Что помешало коридору “Север-Юг” пройти через порты Дагестана?
5Президент России Владимир Путин провёл 14 мая в Ахтубинске совещание по вопросам социально-экономического развития Астраханской области, на котором весьма предметно, с участием ряда федеральных министров, были рассмотрены итоги, проблемы и планы развития региона. Сравнивая это обсуждение с совещанием по социально-экономическому развитию Дагестана, которое провёл глава государства в Махачкале 13 марта 2018 года, можно сделать вывод о том, что оно было менее подготовленным по всем характеристикам и что соседний регион выигрывает в поддержке и перспективах.
Меньше населения – больше внимания!?
Отличия бросаются в глаза, начиная с отсутствия членов Правительства России и кончая отсутствием проекта поручений по итогам совещания в Дагестане. Тогда как в Астраханской области доложили о ситуации в своих подведомственных сферах первый заместитель Председателя Правительства РФ – министр финансов, министры экономического развития, здравоохранения, просвещения, спорта, промышленности и торговли, строительства и ЖКХ, а также руководитель Росрыболовства.
Они достаточно подробно осветили вопросы по своим направлениям развития и ответили на дополнительные вопросы Владимира Путина. Из их выступлений легко убедиться, что параметры поддержки планов властей Астраханской области в социальной сфере, реализации инвестиционных проектов, а также строительстве и ремонте и инженерной инфраструктуры со стороны федерального центра в рамках национальных проектов и государственных программ, если пересчитать на душу населения, несколько выше, чем аналогичные по Дагестану.
В частности, на совещании сообщили, что помимо нацпроектов на 9,4 млрд рублей, с начала года, с учётом указаний Президента РФ, был сформирован перечень 50 приоритетных объектов инфраструктуры в сферах здравоохранения, образования, культуры и спорта, из которых по 41 начало работ запланировано на текущий год и решение о финансировании принято по 38 объектам. Вспоминаются сообщения о запланированных 14 млрд рублей на национальные проекты в Дагестане на 2019 год и заявления отстранённого от должности министра экономики и территориального развития Дагестана Османа Хасбулатова о планах представления в Правительство России перечня на строительство 372 объектов с общим объемом финансирования более 360 млрд рублей.
Впрочем, отставание по многим социально-экономическим показателям и острота проблем в Астраханской области, где проживает чуть более одного миллиона человек в противовес более чем трём миллионам жителей Дагестана, тоже велики.
Порт Оля – локомотив развития!?
Но не только разный уровень совещаний обращает внимание с точки зрения интересов республики. Из стенограммы обсуждения вопросов развития Астраханской области со всей очевидностью следует, что многочисленные разговоры на разных уровнях о больших перспективах и планах создания транспортно-логистического хаба, включая расширение и реконструкцию Махачкалинского морского порта, строительство нового морского порта около Каспийска и судостроительного завода, а также ремонт и строительство подъездных железнодорожных и автодорожных путей, так и останутся разговорами.
Такой вывод напрашивается уже со вступительного слова Владимира Путина на совещании в Ахтубинске, в котором после общих слов о большом экономическом потенциале Астраханской области, он заявил:
“Первое: много лет назад было принято решение о развитии порта Оля. В 2004 году к нему была проведена железнодорожная линия. Однако до сих пор на полную мощность порт не заработал, да и объём грузов, перевозимых по железной дороге, пока далёк от желаемого.
Между тем грузопотоки в Каспийском регионе в целом, в том числе транспортные, постоянно растут. Но значительные объёмы грузов всё ещё идут в обход России, и, естественно, их забирают наши соседи, и правильно делают – они борются на рынке. Почему? Потому что создают современные мощные портовые и логистические комплексы.
Возможно, одним из вариантов решения проблемы станет предложение специальных условий для привлечения транзитных грузов и инвесторов, которые будут готовы построить соответствующую инфраструктуру для обработки этих грузов и их транзита через российскую территорию“.
То есть речь идёт о концентрации усилий федеральных властей на инвестициях в порт Оля в Астраханской области. И ни слова о других российских портах на Каспийском море, и, в первую очередь, о Махачкалинском или планировавшегося около Каспийска. Причём одновременно речь идёт и о создании условий для привлечения транзитных грузов и инвесторов.
Более того, вторым важным пунктом плана развития Астраханской области обозначена всесторонняя поддержка судостроительного предприятия “Красные баррикады”. А ведь и в Дагестане говорили о восстановлении или строительстве судостроительного завода…
На этих же направлениях развития области сконцентрировал внимание на совещании и министр экономического развития РФ Максим Орешкин, который сообщил:
“Первый акцент – это использование логистического потенциала, связанного с двумя транспортными коридорами: «Север–Юг» и «Восток–Запад». Здесь мы активно поработали с Минтрансом, провели работу по верификации существующих и перспективных грузопотоков, и, по нашим оценкам, в ближайшие семь-восемь лет тот грузопоток, который приходится на российскую инфраструктуру, может удвоиться по сравнению с текущим уровнем. Соответственно, это всё нужно обеспечивать инфраструктурой, причём идёт речь не только об Астрахани, а обо всём Каспийском регионе“.
В связи с этим он предложил поддержать развитие портовой инфраструктуры в Астраханской области через наделение соответствующих территорий статусом портовой особой экономической зоны, поскольку и казахские, и туркменские, и азербайджанские порты, которые работают на Каспии, имеют льготный налоговый режим, и для конкуренции нужно выстраивать ровно такие же условия. Орешкин также заявил, что для обеспечения транзита грузов необходимо развитие автодорожной инфраструктуры в регионе.
Врио губернатора Астраханской области Сергей Морозов отметил, что Оля является портом, как говорят, пяти морей, и призвал активно использовать это конкурентное преимущество перед российскими и зарубежными портами в доставке грузов внутренним водным транспортом. На ещё одно потенциальное преимущество планов развития порта указал генеральный директор особой экономической зоны «Лотос» в Астраханской области Сергей Милушкин. Напомнив, что мир, в том числе порты на Каспии, переходит на перевозку в контейнерах, он рассказал об экономических выгодах строительства порта или контейнерного терминала и сообщил о готовности частного инвестора в лице владельца портово-логистической компании «Каспий» и основного акционера Европейской подшипниковой корпорации Олега Савченко вложить в проект 15 млрд рублей.
Между тем перед началом совещания 14 мая ТАСС, со ссылкой на материалы к рабочей поездке президента РФ Владимира Путина в Астраханскую область, сообщило, что инвестиции в создание особой экономической зоны (ОЭЗ) на территории морского порта Оля в Астраханской области составят 75 млрд рублей, из которых затраты частного инвестора 13,9 млрд рублей – на строительство частного порта.
А министр транспорта РФ Евгений Дитрих проинформировал о планах капитального ремонта автодороги Р-22 «Каспий», которая входит в состав коридора «Север–Юг». Кроме того, он напомнил, что существуют решения, которые связаны с развитием железнодорожных коридоров «Север–Юг», развиваемые в юго-восточном направлении и по которым, по сути, будет организовываться весь основной грузопоток.
Президент России позитивно оценил почти все предложения по программе развития Астраханской области и поручил дополнить проект перечня поручений по итогам совещания.
Выводы
Во-1-х, из итогов совещания следует, что толи из-за медлительности республиканских властей, то ли недостаточного политического веса главы Дагестана Владимира Васильева и Председателя Правительства Артёма Здунова, но внимание Владимира Путина к астраханскому варианту развития МТК «Север–Юг» оказалось успешно привлечено другими заинтересованными лицами. Не на высоте оказались и член Совета Федерации ФС РФ Сулейман Керимов вместе с депутатом Государственной думы ФС РФ Магомедом Гаджиевым, которые в 2016-2017 годах воевали за контроль над Махачкалинским морским портом с находящимся под арестом коллегой-олигархом Зиявудином Магомедовым.
Во-2-х, это не значит, что Дагестан попал в забвение в плане развития портов на Каспии. Определённая поддержка будет оказана, но о масштабной помощи в ближайшие годы говорить не приходится. Основная надежда федеральных властей на железнодорожную ветку из Тегерана и Баку в Санкт-Петербург, о преимущественном использовании которой говорил министр транспорта РФ Евгений Дитрих. Однако в какой мере принесёт этот транзит пользу для республики, пока неясно.
В-3-х, хорошо было бы организовать аналогичное совещание и в Дагестане, предварительно подвергнув экспертизе прежние и подготовив новые конструктивные предложения и инвестиционные проекты.
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:
Собаку обходят сзади, лошадь – спереди, а даговского чиновника – со всех сторон!
Наведите порядок у себя, уберите мусульманских террористов , авоспитайте нормально своих патлато- бородатых молодых особей , тогда возможно люди и деньги потянулся к Вам. А пока деградируйте дальше. Вас даже уже перестали официально пускать в некоторые китайские города, считая Вас не совсем полноценными (но это мягко сказано).
Видимо чувствуют себя под оккупацией, а в не воле сами понимаете тяжело видимо развиваться.
А давайте попробуем убрать с нашей головы паразитические надстройки, ввиде всяких вертикальных грантососов и минстерстве по делам Северного Кавказа и еще 100+1 надсморщиков. Ведь раньше без них как то жили.
Отдай деньги за нашу нефть. газ.таможню. трубопроводы. Ж\Д. международные порты и аэропорты. военные зеказаы. Морепродпродукты и С\х. в НАШ БЮДЖЕТ.
Думаю этих денег нам для 3 млн чел хватит с избытком, а свои наставления читайте себе на НОЧЬ.
Дагестанские руководители знают как всё должно быть, но не знают как это сделать. Проводят т.н. страгетические сессии, занимаются разговорами, наверняка пишут протоколы, а соседи внедряют жизнеспособные проекты.