Блеск или блеф? Отчет Рамазана Абдулатипова по майским указам Путина – в оценке эксперта

8 декабря практически синхронно со своими докладами выступили Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, отчитавшийся о ходе реализации майских указов Президента России, и глава Минпромторга РД Юсуп Умавов, рассказавший об итогах уходящего года в промышленности.

Оба доклада получились довольно претенциозными и оптимистичными. Однако сколько в изложенных данных объективной реальности и какова ситуация в социальной и экономической сферах Дагестана – с этими вопросами РИА «Дербент» обратился к известному экономисту Маиру Пашаеву.

Маир Эминбекович, власти отрапортовали о 134,9% роста промышленного производства за 10 месяцев текущего года и удваивании производства за последние 4 года? К примеру, выросло производство электроэнергетики, но при этом не указывается, что 2016 год получился дождливым: водохранилища ГЭС оказались переполненными. Получается, рост происходил естественным путем, вне зависимости от деятельности Абдулатипова и его правительства, которые везде рапортуют о 30% промышленном росте!

— В этих процентах «роста» три составляющие. Во-первых, действительно, текущий год был дождливым и, как минимум, половина «роста» обеспечена дождями, точнее, увеличением выработки электроэнергии вследствие заполнения водохранилищ ГЭС. Как вы понимаете, дожди идут не по воле Абдулатипова.

Маир Пашаев

Во-вторых, рост обеспечили оборонные заказы для дагестанских промышленных предприятий в размере до 5 млрд. рублей — Абдулатипов тут тоже не причем.

Третий фактор роста — инфляционный. Порядка 12-13%. Если бы промышленность росла опережающими темпами, мы бы наблюдали увеличение удельного веса промышленности в ВРП Дагестана.

Однако, это те же самые 6%, которые были и в 2012 году. Мы бы за эти годы получили рост налогов к ВРП, однако, происходит снижение соотношения, с 4% до 3%. Напомню, Абдулатипов в начале 2013 года обещал за три года поднять показатель в два раза, а общий объем налогов и сборов (собственных доходов) довести до 10% к ВРП, в сумме 50 млрд рублей. По итогам 2015 года имеем 4,5% к ВРП, примерно такой же уровень ожидается за 2016 год. Для сравнения: в 2012 году уровень был 5%.

Как вы считаете, учтен ли инфляционный рост, составляющий порядка 50% по сумме последних четырех лет? Этот фактор приобретает особую актуальность на фоне недавно принятого бюджета, номинальный объем которого значительно сократился.

— Дело в том, что Абдулатипов человек далекий от экономики и параметров бюджета. Для него главное, отчитаться перед центром. Индекс дефляции (поправка на инфляцию) не учитывается в параметрах бюджета.

Таким образом, мы можем констатировать, что бюджет Дагестана последних лет от номинальных параметров 2012 года в реальном выражении ежегодно сокращается как минимум на 10-12% в год, и бюджет 2017 года в своем реальном весе составляет половину бюджета 2012 года.

Это катастрофическое сокращение бюджета, при котором в республике начинаются необратимые отрицательные процессы, как в экономике, так и в социальной сфере.

Глава Дагестана говорит о том, что в вопросе обеспечения детей дошкольного возраста местами в детсадах «за эти годы сделано столько, сколько не было сделано за прошедшие десятки лет». Тут же он отмечает, что свыше 23 тысяч детей все еще числятся в очередях на зачисление в детсады, тогда как только по Махачкале данные об очередях в детсады оцениваются в 70 тысяч человек. В продолжение темы о детских садах вице-премьер Анатолий Карибов отметил, что для полного решения данной проблемы потребуется еще 15 млрд рублей. Каким цифрам следует верить?

— Это манипуляция цифрами. В республике ежегодно строили и школы, и детские сады. Ни в коем случае не верить Абдулатипову. Действительно, за последние годы по федеральной программе были построены порядка 40 детских садов. Но программа была утверждена еще 2012 году, до прихода Абдулатипова.

Для сравнения скажу, что и до Абдулатипова ежегодно по 10-12 детских садов строилось. Но, при этом чиновники во главе с Абдулатиповым половину из этих федеральных средств направляли непонятно (или понятно) куда. Сравните стоимость строительства по годам, ее раздули, с целью воровства бюджетных денег.

Остальные места созданы муниципальными бюджетными средствами, в частности, более 50 зданий были перепрофилированы и приспособлены под детские сады. Таким образом, цифру сданных мест тоже раздули.

Опять-таки для сравнения, приведу другую цифру — в построенных Абдулатиповым детских садах одно место стоит около 800 тысяч рублей, а в приспособленных или построенных муниципальных детских садиках не более 100 тысяч рублей. Причина – воруют!

И Абдулатипов, и Карибов говорят о постепенном решении проблем с зарплатами, отмечая их постоянный рост. Однако этот пункт вызывает сомнения, учитывая общий кризис, охвативший страну. Не за счет сокращения штатов ли повышается зарплата в Дагестане?

— Если речь идет о выполнении майских указов президента Путина от 2012 года, то в этом случае чиновники во главе с Абдулатиповым точно обманывают президента. Средняя зарплата в сфере образования Дагестана — около 12-14 тыс. рублей, т.е. порядка 70% средней зарплаты по экономике республики. Как известно, доложили о достижении 83%.

На самом деле, в сфере образования идет сокращение штатов — именно за счет этого идет некоторое повышение уровня зарплат. Что удивительно, сокращение происходит в функциональной сфере, педагогических кадров.

О росте темпов строительства. Насколько адекватны данные руководства Дагестана на фоне огромного числа нарушений при вводе в эксплуатацию жилых домов в Махачкале и Каспийске? Следует ли верить информации о скором массовом переселении жильцов ветхих домов в Дагестане?

— Строительство в Дагестане в глубоком кризисе и нельзя верить цифрам отчетов. Они берутся с потолка, как например, данные по сбору винограда или овощей, фруктов – сплошные приписки. Строится порядка 800 тысяч кв. метров в год, не более, с учетом строительства частных домов.

По программе переселения из ветхого жилья в текущем году строят около 40 тыс кв метров жилья, но там много махинаций. В частности, дома все строятся с коммерческими первыми этажами, в результате по программе выделяются чуть больше половины площади.

Известен случай, когда построен дом площадью 4 тыс. кв. метров, а по программе переселения из ветхого жилья в этом доме выделено 700 кв. метров. На это закрывают глаза по той причине, что государственные субсидии в размере 26 тыс руб на кв метр засройщикам предоставляются с откатами, разрешения на строительство тоже стоят денег.

При этом дома расположены впритык к улицам, они практически без дворовых территорий, парковочных площадей, с нарушениями норм озеленения озеленения, качество строительных и отделочных работ не соответствуют стандартам, ниже среднего. В первый же сданный год назад в Дербенте дом жильцы отказывались заселяться. А ведь со временем проявятся и другие недостатки работ. Думаю, федеральный центр должен реагировать на такого рода нарушения.

Ямуддин Кюринский

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован.