Давление Запада вынуждает Азербайджан заниматься правами человека и быть терпимей к оппозиции

2

Эльнур Меликов на митинге 19 января 2019 года в городе Баку, посвященном освобождению политзаключенных

В соседней с Россией Азербайджанской Республике 19 января 2019 года произошел один из самых массовых за последнее время митингов оппозиции. О том, что он представлял собой, а также о том, какие процессы происходят в этой стране и каково в настоящее положение этнических дагестанцев и других народов РИА «Дербент» рассказал один из участников митинга общественный активист, представитель Ассамблеи народов Кавказа в Азербайджане Эльнур Меликов.

– Какова социально-экономическая ситуация в Азербайджане на сегодняшний день? Насколько жизнь осложнилась в последнее время и как общество реагирует на происходящие события?

– Социально-экономическая ситуация в Азербайджане остается тяжелой. Изменения в Налоговом кодексе, которые вступили в действие с 1 января нынешнего года, еще сильнее осложнили ситуацию в стране. Налоговое бремя на предпринимателей, благодаря им, увеличивается. Соответственно будет расти цена и на продукцию, производимую ими, в том числе и на продукты питания. В конце квартала мы ожидаем инфляцию. Этот процесс уже начался: в некоторых магазинах и супермаркетах цены на большинство товаров уже повысились.

Общество на происходящее реагирует достаточно болезненно. В своем окружении я не обнаружил ни одного человека, который положительно или нейтрально оценил бы ситуацию в стране. И от всех них я получал такой же ответ, когда мы обменивались мнением. Неважно кем он является – студентом, пенсионером, предпринимателем или госслужащим. В общем, с кем ни разговариваешь – все недовольны в целом с тем, что происходит в стране, особенно в социально-экономической сфере, отмечают социальную несправедливость в стране.

– Что собой представлял митинг, прошедший 19 января в Баку. Какие общественные силы в нем участвовали?

– Мнения о прошедшем митинге могут быть разными, но есть некоторые неоспоримые факты, о которых я хочу сказать. Митинг проводился на стадионе Мэхсул. Это не центр города, но и совсем окраиной его не назовешь. Там же до этого проводили митинги представители Национального совета Азербайджана (НСА), созданного Национальным фронтом Азербайджана (НФА).

НФА – одна из трех основных партий, составляющих внесистемную оппозицию нынешней власти, ее лидер – Али Керимли. Также в НСА вошли отдельные персоналии, ранее занимавшие кресла депутатов Милли Меджлиса: Джамиль Гасанли (председатель), Гюльтекин Гаджибейли и другие. Во время своего депутатства они были достаточно лояльны к действующему режиму, и даже складывалось мнение, что они члены партии власти, хотя это не так. С их стороны отсутствовала критика в адрес власти.

Еще в НСА представлены исламисты, в подавляющем большинстве – шиитская молодежь. Они составляют его основную социальную базу, превышающую по числу активных сторонников НФА. Тем не менее, многие не делают разницы между НФА и НСА, считая, что это примерно одно и то же.

Ранее проходящие митинги собирали одну-две тысячи, не более трех. На этот раз собралось в несколько раз больше, я склоняюсь к оценке в 10 тысяч человек. Это самый крупный митинг в Азербайджане за последние 10 или даже 13 лет.

Цель митинга прозвучала в требованиях освободить всех политзаключенных, а в центре находится судьба удерживаемого в тюрьме главного редактора общественно-политического журнала SANCAQ Мехмана Гусейнова, известного своими разоблачениями чиновников.

Мехман Гусейнов

К митингу НСА присоединились также еще две основные оппозиционные партии «Мусават» и «Республиканская альтернатива» (РЕАЛ). Это случилось впервые. На моей памяти не было такого мероприятия или массовой акции, чтобы все три оппозиционные силы выступили сообща. Кроме того, в митинге даже участвовали политики эпохи начала 90-х годов прошлого века: Искандер Гамидов (министр внутренних дел в Правительстве Эльчибея).

Такая массовость прошедшего митинга, по-моему мнению, связана с тем, что до его начала в Европарламенте приняли резолюцию, в которой под угрозой применения санкций потребовали от властей Азербайджана немедленно прекратить второе уголовное дело против Мехмана Гусейнова и соблюдать его права. Это вызвало сильный резонанс в обществе. Граждане Азербайджана, видя, что мировое сообщество выступило с требованием к властям их страны, получили мощный стимул и сами тоже проявили активность, придя на митинг. А оппозиционные силы, ощутив реакцию протестного электората, также не остались в стороне. В общем, любое давление Запада на Азербайджан или даже моральная поддержка оппозиционеров с его стороны вынуждает власти идти на компромисс и дает толчок большей активности населения.

– Распространяется информация о том, что на самом деле данный митинг согласован с властями или даже организован ими с целью перевести недовольство население на воспоминание о “Черном январе” – событии, произошедшем 20 января 1990 года.

– Я считаю это дезинформацией. Власти Азербайджана с 1993 года отмечают эту дату по установленному порядку с участием первых лиц и в сопровождении депутатов, госслужащих, широкой общественности приходят на Аллею шахидов и проводят в этот день разные конференции и другие мероприятия, посвященные памятной дате. Они идут своим чередом. Но руководство страны никак не заинтересовано в массовых акциях протеста. Наоборот, власти создают большие препятствия для организаторов,  в этот раз они арестовали около 20-ти партийных активистов из НФА, вменив им разные административные правонарушения.

– В соцсетях распространяются кадры с массовым участием неонацистов-бозкуртовцев, скандирующих лозунг “рус, фарс, эрмени, бунлар тюркюн душмэни”. Какое место они занимают политической жизни Азербайджана?

– Это очень старый лозунг, наверно ему лет 30 и он давно не является популярным.  Даже в среде пантюркистов, маргиналов из их числа он не актуален. Искандер Гамидов, о котором я уже говорил, занимая министерский пост, был одновременно лидером бозкуртовцев. А сегодня он политический труп. Поэтому такой лозунг в Азербайджане это больше тема для карикатуры.

Я ничего подобного не видел на митинге. В последний раз такое на моей памяти происходило в 2012 году в связи с тем, что иранские депутаты выступили против проведения Евровидения в Азербайджане. Тогда было проведено несколько пикетов и скандировали подобные лозунги. Но это широко не распространено в азербайджанском обществе. Серьезные люди относятся к этому очень иронично.

– Как реагируют на происходящие события представители лезгин, талышей, аварцев, татов и других народов? Звучал ли их голос на митинге? Как относятся к национальному вопросу организаторы митинга?

– Представители данных коренных народов Азербайджана по-разному относятся к происходящему. Среди них есть как сторонники властей, так и недовольные нынешним режимом. На этом митинге их голос как представителей конкретных народов со своими правами и интересами не прозвучал. Представители оппозиционных сил стараются не говорить ничего на национальную тему, избегают ее. Если же затрагивается этот вопрос, то он сводится к тому, что все мы братья и один народ, а те проблемы, которые переживают тюрки, касаются и других народов.

Но это общие вопросы. Однако, у коренных народов Азербайджана есть и специфические нерешенные проблемы. Языки коренных народов на грани исчезновения, об этом немало говорилось и говорится. А тему о состоянии народных ремесел коренных народов, например, ковроткачества у лезгин вообще нигде не поднимается.

Непризнанная Нагорно-Карабахская Республика за последние 4 года дважды в США и трижды во Франции организовала ковровые выставки. В самом Баку экспонируются ковры Тебриза, но мы не видим там выставки лезгинских ковров. И так во всем. Эти важные вопросы нигде не освещаются.

Лет шесть назад о лезгинах достаточно часто упоминалось в СМИ и на других общественных площадках. Видимо свою роль сыграла активность Федеральной лезгинской национально-культурной автономии (ФЛНКА), уделявшей в тот период проблеме лезгин в Азербайджане большое внимание. Со снижением активности ФЛНКА на азербайджанском направлении, перестала освещаться лезгинская тема в газетах и на телевидении в нашей стране.

Вместо них гораздо чаще упоминаются талыши. В этом заслуга не столько местных талышей, сколько талышской диаспоры в России, предпринимающей немало усилий для того, чтобы проблема талышей в Азербайджане постоянно была в центре внимания. Их голос слышен гораздо чаще, чем голос других народов.

Об аварцах в информационном пространстве республики очень редко говорится, поэтому сказать о них что-то мне сложно. Их проблемы наверно схожи с проблемами лезгин и близких им народов. Что касается татов, то у них вообще очень печальная история. Будучи татом, я с большой грустью наблюдаю за исчезновением татов как самобытного народа.

Но безучастно наблюдать за проблемами, как общими для всего Азербайджана, так и касающимися положения отдельных народов, – это, конечно, не выход из ситуации. Надо их озвучивать, доносить до властей страны и мирового сообщества и требовать их решения.

Мурад Селимов



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Алишер:

    Интересы лезгин и аварцев в АР являются товаром для продажи в Махачкале и Москве

  2. Тимур:

    У лезгин и аварцев Азербайджана  –  проблемы одни. Это сохранение своих языков и своей культуры. У других главной проблемой является  кадровое представительство. ибо они национальные  свои реалии понимают прекрасно. Мне представляется, что лезгины и аварцы РД должны донести до даг. чиновничества, что нам нужны не "дружба"  с  соседним "братским" народом, который настроился нас превратить в демографическое "удобрение" для себя, не "мусульманское единство" и не шашлыки. Нам нужен тот статус  – в сфере языка и культуры, который дали дагестанцы  азерийским тюркам; точнее статус этот был протащен в даг. конституцию руками турецких шпионов и их подручных. сидевших в Обкоме 20-х годов. Лезгинам и аварцам нужен статус национального меньшинства в пределах РА , а  нашим языкам  –  статус "региональных" языков на территориях своего исконного проживания в пределах РА.  В Европе  коренные народы той или иной страны. оказавшиеся в меньшинстве. названные статусы имеют