Дербент может стать центром экономического роста

7

В ходе выборов главы Дербента победителем стал помощник сенатора Сулеймана Керимова Хизри Абакаров. В связи с этим Сулейман Керимов заявил о том, что превратит Дербент в умный город и его ожидают обильные финансовые вливания, масштабная цифровизация и другие серьезные преобразования. Насколько реалистичным является желание дагестанского олигарха превратить Дербент с его многочисленными проблемами в суперсовременный город? На этот и другие вопросы РИА «Дербент» отвечает экономист Маир Пашаев.

Проект «Умный город» общефедеральный, и уже предложено включить проект в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Дербент в списке 25 пилотных для тестирования проекта городов. Это вовсе не означает превращение Дербента в суперсовременный город. Да и миссия города, все-таки, другая. Проект предусматривает внедрение цифровых технологий при организации городского пространства и управления городской инженерной инфраструктурой, предоставления коммунальных услуг, модернизации объектов городской среды и реализации мероприятий по благоустройству. Стало быть, проектом предлагаются процессинговые инструменты, технологии, а не напрямую изменения в облике города.

Зная Сулеймана, не считаю его желание развивать Дербент необычным. Возможно, в течение 5 лет он направит в Дербент больше денег, чем город получил за предыдущие 30 лет. Начиная с 2007 года он потратил в Дагестане порядка 1 млрд долларов, не рассчитывая на их возврат: для него это были затраты, а не коммерческие инвестиции. Насколько мы знаем, за некоторым небольшим исключением, затраты были не на юге Дагестана. Дербент на самом деле остро нуждается в «догоняющих» затратах и инвестициях. Реальный объем требуемых затрат, инвестиций можно оценить по-разному, но, безусловно, суммы не маленькие. Направления бюджетных затрат, стратегические направления инвестиций, как взять высокий старт, как обеспечить эффективность – вопросы будут.

Какие первоочередные задачи должны занимать новое руководство города? Какие конкретные шаги необходимы для обновления коммуникаций и социально-бытовой инфраструктуры Дербента? Какого рода проблемы, трудности придется преодолевать при этом и сколько времени это может занять?

В качестве первоочередных задач новой администрации, потребуется обеспечение минимальных параметров порядка системы муниципальной власти: стратегия\планирование, команда\компетенции, бюджет\инвестиции. Без них ни 7 млрд рублей годового бюджета, ни 70, не могут быть эффективны.

Желательно выработать организационный план действий и общий план экономики, экономической политики. Возможны мобилизационный антикризисный план (срочный) с анализом системных проблем и решениями по ним, модернизационный план (среднесрочный) с приложением проектов урбанистики и инвестиционного плана-1, также Стратегия-2035 (долгосрочный план) с приложением проектов развития и инвестиционного плана-2.

Что касается обновления инфраструктуры, коммуникаций, учитывая, что в Дербенте преобладает сельский тип застройки, их синхронизация будет крайне затруднена. В этих сферах заложены мины замедленного действия. Например, на завершающем этапе канализационно-очистные системы, но круглосуточная подача воды в будущем может резко увеличить нагрузку на систему.

Уже начатое строительство объездной дороги тоже, вроде бы, благо, но может сгенерировать большие грузопотоки и тем самым создать дополнительные проблемы в жилой и в пляжной зонах. Было бы оптимальным построить в городской черте эстакадную объездную автодорогу, добавив к эстакаде монорельсовое метро. Кстати, московскую монорельсовую дорогу планируют закрыть и демонтировать, можно попросить мэра Сергея Собянина сделать подарок Дербенту. Ее протяженность порядка 5 км, аккурат на линию городской набережной.

Много проблемных зон вдоль железнодорожных путей, можно было провести мимо них сквозные для города автодороги. А городское побережье вовсе представляет одну большую проблему. Вместо того, чтобы выстроить в этой зоне туристическую инфраструктуру и даже даунтаун, «нижний город», территорию хаотично застроили.

Какие направления экономики следует развивать для устойчивого развития города? Какое место в структуре экономики города должна занять промышленность? Или достаточно сосредоточиться на туристическо-рекреационном комплексе?

Стратегирование территории имеет свои последовательные этапы: исследования, анализ, планирование, проектирование, инвестиции. Их необходимо выдерживать. В целом, актуальны стратегия территории и структурно-функциональная модель развития. В первую очередь, разработать и принять программу создания рабочих мест со своим бюджетом, инвестиционным планом. Иметь муниципальные программы реновации, редевелопмента территорий, предложить инвестиционные площадки для инвесторов, проекты для предпринимателей, микропроекты самозанятости горожан.

Собственно, «устойчивое развитие», для развитых территорий и экономик. И в ней изначально заложен оксюморон – явное противоречие. Для развития депрессивного региона\экономики лучше придерживаться других стратегий и подходов. Так как дагестанская экономика де-факто имеет широкую диверсификацию, для отдельных территорий, городов эффективна стратегия концентрации, специализации. Крайне полезно нишевое сознание и реализация не инвестиционно емких небольших нишевых проектов. Интеграционная стратегия для Дербента возможна в сферах производства с возможностью размещения заказов российских компаний, в туристической сфере, также в плане развития приграничного сотрудничества.

Развивать в городе отрасли традиционной специализации региона, которые мы теряем. В том числе промышленность: пищевую, легкую, производство стройматериалов. Ведь Дербент в свое время был промышленным городом. И в том числе, развивать туризм. Туризм занимает свое место в экономике, но не может быть главным приоритетом, а единственным, тем более.

Мировой кризис 2008-2009 гг. в Европе в первую очередь затронул туристический пояс: Грецию, Италию, Испанию, Португалию. Грецию вовсе спасали всей Европой, цена вопроса составила сотни миллиардов евро. Дело дошло до того, в стране на тот момент не осталось ни одного производителя носков – одежду, обувь закупали в основном в Китае, а промтовары и оборудование в Германии. Такие гранды мирового туризма, как Египет, Турция до сих пор не могут оправиться от обвала отрасли в 2014-2016 годы. «Туристическая экономика» опасна тем, что развивается однобоко, выхолащивается: вымываются целые отрасли.

Как заявлено, ставится цель превращения Дербента в один из важнейших туристических центров юга России. Но, видимо, это нелегкая задача. Что необходимо предпринять в данном направлении? Каким должен стать облик города и что собой будет представлять туристическая инфраструктура, на Ваш взгляд? Насколько важным является создание аэропорта и других транспортных объектов, города-спутника и т.д.?

Проект организации северокавказского туристического кластера утвержден давно и реализуется, в том числе должен быть реализован и в Дагестане. Было предложено дополнительно к горному и морскому сегментам дагестанской части северокавказского кластера, включить Дербент как историко-культурный сегмент. Но этого недостаточно. Про не совсем презентабельный облик города и аварийное состояние городских коммуникаций Сулейман напомнил в своем выступлении. Понятно, что с этим срочно надо разобраться.

На долгосрочный период для развития туризма нужны программа развития туризма, опорные проекты развития для создания ядра, сервисной базы, многочисленные нишевые проекты в орбите туризма, инфраструктурные проекты, программа маркетинга территории. В 2010 году я опубликовал небольшой концепт превращения Дербента в кластер превосходства. Если необходимые инвестиции будут обеспечены, то почему бы проекту развития туризма в Дербенте не придать апгрейд? Не копировать разные мировые туристические зоны, а сделать эксклюзив. И охватить проектом весь юг республики.

В таком случае и проект строительства аэропорта южнее Дербента, и предложение создать город-спутник, могут стать актуальными.

Дербент является субрегиональным центром, центром притяжения полумиллионного населения Южного Дагестана. Как следует учитывать это обстоятельство в вопросе развития города, его экономики и туристического комплекса?

Развиваться может только система: планы по развитию Дербента не должны стать узким пониманием задачи. Минимальный ареал территории развития Дербента – Дербентский район, оптимальный – вся южная часть Дагестана. Сейчас и федеральный центр требует создавать дополнительные точки роста, и Дербент может стать таким центром экономического роста.

Вопросы экономики, хозяйственных связей, квалифицированной рабочей силы, культуры, экологии не могут быть решены в границах отдельно взятого города. Они являются параметрами порядка системы в границах большей территории. Кроме того, южный Дагестан геостратегическая для России территория, «точка входа» в Азию. Такая лакуна не должна, да и не может оставаться неразвитой, это вопрос времени.

Беседовал

Омар Алиев


АВТОР


Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Xanuma:

    Da eto tak bilo. Sorodichi Podveli.    No on iz etogo goroda i u nego bolit dusha za Derbent.

    1 nado stroit Livnevku 

    2 Dorogi

    3 musopererabativajuzij zavod 

    4 otkrit Lizei dlja odarennih detei Uzdaga . himija , fizika , jaziki, informatika .

    5 neploho bilo bi zanjatsja proizvodtvom IKRI , to est nebolshie fermerskie hozjastva 

    6 Teplizi 

    7 zeha po proizvodstvu Solnechnih panelei 

    8 tekstlnie zeha , konditerskie , sapoznie 

    9 dumat ob elektomobiljah , v gorode ne dolzno bit mnogo mashin na benzine.

    10 razvivat mestnij etno turizm. on ochen populjaren 

    11 ziteljam derbenta ne sorit musor i semechki ne grizt na ulizah

     

  2. ХИРТУША:

     А ГДЕ  ЗНАК "?" В ЗАГЛАВИИ?

  3. Алишер:

    Для того, чтобы уяснить где больше воруют, надо элементарно проанализировать криминальную статистику правоохранительных органов.

  4. Максим Смирнов:

    Автора статьи Маира Пашаева  просто необходимо пригласить на работу в администрию г. Дербента. У него  в проектах есть  много того, что не хватает городу. Его экономически подходы отвечают  современнымне требовашим. 

  5. Алишер:

    Сулейман не заметил или не захотел заметить в Юждаге умные головы. Один из таких многочисленных светлых голов это МАИР ПАШАЕВ. Да и за пределами Дагестана хоть отбавляй.

    • Деревня:

      Сулейман  банально обжегся  на 1 млрд  баксов, доверившись  сородичам из Юждага.  Из-за них все начинания олигарха в Юждаге уходили в песок.

      По поводу Пашаева М. : пока ученный кот размышлял и расчеты делал , как бы поймать мыша, юркая мышка успевала сыр стащить с полки и  нырнуть в  безопасную норку. 

    • Удивленный:

      Деревня, так на ком обжегся, как вы пишете, тех и привел в Дербент. Где логика?