Исламский и светский Дагестан. Вынужденное сожительство или сосуществование?

25

Онлайн-дискуссия “Светское и религиозное: уроки Дагестана для Северного Кавказа” состоялась 24 августа на интернет-площадке «Кавказского узла». В ней приняли участие известные журналисты и эксперты по Дагестану и Северному Кавказу: Светлана Анохина (сайт «Даптар»), Евгений Кратов (газета «День республики»), Екатерина Сокирянская (Центр анализа и предотвращения конфликтов), Денис Соколов (Центр RAMCOM), Ирина Стародубровская (Института Гайдара), Ахмет Ярлыкапов (МГИМО МИД (У)) и другие, включая иностранных участников. РИА «Дербент» представлял замглавного редактора Амиль Саркаров, подготовивший основной доклад с проблемным анализом ситуации.

Модератором дискуссионной площадки выступила историк Наима Нефляшева, ведущая блог «Северный Кавказ сквозь столетия» на «Кавказском узле». В рамках основной темы обсуждались следующие вопросы: 1. Светское и религиозное в республиках Северного Кавказа: конфликт или взаимодействие? Речь идет о навязывании религиозного образа жизни или возвращении к истокам своей культуры?; 2. Светское и религиозное – тенденции и перспективы развития. Будем ли мы очерчивать взаимные демаркационные линии или искать пути взаимодействия?; 3. Интеграционная модель «светского и религиозного» на Кавказе – какой она должна быть?  Как должно вести себя светское общество в условиях расширения конфессионального пространства? Какое содействие могут оказать религиозные авторитеты и религиозные институты? На какой основе должно строиться взаимодействие светского и религиозного?

Представляем вашему вниманию доклад Саркарова.

 

Светское и религиозное на Северном Кавказе: конфликт или интеграция? На примере Дагестана

Соотношение религиозного и светского на Северном Кавказе – один из самых актуальных вопросов, он постоянно обсуждается на разных уровнях. Однако при всей своей специфичности его можно считать локальным вариантом общероссийской проблемы.

В принципе, Конституция нашей страны вполне определенно обозначает основные принципы в этой сфере: РФ – светское государство, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Госслужащие (а также представители высшего руководства страны, которые по закону не являются госслужащими), находясь на службе, не должны публично выражать свое отношение к той или иной религии и даже акцентировать внимание на своей принадлежности к ней, так как тем самым они нарушают нейтральность государства в вопросах религии и ее светский характер. В то же время госслужащим как гражданам должно быть обеспечено их право на свободу совести.

Однако на практике мы наблюдаем несколько иную картину, когда государство все активнее вмешивается в религиозную сферу, а религия сращивается с государственными институтами. Не наблюдается и равенства религиозных объединений перед законом, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации.

К сожалению, президент страны является самым первым нарушителем, фактически занимаясь пропагандой православия. Аналогичным образом поступают и главы субъектов, в зависимости от собственных религиозных воззрений и доминирующей религии.

В этом отношении парадоксальным образом забыли о людях, не исповедующих религию, начиная с лиц, индифферентных в религиозном отношении, и агностиков, и заканчивая убежденными атеистами. К большому сожалению, права данных категорий людей часто нарушаются. Вопреки Конституции в некоторых случаях их убеждения открыто критикуются и даже преследуются надзорными органами.

Здесь напрашивается аналогия с СССР, причем не в пользу нынешней России. В СССР была государственная идеология, одним из столпов которой являлся атеизм, то есть дискриминация религии была частью государственной политики. Однако современная Россия себя четко обозначает светским государством, нейтральным не только по отношению к религии, но и к идеологии в целом. Однако политика равноудаленности и невмешательства в религиозную сферу не соблюдается властями.

В Дагестане и других северокавказских республиках эти проблемы проявляются гораздо острее. В первую очередь это связано с пустившим здесь корни религиозным экстремизмом и терроризмом. Отдельно следует остановиться на таком явлении, когда чиновники сотрудничают с религиозными экстремистами, используя их для целей своего криминального бизнеса.

Государство обязано бороться с такими деструктивными явлениями и делает это. Однако не всегда данная борьба носит положительный характер. Это касается разного рода перегибов, когда от действий властей страдают невиновные люди. Жители северокавказского региона жалуются на исчезновение людей, которых находят затем в полицейских участках, а иногда уничтоженных в ходе антитеррористических мероприятий. Родственники этих лиц убеждены, что правоохранительные органы превышают свои полномочия и грубо нарушают закон, незаконно задерживая, применяя пытки и назначая террористами тех, кого потом находя убитыми.

Также недостаточными являются усилия в профилактике этих негативных явлений.

Самое неприятное, на мой взгляд, заключается в том, что государство борется с «неправильными» течениями, поддерживая «правильные», «традиционные» формы вероучения. Данная практика бьет не только по экстремистам, но и по вполне мирным носителям «подозрительных», «нестандартных» для властей религиозных течений, конкурирующим с другими, с которыми власти решили сотрудничать и создавать им преференции.

В настоящее время количество терактов в Дагестане, да и в остальных республиках резко снизилось, а такое явление как подбрасывание коммерсантам флешек с угрозами («флешечный бизнес») исчезло полностью.

Однако усилилось огосударствление религии. Представители дагестанского муфтията позиционируют себя как некую духовную ветвь власти, пусть даже это во многом носит неформальный характер. К данной структуре имеется немало претензий со стороны тех мусульман, которые не признают за ней особые полномочия. Причем эти претензии носят не только религиозный характер, но и этнорегиональный. Многие считают муфтият вотчиной выходцев  из населенного аварцами Гумбетовского района республики.

Большим скандалом обернулась попытка Айны Гамзатовой, жены муфтия Дагестана, участвовать в выборах президента России. Муфтияту вспомнили нравоучительные лекции в стиле Домостроя, многие из которых записаны на видео. Озвученная в них регламентация поведения правоверной мусульманки совершенно не вяжется с инициативой жены духовного лица, которая вроде бы еще строже должна соблюдать религиозные предписания муфтията.

Конфликтных моментов на религиозной основе довольно много. В их числе призывы не отмечать Новый год – государственный праздник РФ и вообще любые праздники, в том числе народные, кроме Курбан Байрама и Уразы Байрама. Данные призывы зачастую носят агрессивный характер, сопровождаются негативными характеристиками, унижающими достоинство тех, кто имеет иные воззрения и отмечает данные праздники.

Аналогичные негативные призывы имели место в отношении музыки и песен, в том числе со стороны муфтията. А в Каспийске в позапрошлом году даже был размещен оскорбительный билборд, утверждавший, что музыка превращает человека в лицемера. Билборд позже убрали, но правоохранительные органы никак не отреагировали на это происшествие.

Недавно представители национальных театров в газете «Дагестанская правда» рассказали о том, как тяжело им ездить на гастроли в сельские районы. Религиозные группы им чинят препятствия и даже открыто угрожают, запрещают въезжать в свои села.

Самым последним событием, взбудоражившим общественное сознание республики, стал жесткий пост бойца смешанных единоборств Хабиба Нурмагомедова, осудившего участие молодежи на концерте азербайджанской музыкальной группы в Махачкале. Его обращение поляризовало дагестанскую блогосферу, разделив их на сторонников и противников. Последние обвинили Нурмагомедова в морализаторстве и посоветовали обратить внимание на характер своей профессиональной деятельности. А первые, например, указали, что участники концертов – это «топливо для ада».

Еще более жестко религиозные сообщества реагируют на уроки биологии, особенно в вопросах систематики биологического мира и эволюционного учения. Это одна из самых больших проблем не только на Северном Кавказе, но и во всей России. О том, что власти нашей страны принимают решения, откатывающие нас от достижений научного познания мира, является утверждение специальности «теология» и внесение ее в учебные программы вузов, включение в число научных дисциплин и защита диссертаций по этой специальности.

Стоящее на научных основах религиоведение оказалось отодвинуто в сторону. В Дагестане произошло фактическое свертывание всех центров научного изучения истории и явлений, имеющих отношение к исламу. В частности, Северо-Кавказский центр исламских исследований (Михаила Вагабова) так и не удалось запустить.

Православная церковь также отмечена в одном ярком скандальном событии – попытке построить христианский храм на территории парка «Ак-Гель» в Махачкале. Вопреки массовым протестам общественности, указывавшей на незаконную передачу земли под строительство, данный проект лоббируется властями. На последнем судебное заседании было принято явно несправедливое решение в пользу строительства храма и проигнорированы многочисленные аргументы его противников.

Большинство острых точек между светским и религиозным можно снять при условии изменения политики государства, возвратом ее на конституционные рельсы. В первую очередь это касается федеральных властей, вслед за ними и субъекты федерации начнут возврат к принципам светского государства. Интересной инициативой является законопроект о защите чувств атеистов, который собираются ввести в Казахстане. Это свидетельствует о том, что в этой стране признали факт притеснения атеистов и озаботились вопросом соблюдения их прав.

Тем не менее, полностью сгладить противоречия между светским и религиозным очень сложно и вряд ли удастся. Важно воспитывать в подрастающем поколении уважительное отношение к иной точке зрения, особенно касающееся мировоззрения, духовной сферы. Без закрепления принципов толерантности в обществе светское государство не может существовать.


АВТОР


Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Деревня:

    Давайте разгоним мирную организацию мусульман  под вывеской "ЗАО "Гумбет"" ,  а на его месте   водрузим шумное  "Гуляйполе" вахабистов-анархистов на базе шабаша (сборище ведьм) на  ул. Венгерских бойцов. 

    И будет тогда в  отдельно взятом "мусульманском "государстве"  Бандостан раздрай. Жить будем как в раю или почти как : каждому выделят  тенистое место на кисельных  берегах  молочных рек, где  ублажать  прихоть каждого мусульманина-анархиста (авантюриста)  будут бледнокожие   златоокие  с длинными до пять сиреневого цвета волосами 73 девственницы- амазонки с рельефными телесами. 

    • Деревня:

      Прошу слово "Бандостан" заменить (читать)  словом "Гуляйполе"

  2. Алишер:

    В докладе А. Саркарова обозначены проблемы, которые требуют внимательного изучения властными структурами и незамедлительного принятия мер по их решению 

  3. Сала-оьзден:

    мупти, скрывающийся под ником "горец", снимай маску – мы тебя узнали.

    Хотя о чём я – масок у вас слишком много. Только лица своего нет – одни шакальи оскалы 

  4. Наблюдатель О.А.:

                 В этом мире справедливых  людей и справедливость найти трудно, невозможно и нет его особенно в Дагестане, как бы мы не говорили, его можно найти только в могиле,после нашей смерти. В органах  государственной власти  и в органах религии тоже нет ни где справедливости и не будет оно. Каждый придурок и умник тоже рассуждает по своему и стремиться добиваться только своего хоть он прав или не прав. На народ , на окружающих не смотрит и на их требование. По мере своей испорченности каждый сходит с ума. Пока правители руководит в любых органах их сравнивают на ровне с Великим Аллахом, а мошенники, воры, корруционеры, преступники, мафиозники и пр. всех группировки людей подхалимничают, находят общий язык и собираются вокруг них . Как их уволить с должности сразу начинают хаять именно его же бывшие и ближайшие подчиненные люди. К примеру на АРГ что только не пишут его же лизуны. На каждом шагу вспоминает его. Святых и безгрешных нет никого. Пора позабыть про его тоже уже.  До него которые работавшие были хуже него в 10 раз. Все разбазаривал кто ? Все знают, но почему молчать все, как крисы? Так устроена теперь жизнь в этом несчастном 21 веке. В нашем мусульманском религии честных, истинных и справедливых остались очень и очень мало. Громкими  словами нам не стоит друг на друга говорить и писать. Для нас главное мир, дружба, братство, честность и справедливость. Коран- это священная книга и к переводу его не принадлежит говорят, а у нас опираясь на него пишут всякое по своему, как захотели добавив и растянув верх и вниз. Дома которые не молиться многие по пятницам для показухи  бегают в мечети. Ради оправдание привыкли уже клянаться: ,,Валлагь биллагь……и.тд.." говорить,совершив преступление и после этого их оправдывают. Это чего такое?  Правда, глазки колят говорят. Вербовщиков и гипнозоров тоже у нас хватает в разных течениях религии. Во многих семьях идут расколи. Враждуют. Каждый выбирает себе свой путь. Я интернационалист, живу по законам передков моих родителей и подчиняюсь этому, но однако теперь их соблюдающих людей остались мало.                                                                                                                                                                                                          Главным для Дагестана является ДЖУМА мечет, который  расположено было когда то очень выгодном  и удобном месте. Посмотрите на его лицо и вокруг него в каком печальном положении находится его территория и площадка впереди. О его благоустройстве кто должен думать и позаботиться.? Его хозяина нет наверно мне кажется. Одни сорняки, мусор и прочее. Обидно очень мне. В других любых мечетах городе лучше его благоустроена. Бери с этого пример , посмотри и дай оценку тому кто заслуживает его. Вокруг него духовных магазинах проверь посмотри какие бешеные цены на товары, а по городу на такие же товары цены очень низкие. Куда идут и израсходует деньги. Понятно одно целая рота охрана на иномарках и т.д….У каждого есть своя голова, посмотри, думай , делай анализы и оцени.                                                                                                       

    • Егерь.223:

      Интересны мысли. Если сказанное от души – честь Вам и хвала. Необычно, что Вы не взываете к Аллаху по любому поводу, как некоторые прописавшиеся троли на сайте и косящие под "истинных  мусульман". Спасибо. Жизнь многое расставит на свои места. 

  5. Насретдин:

    Основная отрасль в Дагестане, это спекуляция в чистом виде, дешевле купил, дороже продал. Что производят и где, эти муфтияты и их приверженцы и какая от них польза обществу кроме их нравоучений как спасти душу? Работайте люди и приносите пользу в виде уплаченных налогов и прочего. Болтать что шорты от шайтана и т.д. это может каждый.

     

  6. Кантчкул:

    Как всегда когда сложно что-то сказать по делу начинаются оскорбления. Очень адекватно. Впрочем, что на всякий мусор реагировать

    • Деревня:

      Скажм так: оскорбление – последнее пристанище неадеквата.

  7. Адекват:

    Автор явно дурак. Как и те кто его поддерживает 

  8. Кантчкул:

    Пока абсурдным образованием является муфтият. Вот уберете гумбетовскую мафию, восстановите традиции выборной демократии, присущей мусульманской религии, тогда и можно будет о чем-то говорить. До тех пор многие муфтият будут воспринимать как ЗАО "Гумбет" 

    • Горец:

      Ты по ходу сильно обиженный на жизнь. Несёшь только фитну. В Муфтияте работают все национальности. Многих не устраивает что в Дагестане есть люди переживающие за будущее Дагестана. Ведь именно они не дают втянуть нас в смуту. А смутьяны ждите своего часа. Непременно придёт час расплаты. Не забывайте про Аллагьа 

    • Кантчкул:

      Вроде несут фитну те, кто говорит вначале, что женщина дальше огорода свой нос не должна совать и тем более делать каблуками цок-цок-цок, а потом, раз тебе и хранительница домашнего очага и достоинства самого муптия баллотируется в президенты! Обскакала своего мужа, наплевав на то, что является женой не рядового мусульманина а духовного лица. И эти люди запрещают кому-то ковыряться в носу! Да вы даже фору патриарху дали. Безусловно в Дагестане есть люди, переживающие за его будущее, только причем тут муфтият? В нем действительно работают люди разных национальностей, но управляют ЗАО "Гумбет" только выходцы из одного района.

    • Деревня:

      Давайте разгоним мирную организацию мусульман  под вывеской "ЗАО "Гумбет"" ,  а на его месте   водрузим шумное  "Гуляйполе" вахабистов-анархистов на базе шабаша (сборище ведьм) на  ул. Венгерских бойцов. 

      И будет тогда в  отдельно взятом "мусульманском "государстве"  Бандостан раздрай. Жить будем как в раю или почти как : каждому выделят  тенистое место на кисельных  берегах  молочных рек, где  ублажать  прихоть каждого мусульманина-анархиста (авантюриста)  будут бледнокожие   златоокие  с длинными до пять сиреневого цвета волосами 73 девственницы- амазонки с рельефными телесами. 

  9. Горец:

    Кантчкул, Муфтият не нуждается в таком абсурдном анализе. Деятельность Муфтията налицо: это тысячи спасенных молодых жизней, это построенные мечети, больницы, школы, медресе, это материальная и духовная помощь тысячам бедных и нуждающихся. А такие статьи и авторы таких статей пока никому пользы не принесли и не принесут. Потому как цель таких статей это чтобы в обществе была смута и разногласия. И если кому-то нравится подобное то пусть начнёт искать свои недостатки, их он найдёт намного больше 

  10. Горец:

    Ув.  автор. А что ты сделал для Дагестана полезного кроме того что копаешься в чужом белье? Какая от тебя польза? Муфтият и те кто за ними следуют на протяжении десятилетий работают во благо Дагестана. Именно они спасли Дагестан от войны, именно благодаря им тысячи молодых ребят не стали террористами, именно благодаря им люди становятся лучше. А что же вы сделали? Вы кроме плохого ничего не видите. Я постоянно слежу за вашими новостями и вы никогда не пишете что-либо хорошее о Дагестане и Дагестанцах. Нормальному дагестанцу должно быть стыдно выступать против Муфтията. Говоря о запрете отмечать новый год или слушать музыку мусульмане имеют ввиду тех кто верит в Аллагьа. Это положение шариата. И если вы не мусульманин то особо не напрягайтесь. Чем выступать с таким докладом лучше дома сидели бы. Тем более на площадке кавказского узла, который известен своей любовью к ваххабитам

    • Кантчкул:

      Вроде все по делу написано, можно было даже жестче. Нового особо я не услышал, зато все собрано в одном месте. Правда не освещен положительный опыт сосуществования или сожительства, но на то он и проблемный анализ. Разве анализ деятельности муфтията является копанием в белье? Тогда чего этот муфтият так рьяно лезет в общественное и политическое пространство? Превратился бы в какой-нибудь Шаолинь и занимался самосовершенствованием душ своих мюридов, все только спасибо сказали. Если бы в статье говорилось, что Айну Гамзатову передали по наследству от одного муфтию к другому, то к этому еще можно было придраться. Но кандидат в президенты России должен быть изначально готов ко всему, что его личность буду рассматривать под микроскопом. Мне например стыдно, что у нас такой противоречивый, непоследовательный и скандальный муфтият и большинству нормальных дагестанцев я думаю тоже. А вы продолжайте дальше его хвалить. А такими и другими материалами это агентство для Дагестана делает больше, чем ваш муфтият.

    • Абдулмуид:

      Горец ты особо не мучайся  ине думай на счеть муфтия а то они меньше на иномарках будут разежать на собраные денги для стройки мечетей  :  мулла кто : это аждагьа каторый держит радник / и пока его не убеш все ему мало : так что ребята всем пока

       

  11. Гульбике:

    Религия придумана для того чтобы одни  подавляли умы других чтоб люди не имели своего мнения. Бог еще никому ничего сверху не кинул, убийцам камень на голову, сыротам средства для ввживание в любом виде. Иногда я думаю где же он, куда смотрит, простите я так думаю. Страшно за все. Люди уже рассудок потеряли со своей религией. Еще раз прошу прощение, я не против какой либо религии, но лищать ума используя религию начиная с детства это премтупление, сами верующиее это очень хорошо понимают, какой вере сказано убей я не знаю.

    • Горец:

      Вы не путайте мусульман и террористов прикрывающихся религией. От мусульманина НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВРЕДА НИКОМУ 

    • Дагестанец:

      Кто так высказывается у них одна религия это деньги! как можно такое говорить "Религия придумана для того чтобы.."? 
      ..хотя ты наверно не дагестанец..
       

  12. Васёк-пушок:

    Сложная тема и сложное ветиеватое её описание.

    А меж тем всё просто:

    1. Нет принуждения в религии

    2. Религия дана не для того чтобы осложнять жизнь

    p.s. Вообще не понятно кого интересуют слова Хабиба сказанные им за пределами ринга.

     

  13. уж:

    Меня удивляет то что  министерства  превращаются в мечети, пример мин имушество рд, хоч молится иди помолись  в мечети или дома нет каждая гос структура преврашена  чут ли не в мечет разве так можно.

    • Дагестанец:

      "уж" – ты хоть понял о чем ты говоришь?  при строительстве этих "министерств" в первую очередь  должны были  учитываться условия для мусульманского быта!!! по тому что Дагестан это мусульманская республика. Это наша история, наше обычаи!! куда мы катимся..? .. видели бы нас наши предки..