А оно нам надо? Школы будущего в Финляндии и Армении
0Методика образования не догма – постоянно реформируются даже самые прогрессивные методы, которые были внедрены совсем недавно. Эта сфера полна экспериментов. Причем – во всех уголках мира. Опыт, который некоторые страны приобрели в этой области, будет интересен и нам. Для примера приведем три школы – одну в Финляндии и две в Армении.
«Опыт – сын ошибок трудных…»
Как сообщал РИА «Дербент» со ссылкой на сайт surfingbird.ru, учебный процесс в финской школе Saunalahti в городе Эспоо «круто изменили». Само здание выглядит весьма феерично: при взгляде на него и не подумаешь, что это школа. Больше похоже на музей современного искусства. Здесь архитекторы из VERSTAS Architects отошли от скучной планировки и разделения на классы.
На 10500 квадратных метров находятся начальная и средняя школы, дошкольное отделение, дом молодежи, театральный зал, столовая, библиотека, спортивный зал и многое другое. Обучение проходит в расслабленной атмосфере. Каждый ребенок сидит как хочет и где хочет, а общение между учениками во время урока поощряется.
Большинство уроков строится на командно-проектной работе. На офисном стуле на колесиках, отрегулированном по росту школьника, можно откатиться в любой конец класса. Желающие могут прилечь на диванчик, придвинув к себе приставной столик для ноутбука. Роль классной доски выполняет ноутбук, подключенный к общей сети.
Столовая — это место встречи всех участников образовательного процесса. Также там находится сцена. Во время концертов, встреч, праздников и фестивалей столовая становится большим зрительным залом.
Школьный двор максимально подготовлен для того, чтобы дети могли гулять на большой перемене. Он разбит на площадки для разных возрастов.
«… и гений парадоксов друг»
По вечерам школа превращается в досуговый и спортивный центр для всех жителей микрорайона. Здесь открываются мастерские, спортивные залы и клубы по интересам.
Для отделки интерьеров и фасадов здания архитекторы использовали экологичные природные материалы, которые создают комфортную теплую атмосферу. Наружная кирпичная кладка школы с обучающей целью положена разными способами, местами беспорядочно, чтобы детям хотелось пощупать кирпичи. А там, где можно порезвиться и отвлечься (в вестибюле, на лестничных площадках), стены раскрашены в яркие цвета. У каждого класса свой холл особого цвета, заблудиться невозможно.
Открытые пространства тесно связаны с площадками внутреннего двора, выделенными для каждой возрастной группы, но являющиеся частью единого целого. Создатели проекта считают, что если поставить забор, то любому ребенку захочется бунтовать, поэтому в школе двор открытый. И, конечно, нет никаких охранников и рамок металлоискателей. Да, есть видеокамеры, но меры безопасности незаметны.
Взаимодействию с окружающей средой помогают широкие окна, выходящие на улицу. Галереи для учащихся расположены вдоль окон, выходящих в школьный двор. Так дети не чувствуют себя запертыми в четырех стенах.
В таких школах, которые отошли от классической формы обучения, у детей активно повышается успеваемость и снижается количество неврозов, свойственных школьному возрасту. Кроме того, они меняют социальную ситуацию в районе в целом, потому что дают людям развиваться в любом направлении в мастерских, клубах по интересам и спортивных комплексах.
Приезжайте в Дилижан
Самым крупным проектом в этой сфере является UWC Dilijan College в курортном Дилижане – единственное пока учебное заведение в Восточной Европе и СНГ, входящее в сеть «Объединенных колледжей мира».
Общая стоимость проекта – S150 млн, а средства на него выделили Рубен Варданян и его друзья -бизнесмены из разных стран мира (более 200 доноров). Партнерами-основателями колледжа стали Владимир Аветисян (Роснано) и Анна Аветисян, Гагик Адибекян (RD Group), Нубар и Анна Афеян (Flagship Ventures), Олег Мкртчан (Индустриальный союз Донбасса). Помогли также Виктор Вексельберг (Сколково, «Ренова»), Герман Греф (Сбербанк), Борис Зимин (фонд «Династия»), Сулейман Керимов («Нафта Москва»), Анатолий Чубайс (Роснано). Причем проект имеет не только образовательное, но и экономическое значение: школа должна стать локомотивом для развития региона, в котором находится.
К 2023 году загрузку учебного заведения планируется довести до максимума – 650 человек. Учатся там и дети из Турции. В будущем – из Азербайджана.
Учеба в Дилижанской школе – удовольствие недешевое (более 30 тысяч долларов), но расходы частично или даже полностью берет на себя специальный фонд, призванный помочь талантливым детям из разных стран мира получить качественное образование. Главное для них – пройти жесткий отбор. Обучение проводится по признанной ведущими вузами мира программе IB Diploma.
Преподавание в Дилижанской школе, как и во всех колледжах сети UWC, ведется на английском языке. Сами колледжи являются символом эпохи глобализации: дети из одних стран направляются в другие, что призвано сделать из них граждан мира.
«Айб» от армянской диаспоры
В отличие от UWC Dilijan College, в другом крупном образовательном проекте – школе «Айб» (первый в Армении школьный городок) – при использовании передового мирового опыта в сфере образования упор делается на национальную идентичность.
Школа является одним из проектов образовательного фонда «Айб», основанного в 2006 году представителями армянской диаспоры России, выпускниками физико-математической школы Еревана.
Один из создателей фонда – известный российский предприниматель, основатель и член совета директоров группы компаний ABBYY Давид Ян. По его словам, собственным успехом в жизни он обязан хорошему образованию, полученному в школе, а затем в вузе, и учителям.
Одним из символов сохранения национальных традиций является строительство церкви Сурб Таргманчац (Святых Переводчиков) на территории школы «Айб», а также председательство в совете попечителей фонда одного из самых образованных священнослужителей армянской церкви, иерея Месропа Арамяна (также выпускника физмата).
Цель проекта «Айб» – создание в Армении школы ХХI века, разработка передовых методик преподавания, которым смогут следовать остальные учебные заведения республики. Например, только тут пока в программу входит такой предмет, как робототехника, и ученики регулярно занимают призовые места на разных международных соревнованиях.
Фонд совместно с Министерством науки и образования Армении и при сотрудничестве с Кембриджским университетом и Институтом образования Лондона начали крупномасштабную «Национальную программу превосходства образования», целью которой является внедрение в армянские школы «Араратского бакалавриата» («Айб Бен» или АБ), соответствующего международным стандартам, и подготовка высококвалифицированных педагогов, которые смогут по этой программе преподавать.
«Мы должны воспитывать армян, которые могли бы взять на себя ответственность за будущее нашего народа, имели бы чувство принадлежности к своей нации, стали бы частью своей культуры», – заявил иерей Месроп Арамян.
Плата за учебу в старшей школе «Айб» составляет 6 тысяч долларов в год в драмовом эквиваленте, однако поступают туда все на равных условиях, без учета финансового фактора. И лишь когда ученик оказывается в списке поступивших, родители могут обратиться в комитет «Айб» по финансовой поддержке с просьбой оплатить учебу их ребенка. С учетом платежеспособности семьи ученику может быть предоставлена стипендия.
Мечты и реальность
Инновационные образовательные проекты в Армении не ограничиваются лишь школами «Айб» и UWC Dilijan College. Следует также отметить центры креативных технологий «Тумо» для развития детей среднего и старшего возраста в Ереване и Гюмри, различные программы и лаборатории для армянских студентов ведущих мировых компаний-лидеров ИТ-сферы (Microsoft, Synopsys и др.).
Али Гасанов
Добавить комментарий
Подписывайтесь на РИА Дербент в соцсетях: