Дагестан: Кадры решают все… на 40%

4

В конце июля в Дагестане произошли новые кадровые назначения. Указом главы республики Владимира Васильева руководителем Минсельхоза РД назначен победитель кадрового конкурса «Мой Дагестан» Абзагир Гусейнов. Экс-руководитель ведомства Абдулмуслим Абдулмуслимов сохранил за собой пост замглавы Правительства региона. Также Васильев назначил новым главой комитета по лесному хозяйству республики победителя конкурса «Мой Дагестан» Вагаба Абдулхамидова.

Осенью исполнится два года, как Владимир Васильев возглавил республику. За это время была проведена большая кадровая работа по смене первых лиц, внедрению новых механизмов подбора кадров через конкурсы «Лидеры России», «Я профессионал», «Мой Дагестан»…

В связи с этим в интервью РИА «Дербент» политолог Эдуард Уразаев поделился своими оценками и видением проводимой в Дагестане кадровой политики.

– Какие новые и старые методы и способы подбора кадров были использованы в последние два года? Насколько они адекватны времени и текущим обстоятельствам? Заявленным целям в республике и в стране?

– На первый взгляд, использование Владимиром Васильевым методик современных кадровых агентств в подборе кандидатов на государственную службу выглядело перспективным, справедливым и эффективным подходом. Особенно на фоне распространившихся до него практик назначения кадров по критериям самого руководителя органа власти, в которых превалировали либо взятка, либо послушание и преданность, либо необходимость в квалифицированном работяге, либо протекция от нужного человека или вышестоящего начальства.

Прежние подходы привели к тому, что среди руководителей и в аппаратах Администрации Главы и Правительства РД, а также министерств и ведомств оказалось много малоквалифицированной публики, которая тормозила нормальную работу чиновничества и приводила к многочисленным ошибкам и нервотрёпке.

Поэтому была надежда на масштабное очищение органов власти. Однако этого не случилось. В руководстве их произошли точечные добровольно-принудительные замены некоторых одиозных персонажей, а также заполнение вакансий, освободившихся из-за арестов и судебных решений. В аппаратах же АГП РД, министерств и ведомств состав кадров также мало изменился, если не считать министерство имущественных отношений, где прямой механический подход обернулся излишними негативными последствиями.

Современные методики, продемонстрированные на конкурсах в кадровый резерв, выявляют эрудицию и психодинамические характеристики личности, но должность руководителя требует, прежде всего, профессиональных знаний в курируемой сфере, а также управленческих навыков, основанных на опыте организации работы и общения с людьми. Понимая это, глава Дагестана перед назначением посылал кандидатов из числа победителей конкурсов на стажировки в коллективы органов власти.

Однако реклама успешности кадровых конкурсов явно преувеличена. Во-1-х, по разным причинам не у всех служба успешна в силу неполного соответствия требуемым качествам.

Во-2-х, количество (23 или 50 по разным подсчётам) назначенных на руководящие должности из состава победителей 4-х кадровых конкурсов мизерно по сравнению как с общим числом чиновников республиканского и муниципального уровня (около 8 тысяч человек), так и количеством руководителей низшего, среднего и высшего звеньев управления (около 2-х тысяч человек).

Кроме того, Васильев сам или по просьбе высокопоставленных федеральных чиновников назначил или рекомендовал на многие руководящие должности гражданской службы пенсионеров, уволенных из силовых структур. При этом без знаний и опыта в курируемых сферах. Тогда как в других регионах и на федеральном уровне бывших силовиков в основном назначают лишь заместителями по безопасности в той или иной структуре.

Впрочем, отдельные лица из охраны Президента РФ в последние годы получили назначения в качестве высокопоставленных руководителей регионов и ведомств. Вероятно, Васильев следует этой тенденции. Но, обобщая итоги развития регионов в социально-экономической и политической сферах можно сказать, что кадровая политика, как при назначении «технократов» или «менеджеров», так и назначении бывших силовиков, лишь на 30-40% соответствует целям государства, заявленным в майском указе Владимира Путина и национальных проектах.

– В какой степени использованные методы оказались объективными? И как они сочетаются с откровенными заявлениями руководителей страны и Дагестана о ручном управлении, в том числе – Дагестаном? Причем зачастую в пожарном режиме…

– Методы отбора, которые включали тестирование, деловые игры и собеседования, в целом позволяют определять лиц с эрудицией и динамичной психикой. Но, судя по некоторым примерам  известных мне лиц, выложивших пресс-релизы по итогам тестирования, характеристики их качеств явно не совпадают с реальными фактами биографии и проявлениями черт личности. Ещё больше жалоб от участников кадровых конкурсов было на итоги деловых игр и собеседований.

Можно сказать, что это мелкие обиды, но никто не удосужился внятно объяснить критерии оценок ни тестирования, ни деловых игр, ни собеседований. Зато общих фраз об исторической миссии победителей и дифирамбам конкурсам нет конца. Тогда как они похожи на лотерею для редких счастливчиков, а не на результат кропотливой работы по системной подготовке и продвижению руководящих кадров.

Проблема, действительно, ещё и в том, что республиканские органы власти управляются в ручном режиме и под жёстким контролем правоохранительных и надзорных структур. Это сводит роль чиновников к молчаливому исполнению только прямых указаний начальства и организации процессов реализации государственных программ. Но такая «вертикаль власти» противоречит высокопарным словам о значимой роли новых кадров.

– Можно ли назвать эффективной двухлетнюю кадровую политику?

– Эффективность кадровой политики по 5-бальной шкале в целом можно оценить на «удовлетворительно», поскольку, по моим оценкам, налицо перевес неудачных назначений, переназначений и рекомендаций-согласований на должности в территориальных органах федеральных структур над удачными кадровыми решениями. Относительно удачными представляются, например, назначения вице-премьеров Уммупазиль Омаровой, Гаджимагомеда Гусейнова и Владимира Лемешко.

Ошибками стали, например, переназначение Рамазана Алиева, назначение Османа Хасбулатова.

Но, главное, много остаётся лиц, которые сомнительным образом получили должности при правлении Рамазана Абдулатипова. В то же время, не случайно Владимир Васильев 23 июля на совещании-планёрке вновь предупредил о персональной ответственности министров и глав городов и районов за реализацию, в рамках полномочий, национальных проектов. Это, как правило, вызвано ставкой на административный пресс на нижестоящих руководителей в качестве основного рычага достижения результатов. Но такой подход позволяет добиваться успехов на отдельных направлениях, но ведёт к провалам или застою – в других.

– Сумели ли назначенные руководители высшего и среднего звена справиться с возложенной на них ответственностью? Оправдали доверие Васильева?

– Судя по награде медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством», оправдал ожидания Васильева первый вице-премьер Гаджимагомед Гусейнов. А судя по публичным похвалам – министр Ширухан Гаджимурадов и вице-премьер Абдулмуслим Абдулмуслимов, например.

– Несмотря на проведенные кадровые конкурсы и приглашение чиновников-дагестанцев, зарекомендовавших себя в других регионах страны, насколько острым является дефицит или проблемы с подбором новых людей на руководящие должности?

– Судя по тому, как проводилась кадровая политика главой Дагестана в течение почти двух лет, можно прийти к выводу, что вопросы освобождения и назначения на должности ему даются весьма нелегко, и он, в основном, принимает решения под давлением обстоятельств. Он слишком увлёкся поиском новых кадров среди победителей конкурсов и из других регионов, тогда как в каждом министерстве есть хорошие специалисты на уровне заместителей, начальников управлений и отделов. Поднимая людей с опытом по профилю службы выше по карьерной лестнице, на их места надо назначать квалифицированных чиновников нижестоящего уровня. При этом более широко использовать конкурсы на освобождающиеся и создаваемые должности государственной гражданской службы, обеспечив, обязательно, их открытость и прозрачность. То есть использовать в полной мере законодательно разработанные механизмы, среди которых подготовка и повышение квалификации кадров, аттестации и переаттестации, конкурсы на вакантные должности.

Вероятно, поняв ошибку, Васильев недавно обещал конкурс на должность «главного архитектора». Хорошо бы только, чтобы не по таким схемам, которые мы видели на выборах главы г. Махачкала.

– Насколько взаимосвязаны частые заявления о положительных достижениях в работе руководства Дагестана (налоги, строительство, ремонт школ, здравоохранение и т.д.) с новыми назначенцами?

– В высказываниях Владимира Васильева периодически наблюдается прямая увязка успехов с его кадровой политикой. Особенно часто он стал увязывать их после ареста Османа Хасбулатова, чтобы загладить замеченную общественностью ошибку. Во время представления 29 июля коллективу нового министра сельского хозяйства и продовольствия РД, глава Дагестана подчеркнул, что «к сфере управления стали привлекать амбициозных, образованных людей, умеющих соревноваться, побеждать, демонстрировать способность решать в современных условиях задачи, не большими деньгами, а работой на результат».

В этих словах проявляется ставка, с одной стороны, на «амбициозных и образованных», а с другой – на административный и неформальный пресс. Хотя обычно либо ты «ботаник», либо «хулиган» и приходится выбирать между ними. А поскольку таких универсалов почти не бывает, то используют принцип взаимного дополнения путём распределения обязанностей.


АВТОР
Беседовал Ризван Раджабов


Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. Роберт:

    Очередная жужня,и много поменялось ,с приходом новых лиц .

     

     

  2. Магомед:

    Новый министр был уличен в свое время в махинациях грантами в том же министерстве. Так что надо бы подождать с оценками.

  3. Харлам:

    В Вашей статье всё изложено так как есть.Но,кое-что недосказано,(есть несколько версий..в силу чего недосказано).Согласитесь..,"собака" зарыта не там а..,чуть-чуть левее…