Дагестан-2022: инфраструктурный прорыв, кадровое обновление и ставка на инвестиции

1

На совещании под руководством Главы Дагестана Сергея Меликова 29 января подведены предварительные итоги социально-экономического развития Дагестана за 2021 год. В преддверии формирования нового правительства Меликов определил 2022 год для республики прорывным.  В этой связи на вопросы РИА Дербент о результатах республики в прошлому году и ее перспективах в году новом ответил наш традиционный собеседник Маир Пашаев, руководитель проектно-ресурсного офиса развития территорий, эксперт Общественной палаты Республики Дагестан.

— Что удалось Меликову в Дагестане в 2021 году и есть ли конкретные результаты?

— Год назад Сергей Меликов принял решение сделать основную ставку на преодоление инфраструктурного отставания Дагестана, решение инфраструктурных проблем и снятие инфраструктурных ограничений. Системная работа по преодолению инфраструктурного кризиса в Дагестане проводится при активном взаимодействии с Советом Федерации, Правительством РФ, руководителями федеральных ресурсоснабжающих организаций.

В течении 2021 года федеральным центром приняты ряд решений, касающихся инфраструктуры Дагестана. В частности, можно отметить финансирование строительства водовода Чиркей-Махачкала-Каспийск-Избербаш, Махачкалинского коллектора с очистными сооружениями, План комплексного развития Дербента, программы развития газоснабжения, реконструкции электросетевого хозяйства, решения по реконструкции федеральной трассы и строительству объездных участков Дербента, Махачкалы, Хасавюрта. Одновременно, в Дагестане реализуются мероприятия по реорганизации сфер ЖКХ, обращения с отходами, продолжается модернизация логистического комплекса.

Однозначно, одним из маркеров 2021 года можно считать наведение порядка в земельно-имущественной сфере Дагестана. Проведенная системная работа уже дала первые результаты. Огромные объемы строительства объектов социального комплекса позволяют определить 2021 год за начало преодоления отставания в социальной сфере.

Принято важное решение о разработке Стратегии-2030. В процессе ее разработки выполнен огромный объем работы по анализу состояния республики, определению Модели экономического развития Дагестана и стратегических направлений развития. То есть, главные итоги 2021 года – ситуационный анализ, который позволил определить проблемные сферы и системные решения, также сделаны конкретные шаги в целях преодоления затяжного кризиса в Дагестане.

— Сергей Меликов внес коррективы в структуру Администрации Главы и Правительства (АГиП) РД. Ожидаются ли изменения в структуре органов исполнительной власти и какое правительство мы получим?

— Действительно, Глава Дагестана внес существенные изменения в структуру АГиП. На совещании по вопросам строительного комплекса 27 января Сергей Алимович заявил, что структуру органов исполнительной власти передают на рассмотрение в республиканский парламент. 29 января он анонсировал создание кадровой комиссии по оценке компетенций руководящего состава, тем самым демонстрируя серьезные подходы к формированию АГиП и Правительства.

Дело в том, что на уровне федерального правительства в 2020-2022 годы осуществляется стратегический переход, а регионы встраиваются в единую вертикаль исполнительной власти. Изменения столь фундаментальные, что дагестанское правительство не успевает за этим.

Вице-премьерам федерального правительства предоставлены максимальные полномочия, в том числе для работы с регионами, в качестве приоритетного выбрано проектное финансирование. Утвержден Единый план по достижению национальных целей развития РФ на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.

Подготовлен проект Стратегии социально-экономического развития РД на период до 2030 года. Таким образом, и для дагестанского правительства предстоит стратегический переход, а на повестке нового состава дагестанского правительства задачи высшего порядка.

Могу предположить, что в Дагестане ожидаются в том числе изменения, возникающие с созданием единой системы публичной власти в РФ. И, в частности, с принятием Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ “Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ”, который, в том числе, регламентирует предмет совместного ведения РФ и субъекта РФ (Глава 7, ст.44, ч.1), также высший исполнительный орган субъекта РФ (Глава 4, ст.32). Согласно этому закону, некоторые положения предыдущего закона об общих принципах организации власти утрачивают силу с 1 июня 2022 года, а большинство положений – 1 января 2023 года. Таким образом, текущий год сложный и структурные изменения могут последовать еще.

— Что происходит в энергетической сфере Дагестана и как бы Вы прокомментировали активизацию работы после декабрьской пресс-конференции Путина? Являются ли озвученные Москвой меры достаточными для развития инфраструктуры республики?

— Несмотря на наличие собственных генерирующих мощностей и ископаемых природных ресурсов, Дагестан является «чистым импортером» топливно-энергетических ресурсов. При этом разрывы между объемами производства, добычи и потребления нарастают. Это напрямую сдерживает развитие экономики, приводит к аварийным сбоям, росту тарифов и цен, снижению объемов выпуска, конкурентоспособности отраслей и рентабельности предприятий. Именно по этим причинам в Дагестане сложился пассивный баланс: ежегодные затраты на закупку энергоресурсов и товаров за пределами республики составляют сотни миллиардов рублей. Таким образом, затяжной экономический кризис в Дагестане, прежде всего, имеет «инфраструктурные корни».

Текущее отставание Дагестана в инфраструктурном развитии столь велико, что вывод инфраструктурного комплекса на новый качественный уровень, применяя стандартные подходы и решения, невозможен. К примеру, проблемы догазификации территории, нехватки газораспределительных мощностей, задолженности и низкой платежной дисциплины, накапливались за последние три десятка лет, и они столь сложные, что потребовалось вмешательство президента страны. Фактор Главы государства способен расширить федеральное участие в планах, программах по развитию инфраструктурного комплекса республики, как и значительно увеличить объемы федерального финансирования.

— 27 января на совещании под руководством Сергея Меликова подведены итоги деятельности строительного комплекса Дагестана за 2021 год. Каково текущее состояние строительной сферы и планируются ли изменения?

— К многочисленным общеизвестным проблемам строительной отрасли в 2021 году добавился еще и рост цен на стройматериалы. Глава Дагестана назвал также снижение активности на рынке и падение спроса на недвижимость, незаконное строительство, сложную ситуацию со строительством социальных объектов. При этом необходимо отдельно рассматривать зону Махачкалинской агломерации, поскольку основные проблемы накопились именно здесь, ибо в этой зоне сосредоточены основные строительные мощности республики (85%) и объекты строительства. Кроме того, территорию Махачкалинской агломерации предстоит привести в нормативное состояние, а это огромный объем строительных и инженерно-технических работ.

В ходе совещания Сергей Алимович озвучил некоторые вопросы организации Махачкалинской агломерации. Так, на этот год запланировано создание и старт работы федерального Института пространственного планирования, который будет обеспечивать методическое сопровождение разработки градостроительной документации для крупных городов и агломераций. Также запланировано утверждение и начало реализации долгосрочных планов развития агломерации. При создании агломерации важно учитывать, что основное внимание от «градообразующих предприятий» переходит на «градообразующих жителей», а от градостроительства переходят к градоустройству. И, собственно, предстоит сложнейший агломерационный переход. При качественном планировании и соответствующем управлении на горизонте 2030 года может сложиться новый мегаполис России на базе Махачкалы. При этом, мощности инженерно-технических коммуникаций необходимо уже сегодня закладывать с расчетом на более дальние горизонты.

Конечно, развитию строительства препятствуют проблемы высокой изношенности инженерно-технических коммуникаций, дефицита перспективных участков для строительства объектов, недостаточного финансирования. В таких условиях строительная отрасль не может полноценно развиваться. Но здесь важны изменения, которые происходят в строительной сфере, прежде всего на федеральном уровне. Только в 2021 году принято 27 ключевых для строительной отрасли федеральных законов. Правительством определён универсальный перечень из 32 процедур для всех объектов капитального строительства вместо существовавших ранее 96 процедур. Для регионов распределены инфраструктурные бюджетные кредиты в объёме 500 млрд рублей. Для реализации новых инвестиционных проектов регионов существует также механизм реструктуризации бюджетных кредитов. Осуществлён выпуск инфраструктурных облигаций. Большое внимание уделено цифровой трансформации строительной отрасли. Разработаны и введены в эксплуатацию две информационные системы – ГИС для электронной карты страны и Федеральный портал пространственных данных.

— В соответствии с заявлениями Меликова, в Дагестане в вопросах развития многих отраслей сделана ставка на инвестиции. Правильный ли это подход? Наблюдается ли ощутимый прогресс в этом направлении?

— Это сложная для республики сфера. И проблема не нова, ведь инвестиции привлекались и раньше. Достаточно вспомнить о накопленном в огромном объеме незавершенном строительстве. И это тоже инвестиции. И в текущем периоде инвестируются немалые суммы. Считаю, здесь вопрос в эффективности, и тем более в правильном понимании развития. Именно развитию должны быть подчинены все прочие элементы системы, а не наоборот. По причине системных ограничений в предыдущие периоды мы не смогли реализовать Инвестиционную стратегию Дагестана широкого плана: земельные вопросы не решены, база низкая, риски по-прежнему высокие, крупных проектов, частных инвесторов и налаженных каналов инвестиций практически нет. Кстати, не могли позволить себе и полноценную Экспортную стратегию. В процессе реализации Стратегии-2030 эти ограничения должны быть преодолены.

Тем не менее, складываются следующие центры инвестиционной активности: города (Дербент, Каспийск, Махачкала, Хасавюрт и Кизляр), инфраструктурные и строительные проекты, промышленные сектора (виноградо-виноконьячный, рыбохозяйственный, стекольный, судостроительный, обувной кластеры). Крупными центрами инвестиций могут стать дагестанский участок Международного транспортного коридора «Север-Юг» и Махачкалинская агломерация. По ним нужны принципиальные решения, в том числе создание специальных проектных офисов или дирекций. Все эти центры нуждаются в качественном планировании, государственной поддержке и контроле со стороны правительства. А вокруг них должны складываться   предпринимательские и инвестиционные сообщества – пока этого не происходит. Необходимы принципиальные решения в сфере земельно-имущественного комплекса, а также финансового оздоровления крупных предприятий. Нужно определиться по будущим центрам инвестиций, опорным проектам территории, региональным институтам по привлечению инвестиций. Необходима ясность в вопросах создания инновационных или экспортоориентированных производств.

Кроме того, необходимо кардинально улучшить управленческую работу. Первое – содействие формированию институциональной среды Республики Дагестан, способствующей росту предпринимательской и инновационной активности: взаимодействие с бизнес-сообществом, инвесторами, экспертами, некоммерческими организациями РД и РФ. Второе направление: организация и контроль системы поддержки и сопровождения инвестиционных проектов и деятельности институтов развития в Республике Дагестан (реализация в Дагестане Приказа Минэкономразвития России от 30 сентября 2021 года № 591 «О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах РФ, «Региональный инвестиционный стандарт»). Третье направление: содействие в формировании и реализации инвестиционных программ крупных предприятий и муниципальных образований РД.

— Как Вы оцениваете достигнутые в 2021 году показатели республиканского бюджета и каким, на Ваш взгляд, он должен стать в ближайшем будущем?

Доходы консолидированного бюджета республики в 2021 году составили 185,9 млрд рублей, расходы – 181,1 млрд рублей, исполнение бюджета на уровне 90%. Учитывая темпы развития инфраструктуры и быстро растущий социальный комплекс Дагестана, оптимальными ориентирами бюджета до 2025 года были бы 250 млрд рублей при собственных доходах не менее 70 млрд рублей. Но собственные доходы республики (23-24% бюджета) отстают в росте. Причем, основной фактор роста в последние годы – поступления по налогам структур Сулеймана Керимова. Другие факторы: увеличение уровня актуализации в имущественной сфере республики и инфляционный рост, то есть, номинальный. Хотя размер республиканского бюджета в последние годы увеличивается, а бюджетная обеспеченность на душу населения выросла практически на четверть, пока это довольно низкие уровни.



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. мент:

    Что проку от журчания речей ….
    Долго, очень долго запрягается наш генерал . .. губернатор…
    Но, как всегда, нам, простому люду, хочется зрить или щупать результаты работы не только Меликова…
    Я вот всю думаю, почему чиновник с даговскими корнями все не тем занимается… Думаю, почему дагестанское общество не в состоянии генерировать порядочного чиновника, а дагестанская мать не может рожать токавой …