Дагестан при Меликове: результаты вселяют оптимизм, но работы еще много

0

В традиционном ежемесячном интервью редакции РИА «Дербент» руководитель проектно-ресурсного офиса развития территорий, эксперт Общественной палаты РД Маир Пашаев рассказал о Стратегии-2030, подвел итоги 2021 года и поделился мнением о возможных трендах года будущего.

— Как Вы оцениваете итоги работы Сергея Меликова во главе Дагестана? Удалось ли переломить постковидную ситуацию в республике?

— Сергеем Алимовичем в течении 2021 года, ставшим для него первым полноценным годом во главе республике, шаг за шагом принимались альтернативные и качественные решения. И они уже принесли определенные результаты. Прежде всего налажено взаимодействие с федеральным центром, приняты решения по комплексному развитию Дербента и развитию инфраструктуры Дагестана. Речь идет о водо-, энерго- и газоснабжении, об обращении с отходами, о реконструкции федеральной трассы и др. По всем этим направлениям определены дополнительные источники финансирования за счет средств федерального бюджета на общую сумму порядка 70 млрд рублей.

Инфраструктура Дагестана формировалась последние 100 лет, но текущее отставание столь велико, что осуществить вывод инфраструктурного комплекса на новый качественный уровень, применяя стандартные подходы и решения, невозможен. Только для приведения инфраструктуры в нормативное состояние и безаварийное содержание требуются сотни миллиардов рублей.

Несмотря на некоторую стабилизацию экономики Дагестана, постковидная ситуация остается сложной. Коронавирус напрямую вызывает дисфункцию экономики. Она проявляется в снижении мотивации участников, деловой и производственной активности, мобильности и т.д. Кроме того, население потратило огромные средства на различного рода анализы и лечение. Все это вкупе повлекло снижение спроса на внутреннем рынке.

Но и реальные доходы населения снижаются последние 7 лет. Только за 2020-2021 годы совокупная инфляция в Дагестане составила не менее 25%, а по потребительским товарам продовольственной группы – не менее 50%. При этом не происходит соответствующий этим значениям рост заработной платы и предпринимательских доходов, а также индексация пенсий и пособий. Из-за снижения платежеспособности спроса в Дагестане темпы роста экономики за последние 7 лет составили в среднем 0,8% (!). В долгосрочном периоде именно темпы роста определяют развитие. Другими факторами торможения экономики являются низкий уровень инвестиций и слабое развитие экспортоориентированных секторов.

— Что можно сказать о правительстве Абдулпатаха Амирханова? Можно ли назвать эффективной деятельность финансово-экономического блока кабмина? Сильно ли, на Ваш взгляд, изменится состав правительства после кадровых решений, анонсированных Меликовым?

— Пока о возможных изменениях в структуре и составе республиканского кабмина говорить не приходится, возможно, решения будут приняты в январе-феврале 2022 года.  Глава республики предоставил всему составу правительства возможность отчитаться за 2021 год, что логично. По итогам 2021 года ожидается уровень кассового исполнения нацпроектов в пределах 70% и бюджета РД около 90%. Низкий уровень исполнения бюджета (90-92%) наблюдается в РД уже длительный период, а нацпроектов (65-70%) – третий год подряд.

Но и кассовое исполнение не может быть безусловным показателем: зачастую, школа построена, а сдать ее невозможно, водопровод проведен, а воды для него нет, и т.д. Тем не менее, можно отметить, что правительство меняет стиль работы. Это наблюдается в деятельности и высшего его руководства, и на уровне министерств и ведомств: правительство, совместно с муниципалитетами, предпринимает ряд мер по стабилизации социальной сферы и экономики республики.

— Как известно, представлен проект Стратегии-2030 Республики Дагестан. На какой стадии находится проект и когда следует ожидать его утверждение?

— Проект Стратегии в первой редакции был представлен 26 сентября 2021 года, во второй редакции – 29 октября 2021 года. В период с 30 октября по 13 ноября 2021 года проект прошел процедуру общественного осуждения и согласования с министерствами, ведомствами Дагестана. Получены рецензии д.э.н., профессоров Гамида Бучаева, Зейдулы Юзбекова и Мадины Магомедовой. По результатам процедуры составлена Сводная таблица замечаний. В период с 14 по 29 ноября проект Стратегии был доработан в соответствии с замечаниями и предложениями, далее проект Стратегии представлен в министерство экономики и территориального развития Дагестана для согласования. В период с 1 по 17 декабря в проекте Стратегии проведены несколько тысяч редакций, его согласование завершено.

20 декабря 2021 года проект Стратегии-2030 РД во второй редакции представлен Правительству РД (заказчику). 22 декабря 2021 года Правительство Дагестана направило проект Стратегии-2030 в Минэкономразвития РФ для согласования. 28 декабря 2021 года Минэкономразвития РФ разместило проект Стратегии-2030 РД на своем официальном сайте. Далее с учетом заключения Минэкономразвития РФ проект Стратегии-2030 планируется направить в Народное Собрание Дагестана для согласования с бюджетным циклом 2022-2024 годов и последующего утверждения в статусе закона РД.

— Накопилось много вопросов по состоянию отраслей республики, и, в частности, сельского хозяйства. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития агропромышленного комплекса Дагестана?

— Считаю невозможным дальнейшее развитие АПК Дагестана без реализации масштабной государственной аграрной политики (по примеру Белгородской области) и широкой кооперации. Формат деятельности республиканского Минсельхозпрода устарел. Уровень развития сельскохозяйственного производства Дагестана неадекватен сельскохозяйственному потенциалу территории. Из-за этого не обеспечиваются основные продовольственные потребности населения региона, поставки на внешние рынки, а также создание новых современных производств и рабочих мест.

Дагестан ежегодно теряет сотни миллиардов рублей на покупку продуктов питания извне, тогда как часть привозных товаров может быть произведена в самом субъекте, а вырученные средства реинвестированы в производство. Необходима Концепция аграрной политики РД с акцентом на развитие перерабатывающих производств и производство продукции высокого уровня переделов.

Однозначно нужно усилить перерабатывающее звено вплоть до продолжения практики точечных решений по заводам. В Дагестане, к примеру, перерабатывается не более 5% плодов и производится 1% (!) от объема потребляемой муки. Возможности перспективного развития АПК заключаются в создании широкой сети агропромышленных парков (нормативная база по ним принята) в муниципалитетах и региональных фермерских центров (или Центров компетенций). В ближайшее время будут подготовлены заявки на создание трех агропромышленных парков.

— Каким, на Ваш взгляд, окажется 2022 год для Дагестана и какие тренды будут преобладать? Возможны ли реальные изменения в лучшую сторону, есть ли соответствующие точки роста, крупные проекты, инвестиции?

— Предстоящие реформы в системе власти РД (по созданию единой системы публичной власти и др.) и установленные федеральным центром критерии эффективности деятельности Глав субъектов могут затронуть широкий спектр направлений. В частности, реализацию нацпроектов по Дагестану и федеральных программ, деятельность правительства и муниципалитетов, кадровую и информационную политику, деловое администрирование и проектное управление, функционирование инфраструктуры и социального комплекса, экономическое развитие и инвестиции.

На федеральном уровне стратегический переход в настоящее время реализуется через реформируемые институты развития, Аналитический центр и Координационный центр Правительства РФ. Создается работоспособная конструкция, позволяющая максимально эффективно управлять бюджетными и инвестиционными потоками в режиме реального времени. Одновременно с этим реформируются все министерства и институты развития, проводится их кадровое обновление. В Республике Дагестан пока этого не происходит, хотя существует значительный кадровый потенциал, как среди управленцев, так и тех, кто при существующих условиях не может «пробиться» в систему управления.

Включение муниципалитетов в процессы развития и вовлечение их ресурсов в хозяйственный оборот идет тяжело. Данный вопрос можно ускорить через создание Махачкалинской агломерации, центров экономического роста, туристических кластеров, агропромышленных парков и т.д. Эффективной является практика посещений муниципалитетов руководством Дагестана и их личного вмешательства в решение местных проблем. Основные ресурсы развития экономики и налогооблагаемая база сосредоточены в муниципалитетах. В 2022 году на основе Стратегии-2030 каждый муниципалитет должен получить свой документ стратегического планирования до 2030 года.

Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 года указывает на наличие участков с ограниченной пропускной способностью на магистральных железных и автомобильных дорогах, образующих Международный транспортный коридор (МТК) «Север – Юг». Этот документ обязывает субъекты РФ развивать пролегающие по их территории участки международных транспортных коридоров. Поэтому требуются принципиальные решения по развитию дагестанского участка МТК и по проекту «Каспийский хаб». Развитие МТК позволит Дагестану превратиться в крупный транзитный центр грузопотоков, и формировать часть своего бюджета за счет доходов, связанных с международной и сопутствующей региональной торговлей, транспортировкой и логистикой. Все это – растущие сегменты экономики.

Развитие МТК в долгосрочной перспективе может способствовать значительному улучшению уровня обустроенности, повышению качества сервиса, увеличению торгового оборота и спроса в РД (за счет привнесенного торгово-транспортно-логистического и сервисного спроса). Оно также приведет к улучшению общей динамики развития, увеличению занятости и собственных доходов РД. Помимо увеличения объемов торговли, развитие МТК содействует прогрессу отраслей АПК, промышленности, строительства в РД, торгово-транспортно-логистической инфраструктуры и специальных экономических зон вдоль транзитного пути, росту новых производств. Повышенного внимания требуют узловые элементы – морской порт, аэропорт, железная дорога, федеральная трасса, таможня и др.

В настоящий период в Дагестане складываются несколько центров инвестиционной активности:

а) города Дербент, Каспийск, Махачкала, Хасавюрт, Кизляр;

б) инфраструктурные проекты, в частности строительство водоводов в Каспийске, Буйнакске и водовода Чиркей-Махачкала-Каспийск-Избербаш, сфера обращения с отходами, реконструкция федеральной трассы;

в) промышленные сектора: виноградо-виноконьячный, стекольный, рыбохозяйственный, обувной, судостроительный.

Эти центры нуждаются в государственной поддержке и контроле со стороны руководства Дагестана. Крупным центром инвестиций может стать Махачкалинская агломерация – здесь нужны принципиальные решения.

— Что предстоит сделать для успешной реализации Стратегии-2030?

— В Дагестане предстоит создание государственной системы стратегического планирования, управления стратегическим развитием и системы индикативного управления. Стратегическая задача состоит в повышении уровня управления экономическим развитием РД. Для успешной реализации Стратегии-2030 должна сложиться соответствующая эффективная конфигурация структурных подразделений Правительства Дагестана (министерств, ведомств), институтов развития, предпринимательских объединений и общественных организаций. Особую важность приобретут развитие Центра управления регионом в РД и цифровая трансформация государственного управления. Они способствуют повышению эффективности системы соответствующего контроля процесса реализации Стратегии-2030.

При этом следует понимать, что не все заинтересованы в реализации Стратегии-2030 в Дагестане. Это сложнейший процесс, который создает огромный объем дополнительной работы и требует новых бюджетных и инвестиционных финансовых ресурсов. Но, так или иначе, Правительство Дагестана руководствуется материалами проекта Стратегии-2030 с начала года, а министерства, ведомства уже используют их при формировании своих планов и программ на будущее.



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *