Денег прибавилось, но опять получится, что «кормили», но не развивали»?

0

Двумя неожиданными финансовыми подарками республике ознаменовалась сессия дагестанского парламента, состоявшаяся 19 декабря. И оба подарка связаны в основном с тем, что в федеральном бюджете появились дополнительные доходы. Оставив вопросы о них для федеральных экспертов и журналистов, обратим внимание на новые и старые проблемы использования средств из республиканского бюджета.

Освоят деньги или нет

Первый подарок — выделение дополнительных средств из федерального бюджета и увеличение собственных налоговых и неналоговых доходов в объёме 4,5 млрд рублей, из-за чего в закон о республиканском бюджете на 2019 год пришлось срочно вносить поправки, увеличивающие расходы. Их как масло по тарелочке размазали по 12 разделам квалификации бюджетных расходов в общем объеме на 134 млрд.

Но на вопросы депутата НС РД Марата Асланова и экспертов о том, почему не освоили 10 млрд за 2018 год и успеют ли власти освоить бюджетные средства за оставшиеся до Нового года 11 дней, ответил премьер-министр правительства Артём Здунов, заверивший, что «средства, которые дополнительно собираются в республике или же поступают из федерального центра, но не осваиваются до конца года, никуда не уходят, они переходят на будущий год».

Однако из УФК по РД передали в СМИ данные по исполнению национальных проектов на 20 декабря 2019 года, которые показывают, что на счетах остаётся ещё 9,7 млрд из 16,7 млрд межбюджетного трансферта на эти цели. Тревогу в связи с возможным не освоением около 10 млрд бюджетных средств в 2019 году выразил 16 декабря и первый зампредседателя Счётной палаты РД Темирлан Расулов.

В ответ на опасения Здунов на сессии пояснил, что «одной из причин пересмотра сроков реализации национальных проектов является то, что «приходится проводить по ним инструментально- техническое обследование, строительно-техническую экспертизу». Эти проблемы озвучиваются и в других регионах России, но тем не менее попадание в федеральные списки отстающих регионов нежелательно как для властей, так и для экономики и социальной сферы республики.

Социалка важнее промышленности?

Помимо задачи формального освоения бюджета стоит вопрос об эффективном использовании средств. Пока подавляющая часть (более 70%) из 134 млрд рублей республиканского бюджета на 2019 год расходуется на оплату труда работников бюджетной сферы, социальные выплаты, содержание школ, больниц, интернатов и других учреждений социальной сферы. А бюджетные инвестиции приходиться направлять на строительство и ремонт школ, больниц, автодорог и изношенную коммунальную инфраструктуру.

В итоге это позволяет обеспечить в основном социальные и потребительские стандарты. Но на развитие реального сектора, и, в первую очередь, промышленности, существенно увеличивающие налогооблагаемую базу, выделяется, по разным критериям, не более 5 млрд.

При том, что частные инвестиции в основном направлены в сферу торговли и услуг и осуществляются малым бизнесом. А они приносят относительно небольшие налоговые доходы.

Тогда как рост налоговых доходов в республиканский бюджет пока происходит в основном за счёт роста зарплат и соответствующего роста налога на доходы физических лиц (превысил 11 млрд рублей), а также за счёт мероприятий по обелению экономики. Однако этот рост не позволяет республике выйти из состояния высокой дотационности бюджета на уровне 75%.

Поэтому вспоминаются слова экс-главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, оценившего политику федеральных властей по отношению к республике так: «Дагестан кормили, но не развивали». Он в своё время обещал «золотой дождь» из федерального бюджета и привлечение частных инвестиций, но это ему, по сути, не удалось.

Опять двадцать пять?

Между тем, аналогично выглядит ситуация с бюджетом и на 2020 год. Не смотря на то, что вторым подарком дагестанцам стало увеличение доходов в республиканский бюджет на 2020 год со 125,3 млрд рублей, утверждённых 28 ноября в первом чтении проекта соответствующего закона, до 138,5 млрд во втором и окончательном чтении, что также связано с увеличением федеральной помощи почти на 11 млрд и планируемым ростом собственных доходов примерно на 2,5 млрд.

Как сообщил на сессии председатель Комитета по бюджету, финансам и налогам Сейфулах Исаков, за счёт дополнительных доходов в законе увеличены средства в разделе «Здравоохранение» на переоснащение медицинских учреждений высокотехнологичным оборудованием и проведение ремонта, в разделе «Образование» увеличены средства на благоустройство и ремонт образовательных учреждений, Министерству труда и социального развития дополнительно определены средства на доплату ветеранам боевых действий в Афганистане, создание доступной среды инвалидам, улучшение материально- технической базы социальных учреждений и на другие мероприятия. То есть все дополнительные средства опять направляются на социальную инфраструктуру и социальные выплаты.

В то время как даже уточненный общий объем Республиканской инвестиционной программы на 2020 год составляет 14,1 млрд рублей против объёма РИП на 2019 год в сумме более 19 млрд. При том, что в перечень мероприятий РИП включаются в основном проекты строительства социальной и инженерной инфраструктуры в муниципалитетах.

О скромности планов по инвестпроектам в наиболее перспективную с точки зрения увеличения налогов отрасль говорит и то, что в Фонд развития промышленности заложены лишь 50 миллионов рублей. Об этом на той же сессии парламента сообщил первый вице-премьер правительства Гаджимагомед Гусейнов.

Он также пообещал, что проблемы с оборонзаказом (из-за неполучения его объемы производства в сфере промышленности по итогам 11 месяцев 2019 года упали до 76% от уровня за аналогичный период прошлого года — Дагстат) будут прорабатываться с соответствующими федеральными структурами. Кроме того, ещё 17 июня 2019 года, Председатель Правительства Дагестана Артём Здунов встретился с руководителями машиностроительных предприятий и отметил: ««В структуре произведенного валового регионального продукта промышленное производство составляет 7,6%. При этом доля отрасли в налоговом потенциале более 35%. И это не предел. Кроме того, это 22 тысячи занятых людей».  Он также отметил, что одно из основных направлений решения вопроса развития промышленности связывается с обеспечением участия предприятий республики в государственных программах Российской Федерации.

Понимание важности темы демонстрировалось и при прежних руководителях. В частности, 14 сентября 2017 года Минпром республики через СМИ информировал, что предприятия оборонно-промышленного комплекса Дагестана могут получить государственную поддержку, направив свои проекты в НПО «Конверсия», который был создан Госкорпорацией Ростех и Внешэкономбанком с целью обеспечения перехода технологий и продукции предприятий ОПК в гражданские сегменты и продвижение высокотехнологичной гражданской продукции на внутреннем рынке.

В 2018 году на сайте главы республики сообщалось, что на стадии практической реализации находится около 29 инвестиционных проектов, рассчитанных на привлечение более 29 млрд. рублей и создание более 5 тысяч рабочих мест.  В августе 2019 года «Россети Северный Кавказ» и Правительство Республики Дагестан обсуждали возможность создания в регионе производства широкого перечня оборудования по заказам энергокомпании на ОАО «Авиагрегат», ОАО «Буйнакский агрегатный завод» и других предприятиях.

В августе 2019 года первый удаленный офис МСП Банка, открывшийся в Дагестане, объявил о планах выдать бизнесу кредиты на 200 млн рублей. Ранее велись переговоры правительства с МСП Банком по относительно крупным проектам.

Вместе с тем проекты реализуются медленно, либо сталкиваются с завышенными или неприемлемыми требованиями федеральных компаний. Так, НПО «Конверсия» требовало, чтобы проект был безубыточным, его общая стоимость должна составлять не менее одного миллиарда рублей, а срок окупаемости – не менее трех лет. В «Россети Северный Кавказ» же отметили, что дагестанской компании, претендующей на заключение контракта на поставку энергооборудования, необходимо будет пройти аттестацию в компании «Россети».

Итого

Таким образом актуальными остаются вопросы своевременного и качественного, а также направленного на развитие экономики, а не на «кормление», использования бюджетных средств. Судя по суммам планируемых расходов, пока сохраняются прежние подходы и тенденции с небольшими улучшениями. Понимая важность качества проектов, в бюджет на 2020 год запланировано 300 млн рублей на подготовку проектно-сметной документации. Насколько это поможет развитию?

 

Эдуард Уразаев — политический обозреватель

Фото: пресс-служба Главы РД



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *