Дербент и Нарын-Кала: как сделать эффективным взаимодействие
4Недавнее письмо мэра Дербента Хизри Абакарова Главе РД Владимиру Васильеву обозначило проблему взаимодействия администрации города Дербента с Дербентским музеем-заповедником (ДМЗ).
Безусловно, не может считаться приемлемой ситуация, при которой ДМЗ, несмотря на свое подчинение Минкультуры РД и наличие в его оперативном управлении объектов культурного наследия (ОКН), входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, живет во многом без оглядки на город и на особенности его современного развития. Более того, эти ОКН не изолированы от остального города, а находятся в самом его центре и являются частью городской исторической среды и жилого сектора Дербента.
Поэтому, учитывая наличие у руководства Дербента разработанной программы развития города, необходимой составляющей которой должна стать цитадель Нарын-Кала как центр историко-культурного туризма международного уровня, понятно его желание иметь возможность своевременно влиять на деятельность музея-заповедника. Главой города было предложено сменить ведомственную принадлежность музея, спустив его с республиканского уровня на городской.
Задачи и города и музея города действительно во многом совпадают, по крайней мере, должны совпадать в деле сохранения и популяризации объектов культурного наследия (согласно ФЗ об объектах культурного наследия народов РФ).
Но в данном случае важна не форма, а содержание. Речь идет об объединении усилий и возможностей республиканской и местной властей для реализации тех масштабных целей и проектов, которые ставит новое руководство города. А особое место в этих проектах занимает музей-заповедник.
Имеются разные формы оформления сотрудничества и взаимодействия города и ДМЗ, которые допускаются законом. Как раз наличие в городе ОКН федерального значения стало основанием для бывшего руководства ДМЗ рассмотреть вопрос перевода ДМЗ в федеральное ведение.
И такой подход был вполне логичен. Дагестан, будучи дотационной республикой, не имел и не имеет в настоящее время возможности должного финансирования такого важного и финансово ёмкого объекта.
Премьер-министр РФ Владимир Путин 10 августа 2010 года издал поручение, согласно которому, сразу три федеральных министерства должны были вместе с правительством РД проработать вопрос о передаче имущественного комплекса Дербентского ДМЗ в федеральную собственность и перевести данное учреждение в ведение Минкультуры РФ.
Полный список спорного имущества насчитывал 25 позиций, из которых Дербентская цитадель Нарын-Кала включала в себя 34 объекта, Стены Дербентской крепости – 108 единиц. Оно в 2000-м году было включено в реестр госимущества РД. Однако в конце 2011 года Арбитражный суд РД по иску Федерального агентства по управлению госимуществом признало право собственности РФ на данное имущество. А год спустя распоряжением Правительства РФ, подписанным Дмитрием Медведевым, большая часть наиболее ценных объектов была включена в перечень ОКН федерального значения, полномочия по госохране которых осуществляются Минкультуры РФ.
Оставалось осуществить последний шаг – передать сам ДМЗ в подчинение Минкультуры РФ с тем, чтобы упростить работу учреждения. Но он не был сделан.
Для администрации Дербента тесная взаимосвязь с ДМЗ гораздо важнее, чем для Минкультуры РД. Кстати, установление такого конструктивного взаимодействия администрации города с руководством музея-заповедника можно прописать в самом уставе ДМЗ. Более того, в ранних версиях устава это взаимодействие было прописано вплоть до согласования кандидатуры руководителя ДМЗ. Потом данный пункт исчез. Насколько нам известно, одним из весомых факторов расторжения контракта с директором ДМЗ Куламом Исаковым как раз был факт более конструктивного и тесного взаимодействия с администрацией Дербента, что отвечало интересам не только самих чиновников, но и жителей и гостей города.
Можно сказать, что музей и город до 2013 года (до смены руководства музея) во многом составляли единое целое. Деятельность по защите ОКН обязывало и город и музей к этому. Данное сотрудничество существенно облегчало решение стоящих перед ними задач и повышало ее эффективность. Со стороны ДМЗ совместно с руководством Дагестана и Минкультом РД была подготовлена и документальная основа такого взаимодействия. Но с приходом нового главы РД Рамазана Абдулатипова в 2013 году с прежним директором ДМЗ был расторгнут контракт, вся эта процедура сошла на нет и не имела дальнейшего продолжения.
Более рациональным представляется этот подход, к сожалению нереализованный. То есть когда ДМЗ, получая федеральный статус, одновременно усиливает взаимодействие с администрацией города, фиксируя необходимые пункты на бумаге.
Перевод же ДМЗ на муниципальный уровень – это не только принижение его значения, но и ограничение возможностей, которыми музей будет располагать. Даже учитывая заинтересованность Сулеймана Керимова в развитии Дербента и его музейного комплекса, нельзя быть уверенными, в том, что отныне ДМЗ не будет зависеть от финансовых проблем в будущем.
Все-таки федеральный статус ДМЗ (еще раз на этом останавливаемся) смог бы защитить его от разного рода политических моментов, возникающих внутри республики, и решить его финансовые вопросы, на которые, как на главную проблему, часто ссылаются музейные работники.
Амиль Саркаров
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:
Единственное место где работает коренной житель Дербента а теперь этот нацист хочет его убрать
Коренной это не профессия , корень гниловат.!!
за териториальную целостность свободу национальную и вероисповедания 25 лет с царской Россией воевали горцы Дагестана.Земля нет цены.А вот АГД и ДМЗ не могут найти взоимосвязь , а беда в том ,что и там и туть сотрудники не работают, я прохожу мимо музея на море, расходы огромные и земля хорошая и место привлекательное и что, начните с этого и вы поймете как взоимодействовать культуру мультуру уважать, проститье.
Восстановите Кулама Исакова как специалиста хот на время советником