструктуры, так или иначе ограничены низким уровнем актуализации земельно-имущественного комплекса.

Республика ежегодно сталкивается с проблемой предоставления соответствующих установленным требованиям законодательства территорий под реализацию различных государственных и частных инвестиционных проектов. Это связано с тем, что в течение длительного периода затягивается процедура разграничения собственности, как в сфере земельного, так и имущественного комплекса.

Эффективная реализация Стратегии-2030 невозможна, в принципе, без подготовки соответствующего кадрового потенциала на всех направлениях. Необходимо охватить кадровой политикой все сферы жизнедеятельности республики, а не только государственное и муниципальное управление. Раздутость функционала, структурных подразделений и избыток кадров присутствует практически в каждом государственном ведомстве республики.

С учетом этого стоит уделить внимание действующей в настоящее время системе органов исполнительной власти Республики Дагестан. Очевидно, что назрела необходимость внесения соответствующих поправок в закон РД «О системе исполнительных органов государственной власти РД» от 09 июля 2010 года №44.



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *