Что означает политическая часть программы Владимира Васильева для Дагестана?

0

Как сообщало РИА “Дербент”, 9 сентября в ходе сессии Народного собрания РД состоялись выборы главы Дагестана, на которых победитель – Владимир Васильеввыступил с программой действий органов исполнительной власти на ближайшие годы и ответил на вопросы депутатов. И, хотя избрание прошло по предсказуемому сценарию, были интересные детали, которые тоже имеют значение и могут оказать влияние на процессы, если не сейчас, то со временем. Но пока главным представляется вопрос о соответствии программных тезисов главы Дагестана на ближайшие годы, которые он провозгласил, – реалиям жизни, а также ожиданиям общества и начальства в Москве.

Очищению – да, выборам – нет

В политической сфере курс Васильева, оглашённый в программном выступлении свёлся к трём пунктам. Первый – это антикоррупционная кампания, которая ведётся и будет продолжена вместе с федеральными правоохранительными и контрольными органами. Сам по себе этот тезис воспринимается большинством дагестанцев позитивно, и он уже начал приносить свои плоды в виде некоторого снижения уровня воровства, повышения дисциплины у чиновников, улучшения качества реализации инвестиционных и социальных проектов.

Обратило на себя внимание то, что он упомянул только “системную работу по очищению высших эшелонов власти от коррупции, должностных и хозяйственных преступлений”. Но можно ли ожидать распространения “работы по очищению высших эшелонов власти” на муниципальный уровень, а также на предприятия и учреждения. И хватит ли сил командированных из Москвы на всех нарушителей, если с уже арестованными много хлопот? И не упрётся ли борьба с коррупцией среди республиканских органов власти в коррупцию в федеральных правоохранительных и контролирующих органах?

Тем более, что Васильев в своём выступлении только благодарил их, хотя у всех вопрос: если коррупция стала системной, то куда “федералы” глядели все предыдущие годы?

В программе главы Дагестана ничего не было сказано о возвращении института прямых выборов глав муниципалитетов и хотя бы частичного возвращения выборов депутатов по одномандатным избирательным округам. Роль институтов гражданского общества, в том числе СМИ, для осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти, обычно ведущих к снижению уровня коррупции, тоже не обозначена. Дело ограничилось указанием на то, что “мне необходима поддержка основных политических сил, духовенства, жителей Дагестана”.

Расчёт будет делаться, по словам Васильева, на то, что “базовыми принципами нашей деятельности становятся открытость, уважение к людям, честность. Продолжая эту работу мы намерены вернуть доверие народа, но и умножить число готовых сотрудничать с властью”. Это скорее патерналистский подход (Система, принципы и практика государственного управления, построенного по парадигме воспитания и контроля отца над детьми в патриархальной семье. В политическом контексте – тип руководства, при котором руководители обеспечивают удовлетворение потребностей подчиненных взамен за их лояльность и послушание. – Энциклопедия социологии), при котором нет веры в позитивную самоорганизацию общественных сил и их разумное поведение.

Однако в условиях господства вертикали исполнительной власти патернализм превращается в авторитарное управление, которое имеет высокие риски фаворитизма, коррупции, неэффективного управления.

Судя же по выступлению полпреда Президента России в СКФО Александра Матовникова на сессии Народного собрания РД, в котором он заявил Васильеву, что “Ваши воля и настойчивость, энергия и целеустремленность, богатый профессиональный и жизненный опыт, выдающиеся лидерские качества ни у кого не оставляют сомнений в том, что поставленные цели будут достигнуты” – ставка делается именно на авторитарные методы управления. Полпред Президента РФ одобрил проводимый Васильевым курс, пообещал ему поддержку “федералов” СКФО и призвал депутатов республиканского парламента оказывать ему содействие “в его ответственной миссии независимо от ваших политических взглядов, конфессиональной либо национальной принадлежности”. В этом тоже проявляется ставка Кремля на дальнейшую централизацию власти по вертикали и горизонтали.

Кадровая капля

Второй пункт программы в политической сфере – “работа с кадрами“. Глава Дагестана констатировал, что “вместо привлекаемых к ответственности и увольняемых чиновников не только подбираются кандидаты из действующего кадрового корпуса, но и привлекаются к управлению, владеющие современными успешными практиками и технологиями из-за пределов республики”. Он также повторил свои оптимистические оценки и ожидания от результатов двух конкурсов на резерв управленческих кадров.

Однако количество назначенных на должности резервистов приблизилось лишь к 30, в резерве остаются ещё 85 (61+54-30), тогда как общее число чиновников в 40 органах государственной власти на 10 января 2018 года составило 4165 человек, из которых 740 отнесены к замещающим руководящие должности. То есть обновление руководящих кадров составило лишь 4%. Капля в море! Ситуация выглядит ещё печальней, если учесть 3967 муниципальных служащих городских округов и муниципальных районов, из которых 1 036 замещают руководящие должности, а также лиц из более 1500 сельских поселений и посёлков городского типа! Не говоря уже о тысячах учреждений и предприятий, нуждающихся в существенном и ускоренном обновлении руководства.

Бережливое правительство

Третий пункт надо скорее назвать политико-экономическим, поскольку Владимир Васильев объявил, что в “при поддержке экспертов госкорпорации «Росатом» мы начали реализацию проекта «Бережливое правительство», цель которого – оптимизация административно-управленческой деятельности путем устранения всех видов необоснованных затрат в работе государственных органов и учреждений, избавление от лишней бюрократии, высвобождение дополнительных ресурсов и сокращение сроков принятия управленческих решений.

Тоже хорошее начинание, однако судя по сообщениям из других регионов, где уже почти год как началась реализация этого проекта, оно касается в основном низовых структур на уровне муниципалитетов, предприятий и учреждений и там не очень торопятся. Более того, например, Глава Башкортостана Рустэм Хамитов, выступая 25 июля 2018 года на втором заседании координационного совета по реализации проекта, обратил внимание, что “последний положительный эффект имеет и обратную сторону – высвобождение трудовых ресурсов”.

Похвалы как Абдулатипову

Примечательным в политическом контексте было появление в зале заседаний парламента представителя Дагестана от Народного собрания РД в Совете Федерации Сулеймана Керимова, который не часто жалует республиканские органы власти своим вниманием, хотя к нему чиновники относятся с пиететом. Заявление Васильева о том, что он не видит необходимости менять представителей от Дагестана в Совете Федерации ФС РФ, его указ о переназначении сенатором Ильяса Умаханова, а также оживлённые беседы Керимова с врио председателя Правительства республики Артёмом Здуновым в перерыве сессии, говорят о том, что в высших эшелонах российской власти решили сохранить статус-кво. Хотя в последние месяцы публиковались различные информационные вбросы федеральных СМИ о добровольно-принудительном уходе из верхней палаты российского парламента многих представителей регионов, в число которых, по некоторым признакам, попадали то Керимов, то Умаханов. Тем более, что к этому были определённые хорошо известные дагестанцам предпосылки.

В последовавших к избранию Владимира Васильева главой Дагестана комментариях экспертов и депутатов, опубликованных в государственных СМИ, сплошной елей, похвалы и славословия в адрес победителя. Особенно удивительно слышать их от парламентариев, которые также славили Рамазана Абдулатипова.

Более того, они входили в систему власти в Дагестане, у них остались в республике если не кланы, то свои клиентелы, у них имеются свои интересы. Их приспособительные способности и неиссякаемое желание власти могут сыграть роковую роль в судьбе Васильева.

Хотя предупреждение в лице бывшего первого заместителя Председателя Правительства Дагестана Рамазана Алиева он получил. Поэтому, вероятно, глава Дагестана упомянул в своём выступлении персонально только его фамилию и экс-начальника УФНС по РД.

Но означает ли это, что будут “рубиться корешки”, сохраняя “вершки”, или всё же “мухи отдельно, котлеты отдельно”, покажет время.

Эдуард Уразаев



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *