Большие проекты и «быстрые победы» Дербента

1

Вторая часть публикации руководителя управления архитектуры и градостроительства Дербента Исы Магомедова посвящена новым районам и другим крупным проектам Дербента, а также происходящим на наших глазах «быстрым победам». См. также первую часть.

Большие проекты, как мы их называем, – это такие проекты, реализация которых длится от двух до пяти лет: набережная, канатная дорога и дворец спорта. Они требуют большого внимания и серьезных ресурсов уже на этапе проектирования, так как в технологическом плане отличаются большой сложностью и уникальностью.

Набережная – это самый большой проект. Ее длина составит 12 км. Возведение и благоустройство объекта мы реализуем поэтапно. Первый этап – 1,5 км в исторической части города. Там же будет располагаться нижняя станция «канатки». Канатная дорога окажется «в теле» города вдоль улицы Пушкина, что также осложняет ее возведение. Нам приходится учитывать все ограничения и контекст окружающей городской среды.

К масштабным проектам относится и комплексное освоение территорий. Такого рода проекты у нас заложены и на юге («Южный микрорайон»), и на севере (район «Карьер» и Аваин-4). ). Они были представлены замглавы Минэкономразвития РФ Михаилу Бабичу.

Площадь территории (на бывших землях зональной опытной станции), выделенная на освоение Южного микрорайона, составляет 170 га. Для того, чтобы заинтересовать инвесторов нам необходимо подвести туда всю необходимую инфраструктуру, именно на это мы и попросили
помощи у федеральных властей. Если нам удастся найти понимание с ними, то мы запустим пилотные проекты с новыми стандартами жилья и общественных пространств. На этой территории планируется строительство уникального по архитектуре и пространственному решению духовного проекта, который объединит мечеть, церковь и синагогу. Рядом будет располагаться общественное пространство в виде парка.

Также в микрорайоне предусмотрены гостиничные комплексы и административные здания. Помимо этого планируется разместить там различные общественные учреждения: торговые и образовательные объекты, включая высшее учебное заведение – институт. Высокие
требования предъявляются и к жилому сектору – будет строиться жилье нового стандарта – малоэтажные здания с функцией «миксюз» (смешанное землепользование) на первых этажах, которая позволит получить общественные услуги, не выходя из дома.

На севере планируется возведение аналогичного комплекса, но меньшего масштаба. Его особенностью будет обширное общественное пространство в виде парковой зоны со скульптурными объектами, располагающееся на 9 га территории. А вокруг него запланировано
возведение жилья нового стандарта, социальных и прочих, в том числе досуговых, объектов в достаточном количестве, так как в настоящее время вся северная зона испытывает дефицит в общественных учреждениях.

Стоит отдельно остановиться на транспортной инфраструктуре, которая является основой для развития территорий города. В текущем году мы завершили проектирование 23 улиц и начали проектирование еще 68 улиц. Примерно 10 улиц в центре ожидает капитальный ремонт
согласно новым стандартам объемно-пространственного регламента. Это достаточно большая работа. Также будут отремонтированы и реконструированы образовательные учреждения (9 школ и 5 дошкольных учреждений).

Отдельную часть составляют проекты, упоминавшиеся ранее, – это «быстрые победы», которыми следует заниматься здесь и сейчас. К ним относится реконструкция магалов – необходимый фронт работ для благоустройства исторической части Дербента и налаживания туристической инфраструктуры.

Магалы – исторические кварталы города, расположенные ниже цитадели «Нарын-Кала». Они представляют собой один из главных туристических зон, на его территории расположены древнейшие культурно-исторические объекты, например, Джума-мечеть. Будут подготовлены регламенты c дизайн-кодом для каждой из трех зон города: это и Магалы, и Дубары, и Новый город. Регламенты будут утверждаться городскими нормативно-правовыми актами. Кроме того в них будут прописаны вопросы охраны объектов, согласованные с министерством культуры Дагестана. Все это коснется и проблемы благоустройства фасадов частных домов, которые должны соответствовать единой концепции.

Первый этап благоустройства магалов уже завершился. Он стал для нас тестовым. Благодаря победе во Всероссийском конкурсе Минстроя РФ по отбору лучших проектов в сфере создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях мы получили финансирование. Мы многое опробовали и приобрели ценный опыт. Теперь мы приступаем ко второму и третьему этапам. Будем реконструировать улицу Рзаева, которую мы вывели из программы благоустройства магалов, представив отдельный проект по ней на федеральное финансирование. Нам в итоге удалось второй раз выиграть конкурс Минстроя.

При хорошем стечении обстоятельств мы можем уже в 2022 году завершить благоустройство старого города. Несмотря на тесноту и скученность, в магалах появятся новые объекты, такие как детская площадка. В своей работе мы опираемся на опыт других исторических поселений, в том числе и зарубежный.

Важно изменить отношение к своей среде обитания со стороны жителей магалов, чтобы совместными усилиями создать комфортную среду, сохранив при этом исторический облик. Примечательная история с корзинами для цветов, которые украсили магалы. Но мы не сразу нашли понимание, и личное обращение главы города Хизри Абакарова, его общение с горожанами существенно помогло в этом процессе. Нам предстоит еще большая работа с фасадами и крышами зданий.

Мы еще не приняли окончательное решение по кровельным покрытиям. В этом вопросе многое зависит от финансирования, так как у муниципалитет не может спонсировать оформление крыш, находящихся в частной собственности. Тут многое зависит от механизма поддержки граждан, которые будут реализовывать регламент по реставрации кровли, принятый городом. Решения могут быть разными – освобождение от налогов, субсидии, в том числе с грантовой поддержкой. Мы внимательно изучаем имеющийся опыт.

Благоустраивая магалы, необходимо обеспечить их экономическое развитие за счет внутренних ресурсов, чтобы население исторической части не оказалось в депрессивной ситуации, когда нет мест приложения труда, а с другой стороны будут наложены обязательства по соблюдению более строгого регламента, чем в других районах города.

Среди других объектов – комплексное благоустройство парка Низами, включая уникальный фонтан (в работе), «туристическая миля»– маршрут вдоль крепостной стены от Кырхляр-капы до набережной (в работе). Отдельным проектом является комплексное благоустройство
территории кладбища «Кырхляр», которое финансируется лично Сулейманом Керимовым. Данный важнейший объект города сильно преобразится: будет реконструирована территория тазията, входная архитектурная группа, зона парковки, под которую изъяли и снесли два объекта. Комплексное благоустройство охватит и Сосновый бор. К нему мы приступим примерно через месяц. На первом этапе будет облагорожено пейзажное пространство – входные зоны, покрытия, смотровые зоны, зоны кемпинга и вечернего освещения, установлены малые архитектурные формы. Новым объектом города станет парк «Патриот», где будет размещаться «Лунь». В ближайший квартал мы перейдем к этапу реализации. Это будет многофункциональная территория: от тихих прогулок и пляжа до зон страйкбола и других военных игр. К «быстрым победам» относится и создание комфортных пешеходных зон в центре города.



Добавить комментарий

Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях:


     

Комментарий имеющий гиперссылку, будет отправлен на проверку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

  1. максим:

    Заодно можно было бы рассмотреть и вопрос переселения  жителей магалов  вниз – в город, где у них были бы более комфортные условия жизни. А верхние магалы, (примерно от 6 до 9) облагородить и подготовить для посещения туристов. Хибары – самострой можно снести, и на их месте построить мини -гостиницы, как в цивилизованных странах Европы.