Чем маркетинг нам поможет?

0

Ещё в начале 90-х годов прошлого столетия, с переходом российской экономики на рыночные отношения, все хозяйствующие субъекты, в т.ч. завод им. Гаджиева, переживали крайне тяжёлые финансово-экономические времена: последствия гиперинфляции, отсутствие доступных кредитов, неплатёжеспособность потребителей традиционной продукции, неспособность промышленных и других предприятий эффективно работать в новых рыночных условиях и т.д.

Успешно завершив обучение в Санкт-Петербургском Государственном университете экономики и финансов, вернувшись на завод им. Гаджиева, по рекомендации генерального директора завода Абдулвагаба Папалашова, в 1995 году мною был создан отдел маркетинга (единственный на тот период отдел в Дагестане), для решения важнейшего вопроса завода – перестройки деятельности завода на рыночные рельсы. В течение того же года мною были проведены 3-х недельные курсы для работников заводоуправления и начальников цехов по организации работы завода в условиях рыночной экономики (на основе маркетинга и менеджмента); с помощью новой рыночной ценовой политики завод постепенно «возвращал» ранее «потерянных» в конкурентной борьбе потребителей; на регулярной основе нами осуществлялась диагностика уровня конкурентоспособности каждой товарной позиции завода, успешно выполняя требования рынков; производственные планы завода стали формировать не на склад, а в соответствии с платёжеспособным спросом – строго по согласованию с отделом маркетинга; впервые на заводе были изготовлены выставочные образцы продукции и рекламные материалы (каталоги, буклеты, рекламные проспекты, в т.ч. на анг. яз); регулярно принимали участие в международных, российских и региональных выставках (газета «Гаджиевец» № 5 (394), 1996 г.).

Особняком стояла функция отдела маркетинга по освоению новой конкурентоспособной продукции для платёжеспособных потребителей. Так как завод на тот период уже имел колоссальный опыт по производству винтовых насосов для угольной промышленности, по согласованию с директором завода, мною в течение 1995 года были проведены масштабные маркетинговые исследования российского рынка оборудования для добычи вязкой нефти – глубинных скважинных винтовых насосных установок для добычи нефти, в т.ч. с посещением ряда нефтедобывающих предприятий России и участием во многих международных выставках оборудования для добычи нефти. Приведу лишь некоторые ключевые параметры данного рынка из маркетинговых исследований: платёжеспособный спрос на винтовые насосные установки для добычи вязкой нефти – 30 тыс. шт. в год, не запущенных в разработку скважин, нуждающихся в этих установках – 60 тыс. шт., из них: месторождение «Русское» в Западной Сибири – 10 тыс. шт. в год, в Архангельской области – около 5 тыс. шт. в год, в Республике КОМИ – 4 тыс. шт. в год, в Ненецком АО – около 2 тыс. шт. в год и т.д. Конкуренты: «Меч» (Германия), «Куду» (Канада), «Гриффин» (США) и ни одного отечественного производителя, в которых, по результатам наших опросов,  очень нуждались российские потребители установок, из-за дороговизны комплектующих, запчастей и сервисного обслуживания указанных конкурентов. В подтверждении изложенного, к маркетинговым исследованиям мною были приложены договор с ОАО «Роснефть» на поставку 6 установок, ещё не освоенных на тот период, и несколько протоколов о намерении. В маркетинговых исследованиях российского рынка винтовых установок (всего 168 страниц) было отражено очень много другой не менее важной информации. У завода появилась реальная возможность стать монополистом на российском рынке среди отечественных производителей винтовых установок для добычи нефти, а также возможность вытеснить конкурентов и завод воспользовался этим шансом после принятия решения генеральным директором завода об освоении данных винтовых насосных установок на основании маркетинговых исследований (газета «Гаджиевец» № 2 (433), март, 2000 года)

Далее, генеральным директором завода была организована большая работа по испытанию насосных установок. Они прошли на скважинах ОАО «Роснефть» в Избербаше, Южно-Сухокумске, Нефтекумске, в Альметьевском насосном заводе ОАО «Татнефть», совместно с компанией «РИТЭК-ИТЦ» на уфимских месторождениях ОАО «Лукойл». В конечном итоге испытания завершились успешно! Из-за отсутствия государственной поддержки и сложной экономической среды на освоение этих уникальных насосов завод потратил 19 лет и не зря! На сегодняшний день, ежегодно завод производит и реализовывает винтовых насосных установок для добычи нефти около 500 шт. и это не предел – потребности российского рынка, как указано в маркетинговых исследованиях – более 30 тыс. шт. в год! Следует отметить, что колоссальную работу также по организации сбыта установок, в том числе и на федеральном уровне, сделал генеральный директор завода. С помощью только этих насосных установок можно добиться значительного роста доли промышленности в структуре ВРП республики, если на государственном уровне поддержать завод им. Гаджиева. Наверное, по согласованию с заводом им. Гаджиева, целесообразно было бы разместить данное производство также на других промышленных предприятиях, ведь платёжеспособный спрос огромен!

В дальнейшем, в процессе моей трудовой деятельности на заводе им. Гаджиева, я работал также на других руководящих должностях и дошёл до Первого заместителя генерального директора по финансово-экономическим вопросам и развитию предприятия. Я очень рад, что, как «Гаджиевец», за период работы на родном заводе, внёс свою положительную и немалую лепту в развитие экономики завода им. Гаджиева!

Как показывает практика, без маркетинга любое производство обречено на провал. Поэтому считаю целесообразным и даже обязательным: а) на региональном уровне «тотально» комплектовать структуры управления промышленных предприятий отделами маркетинга (обязательно из профессиональных маркетологов) и Первым заместителем генерального директора по маркетингу; только в этом случае ситуация на промышленных предприятиях может измениться в лучшую сторону; б) ввести в структуру управления Правительства Республики Дагестан управление по развитию Республики Дагестан и координации деятельности ключевых министерств и ведомств республики, которая хотя бы частично компенсирует функции упразднённого Госплана республики; в) на уровне Правительства Республики Дагестан принять возможные меры по снижению налоговой нагрузки на промышленные и другие предприятия (в рамках региональных полномочий), доступности денежно-кредитных ресурсов и системной подготовки рабочих и других кадров для конкретных предприятий.

Совет Региональных отделений политических партий Республики Дагестан, в состав которого входят 19 политических партий, а также опытные промышленники, экономисты, технические специалисты, юристы, маркетологи и др. всегда рад быть полезным в любом уголке нашей республики!

 

Муфтали Яхъяев,

Председатель Совета Региональных отделений политических партий Республики Дагестан, Председатель Дагестанского отделения политической партии «Российская партия садоводов», член Правления Российского союза промышленников и предпринимателей в РД



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *